| Comments: |
1-4 здорово
Если ранее можно было в грубом приближении приравнять типовые структуры характера к экономическим классам, то сегодня все перемешалось, и такая постановка вопроса неактуальна. Многочисленные подпорки вроде "рабочие обуржуазились" и "интеллигенция пролетаризировалась" превращают теоретический аппарат марксизма в малополезный символ веры.
я бы это сравнил с гипнотическим воздействием. т. е. раньше экономические интересы пролетариата были достаточно очевидны, а теперь капитализм заставляет людей искренне верить в то, что чуждые им ценности являются их собственными. задача левого в данном случае лечить людей от гипнотического воздействия, объяснять, что под маской, которую они пытаются на себя нацепить, их собственная кожа.
если вы предлагаете отказаться от классового деления, что именно будет делать "новейшую левую" левой? с пункта 15, мне кажется, следовало бы начинать
Спасибо, да, важный момент.
В прошлом году я начал писать текст об этом, там были очень похожие формулировки ("задача левой - массовая психотерапия" и так далее). Работа завяла, потому что в процессе я перестал быть уверен в том, что это продуктивный подход. Я, пожалуй, вытащу из небытия те наброски, невредно их будет проветрить и обсудить.
Я исходил из базовой райхианской схемы: есть "биологическая основа" человека, то, каким человек "может и должен" быть: творческим, свободным, независимым, любопытным, сексуальным. Развитие экономических отношений стеснило реализацию этого потенциала и исказило психическую структуру людей, породив патриархальный уклад и, впоследствии, государство. В результате на первый план вышли "вторичные влечения", стремление к власти, подавление сексуальности, иерархичность, власть, страх, ненависть, религия и прочее. Сверху все это затянуто в корсет морали, обычаев и традиций, не дающий всем этим червякам расползаться слишком уж явно.
В принципе, эта схема вполне рабочая, но, возможно, описывает некоторый частный случай, обобщая его до универсального правила. Очень может быть, впрочем, что этот частный случай и был общим правилом в то время и в том месте, но даже там и тогда выборка Райха ограничивалась теми, кто добрался до его кресла - то есть распознал свои проблемы как проблемы или дошел до очевидных затруднений социализации. Это, в принципе, мощный такой суживатель выборки.
Если коротко: раньше я считал, что нужно всех вылечить, и все будет зашибись. Сегодня же наличие "собственной кожи под маской" представляется мне для некоторых случаев как минимум неподтвержденным ("я победил в конкурсе на лучшую рожу? но я не строил никакой рожи!"), для других - нерелевантным, потому что срослось до смешения. В обоих случаях попытка отодрать маску будет иметь результатом освежеванный полутруп с кровавым месивом вместо лица.
Мой пойнт в том, что "гипноз" может вполне быть не гипнозом, а единственно приемлемым способом жизни для личности, сформированной некими типовыми обстоятельствами жизни. Очень трудно раскрыть глаза существу, которое их отродясь не имело. Люди в костюмах Чужих - с большой вероятностью настоящие Чужие. Не то что там лучше или хуже, а просто мы с ними рисуем на одном холсте разные картины. Или один рисует, а другой хочет завернуть в холст селедку. Неважно.
То есть лечить, конечно, хорошо. Но из ежика черепашку не сделать.
Я думаю, надо делать, как у Летова в песне: Я ищу таких как я / сумасшедших и больных/ сумасшедших и смешных / а когда я их найду / мы уйдем отсюда прочь / мы уйдем отсюда в ночь / мы уйдем из зоопарка. Только не "уйдем", а создадим вокруг себя не-зоопарк. А с зоопарком чуть позже потягаемся силой. И чем больше и сильнее не-зоопарк, тем больше будет сумасшедших и смешных, как бы по закону сообщающихся сосудов.
У "чужих", конечно, будут, свои аналогичные проекты. Я думаю, уже есть. Их конкуренцию следует понимать как эволюционный поиск.
Что же до "левой", то я в принципе не против потерять это название, как только будет другое. Потому что "левая" - это слишком много всего, и пускай за брэнд они дерутся друг с другом. У нас есть дела поважнее. | |