Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет troitsa1 ([info]troitsa1)
@ 2013-06-25 10:27:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Альтернативная альтернативка
Хочу немного поразмышлять о таком русском феномене в литературе, как феномен "попаданцев". Непростой пост. Мысли мои собственные, потому ссылок нетути )))

Как старый ценитель фантастики, я её пытаюсь искать и сегодня среди армий эльфов, дивизий мужиков с мечами и штрафных рот игроков в квиддич. В стране настала эпоха фэнтези…

Но меня всегда в книжках интересовала МЫСЛЬ, мысль героя через автора, а мыслей у драконов и эльфов маловато. Постебаться над читателем могут, но это и всё.

Научной фантастики уже почти нет, но есть странный феномен в нашей литературе – массовая любовь к «попаданцам». Альтернативная альтернативка.

Это не новый в фантастике приём. Все сразу вспомнят «Янки при дворе…», знатоки даже отца Хоттабыча и подобное ему ткнут мне в нос. Кстати, Лагин мощно выступил в "Голубом человеке" со своим попаданцем. Интересная вещь, прочно теперь забытая. Советую поискать.

И просто звенит крик народа над русской землёй:

"Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.
Мне вон тому сказать необходимо:
"Иди сюда, и смерть промчится мимо".


(Арсений Тарковский, 1945 год, полностью стих в конце поста)

Но отчего-то мои критики не видят главного – янки не хотел изменить прошлое своей страны, он хотел выжить и жить. Сам. Хорошо жить. И вернуться домой. Все попаданцы прошлых книжек более про себя думали, а нынешние – изменить ход истории, свернуть страну в нужную сторону…

Понимаете? Народу остро нужен положительный миф! Голливудского масштаба. Миф о Русском Ужасе. Миф о Русской Мечте.



Поклониться создателям книг про «попаданцев» надо потому, что они — кто от чистого сердца, кто тупо работая на «целевую аудиторию» — отпахали все последние лет 15 за русскую фабрику грёз. Это они были Русским Голливудом, Киностудией им. Горького и им. Довженко, Мос- и Ленфильмом. В дурацкое время, когда сами русские голливудцы пилили государственное бабло, снимали на оставшееся какую-то некачественную чушь и мечтали быть взятыми в Голливуд настоящий, к геополитическому противнику, — русские фантасты занимались делом: они переводили в слова и буквы народное сознание.

Это и есть простое понятие, которое я вам пытаюсь сказать – эгрегор народа. Он точно есть.  Его фантасты и перевели нам в слова и буквы.

Вы ещё только подсознательно чего-то хотите – стакан водки или повернуть историю России в правильное русло – а за вас уже сделали первый шаг. Они уже облекли ваши чаяния в слова...  Ваши? Примите вы?

Почему я назвал это явление в нашей литературе заменой фабрики грёз, Голливуда?

Во все века мы жаждали грёз! И сказок. Про Золушку, еённого принца и сурового парня в тельняшке и с ноутбуком наперевес, вломившегося в кабинет Сталина, который не очень принц, но результат тот же. Полцарства ты изменил!

Русская Мечта может показаться ненужной и глупой, аморфной и несформулированной только тому читателю, кто всю жизнь одних татьян толстых с дмитриями быковыми и глуховскими читал, уверенный, что кроме них в русской литературе есть только карманные детективы, покет-буки…. Потому и нужно топать на Болотную, требовать чего-то… А для читателя русских современных фантастов с Русской Мечтой нет никаких проблем. Для них протесты болотные не просто глупость...

Надо поклониться альтернативщикам, десять лет поворачивавшим вспять ход Первой мировой, предотвращавшим Вторую и водружавшим красное знамя на развалинах Белого Дома и давшим атомную бомбу Сталину пораньше... чтоб дедушка остался жить… не мир поработить...

Низко надо поклониться авторам всех героев-попаданцев. Создателям образа усреднённого сурового парня в тельнике с не сложившейся семейной жизнью, парня, который хранится в текущей российской жизни как военный билет в серванте — и в час икс срабатывает по своему прямому назначению. (это не моя фраза, но красива!)))

Русская Мечта, если коротко — это когда мы самые лучшие. Не просто первые — а на самом деле лучшие. Когда мы чемпионы мира по всем видам спорта, даже в футболе, и ещё у нас самое справедливое и человечное государство. И ещё у нас лучший кинематограф, лучшая наука и медицина и даже (это в самых смелых мечтах) автопром. И наша армия — настолько самая сильная, что в мире, благодаря ей, царит настоящий мир, когда никто никого не грабит и не насилует — потому что мы не даём. Ведь мы носители настоящей цивилизации — не просто самой передовой и самой сильной, но ещё и самой доброй. И путь к возвращению этой доброты русская фантастика нарисовала самый естественный — через возвращение народу и государству силы.

…Так вот — к чему я это всё. Мусорная несерьёзная фантастическая литература аккумулировала актуальные тревоги и чаяния времени настолько эффективно, что сейчас они местами на наших глазах проламываются в жизнь в виде осознанной необходимости. Не видите? Оборонсервисы всякие, замена нужных людишек на действительно могущих...  Да, местами. Да, со скрипом, вынужденно… Но дыра в заборе уже проломлена!

Вот я давеча написал панегирик Рогозину, меня не поняли, осудили или не прочитали… Так скажу вам – это настоящий «попаданец»!!! Он жизнь положит, тело своё в несвежем тельнике или отглаженном фраке кладёт за нас вот прямо сейчас…

Он хочет возвращения народу и государству силы. А вы не хотите?

***

Арсений Тарковский в стихотворении 1945 года:

Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.

Мне вон тому сказать необходимо:
"Иди сюда, и смерть промчится мимо".

Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.

Мне вон тому сказать необходимо:
"Иди сюда, и смерть промчится мимо".

Я знаю час, когда начнут войну,
Кто выживет, и кто умрет в плену,

И кто из нас окажется героем,
И кто расстрелян будет перед строем,

И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград,

И видел я, как русская пехота
Штурмует Бранденбургские ворота.

Что до врага, то все известно мне,
Как ни одной разведке на войне.

Я говорю - не слушают, не слышат,
Несут цветы, субботним ветром дышат,

Уходят, пропусков не выдают,
В домашний возвращаются уют.

И я уже не помню сам, откуда
Пришел сюда и что случилось чудо.

Я все забыл. В окне еще светло,
И накрест не заклеено стекло.

***

Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.


(Добавить комментарий)


[info]medlenic@lj
2013-06-25 03:41 (ссылка)
Если судить о Рогозине не по Вашим словам, а по его делам - он всего лишь хочет власти или быть около власти. "попаданец" из него никакой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-25 03:50 (ссылка)
Ваше заблуждение мне давно ясно.

Болотная площадь правее, не промажете ))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]medlenic@lj
2013-06-25 04:01 (ссылка)
Вы в который раз направляете меня в точку за моей спиной! Если бы я вашим компасом пользовался, то только при наркозе.
Рогозин не однажды создавал поддельные организации, которые пытался сдать кремлю, но в последний момент отваливал от них и ... получал новый пост при власти. Однопартийцы скулили, потом рассыпались и снова шли в партии того же псевдо-патриотического толка. Почему-то они снова приглашали туда Рогозина и он им не отказывал. И вновь поступал так же. Трижды, если я не ошибаюсь это было проделано. А м.б. и четырежды - лень копаться в его прошлом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-25 04:08 (ссылка)
Рогозин не однажды создавал поддельные организации...

А я не однажды приветствовал перестройку! Был уже в конце 80-х "проклятым кооператором"...
Давайте в меня плюнем - он же за горби шёл в бой! А потом отвалил от бизнеса...от счастья капитализьма...

Про Болотную подумайте. Там близкий по вашему менталитету народ кучкуется. И как один они ненавидят Рогозина! Братья же...

Пост не про политику. Потому этот вопрос мне точно не интересен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rystikobel@lj
2013-06-25 03:43 (ссылка)
ну вообще по литературе, востребованной в обществе, можно судить о тм чего же это самое общество хочет и чем живет. В России, это как правило мечты о могучей державе. А вот на западе популярен откровенно пидарский жанр, про вампиров и подобное. Возьмем те же "сумерки". Книга то повествует о том что в Штатах по сути не осталось нормальных мужиков. И бедная девушка вынуждена выбирать между вампиром и оборотнем. Оба кстати сказочные персонажи. Короче в штатах, и европе, мужик нормальный гетеросексуальный встречается только в сказках, и то не всегда он гетеросексуальный, а часто даже имеет пидарскую внешность

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-25 03:53 (ссылка)
Если судить по вашим словам "ну вообще по литературе, востребованной в обществе, можно судить о тм чего же это самое общество хочет и чем живет" мой текст вы не смогли прочесть! ))))

Протрите монитор! )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rystikobel@lj
2013-06-25 10:20 (ссылка)
сорри пишу с планшетки. пальцы большие буквы маленькие))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-25 13:08 (ссылка)
Не страшно )))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]agrish@lj
2013-06-25 03:51 (ссылка)
Поддерживаю.
Единственный недостаток - что авторы, в большинстве своем, писать не умеют. Хотя, возможно, это стариковское преувеличение.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-25 03:56 (ссылка)
Это точно...

Но когда тебя тащит кривоногий и тощий коняга из трясины, ты его целовать станешь в некрасивую морду - он тебя спас! )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tim_o_fay@lj
2013-06-25 05:03 (ссылка)
Хорошая метафора :)

Дай Небо силы конягам!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-25 05:09 (ссылка)
Спасибо )

Так для коняг я и пишу, им приятно будет, что мы их труд замечаем )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ext_828201@lj
2013-06-25 08:52 (ссылка)
Спасибо от коняг :-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-25 09:01 (ссылка)
*ласково треплю конягу по гриве*

Обязуюсь прочесть Рокировку Сталина! Немедленно )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ext_828201@lj
2013-06-26 03:41 (ссылка)
Такую жертву я от вас не требую. Поскольку сейчас вы сможете прочесть либо черновики, либо только 1-ю книгу. :-) Вторая выйдет по плану в сентябре.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-26 03:56 (ссылка)
Поздно! Уже принёс кровавую жертву... )))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]old_imperialist@lj
2013-06-25 09:03 (ссылка)
Большое спасибо, уважаемый автор. О Рогозине я Вами спорить не буду, иностранец я, блин, но за Русскую мечту - большое спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-25 09:06 (ссылка)
Рад, что понравилось! ))

Про Рогозина - ни в коем случае даже не уговариваю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]igorilla@lj
2013-06-26 17:15 (ссылка)
Русская АИ, по меткому определению ее читателей, пишется для любителей насладится виртуальным величием России, заключающемся в праве Русского Человека невозбранно посещать женские отделения бань и раздевалки бывших Соединенных Штатов Пиндосии

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-27 03:20 (ссылка)
... и зачем я целый пост написал, мысли излагал свои... ;)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ext_828201@lj
2013-06-28 04:28 (ссылка)
А вы в этом уверены?
И прочитать текст, который беретесь комментирвать вам Русская Мечта не валит? Или букафф многа, ниаисилили?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]igorilla@lj
2013-06-29 09:37 (ссылка)
Уверен, я люблю читать военно-историческое фэнтези и читал его много

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ext_828201@lj
2013-07-10 07:36 (ссылка)
Увкрен, что вы только прочли многабукаф, не вдумываясь в смысл.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]igorilla@lj
2013-07-10 14:51 (ссылка)
Вы несогласны, что смысл Ваших книг в пробуждении ненависти к нагло-саксам, прославления гениальности тов. Иосифа Виссарионовича Сталина и обеспечения возможности насладиться Величием России ?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]m_holodkowski@lj
2013-06-27 11:09 (ссылка)
А Вы уверены, что эта Русская Мечта - действительно Русская? ИМХО она все-таки не Русская, а Советская...
(Может, я ошибаюсь, но у Вас же "ссылок нетути"...;))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-27 11:23 (ссылка)
Советское стало только тогда хорошим, когда Сталин понял, что единственная у него надёжа - русский народ с его русской идеей. Потому я и пишу - Мечта только Русская! ... А куда надо мне ссылаться? ))

И есть Еврейская Мечта - вновь построить свой Храм, стать окончательно единственным богоизбранным народом, чтоб остальные им ноги мыли. Они почти смогли в 1917-1937 году, близки к решению и сегодня. Но Еврейская Мечта это их проблема, еврейский вопрос я для себя давно закрыл.

Потому я написал этот пост - всё не так на свете, друг Горацио... ты же уже знаешь ))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]m_holodkowski@lj
2013-06-27 11:33 (ссылка)
когда Сталин понял, что единственная у него надёжа - русский народ с его русской идеей.
Это когда же? Когда понял, что перестарался - людишек извел многовато, воевать некому?

Потому я и пишу - Мечта только Русская!
Если у Вас мечта связана со Сталиным, то может - Грузинская? ;)

А куда надо мне ссылаться?
А вот Сталин Ваш не ссылался, а ссылал! :/

Они почти смогли в 1917-1937 году, близки к решению и сегодня
Так, ну все с Вами понятно. Неосмотрительно я Вас зафрендил. Сейчас вот эту строчку допишу - и отфренжу. (Заодно и забаню, так что и меня отфрендить можете).

Ступайте себе с богом со Сталиным на Поклонную.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-27 11:36 (ссылка)
Правильно! И очень демократично и либерально )))
Чем жид отличается от евреея - только наличием ума. Увы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ext_828201@lj
2013-06-28 04:29 (ссылка)
m_holodkowski ! Давно вернулись из ссылки?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yuri_p@lj
2013-06-28 12:05 (ссылка)
К большому сожалению, ни один из авторов попаданческой литературы так и не смог "спасти коммунизм", т.е. предложить системное решение проблемы.
Всё сводится к усилению контроля за контролёрами и кадровых перестановок в ручном режиме.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-28 14:12 (ссылка)
Скажу неожиданное - сюжеты книг про попаданцев меня совсем не интересуют.

Попробуйте ещё разок прочесть пост ))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yuri_p@lj
2013-06-29 00:54 (ссылка)
Разве я хоть полслова сказал о сюжетах?
Говорю о мыслях, которыми руководствуются авторы попаданческих книг, о попытках изменить мир задним числом и с опорой на послезнание. И о том, что всё пережитое нами пока не привело к появлению плодотворных идей. Ни у писателей-фантастов, ни у рогозиных, ни у тех, кто рогозиных назначает.

На мой взгляд, эта тема в достаточной мере звучит и в Вашем посте (достаточно, чтобы откликнуться на нее репликой, вызвавшей Ваше неприятие). Давайте, действительно, прочтем то, что Вы написали:

> Но меня всегда в книжках интересовала МЫСЛЬ, мысль героя через автора...

> Все попаданцы прошлых книжек более про себя думали, а нынешние – изменить ход истории, свернуть страну в нужную сторону…

> Вы ещё только подсознательно чего-то хотите – стакан водки или повернуть историю России в правильное русло – а за вас уже сделали первый шаг. Они уже облекли ваши чаяния в слова...

> Про Золушку, еённого принца и сурового парня в тельняшке и с ноутбуком наперевес, вломившегося в кабинет Сталина, который не очень принц, но результат тот же. Полцарства ты изменил!

> Русская Мечта, если коротко — это когда мы самые лучшие. Не просто первые — а на самом деле лучшие. Когда мы чемпионы мира по всем видам спорта, даже в футболе, и ещё у нас самое справедливое и человечное государство.

> Ведь мы носители настоящей цивилизации — не просто самой передовой и самой сильной, но ещё и самой доброй. И путь к возвращению этой доброты русская фантастика нарисовала самый естественный — через возвращение народу и государству силы.

> ... сейчас они местами на наших глазах проламываются в жизнь в виде осознанной необходимости. Не видите? Оборонсервисы всякие, замена нужных людишек на действительно могущих...

> Так скажу вам – это настоящий «попаданец»!!! Он жизнь положит, тело своё в несвежем тельнике или отглаженном фраке кладёт за нас вот прямо сейчас…
Он хочет возвращения народу и государству силы. А вы не хотите?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-29 03:05 (ссылка)
Ладно, не сердитесь )))

Просто ваша фраза - ни один из авторов попаданческой литературы так и не смог "спасти коммунизм", т.е. предложить системное решение проблемы - показалась мне, что о содержании книги вы хотели сказать, значит о сюжете, который должен показать нам путь для страны.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yuri_p@lj
2013-06-29 06:26 (ссылка)
Сюжеты могут быть самые разнообразные. Кто-то строит цивилизацию с нуля, кто-то встревает в советскую жизнь, кто-то просто докладывает о будущем Сталину или другим властителям и ждет решений от них.

Но во всех случаях автор должен предложить свой вариант "спасения коммунизма", свою систему функционирования общества справедливости. А если брать реальность, то Путин (Рогозин и т.д.) должны свои проекты предложить.

Нет проектов. После всеобщего (и заслуженного) осмеяния "Плана Путина" никто даже и не пытается сформулировать хоть что-то концептуальное.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-29 06:40 (ссылка)
...то Путин (Рогозин и т.д.) должны свои проекты предложить

И на митинг нам предъявить! А мы уж решим - план нам подходит? ))) Все на болотные! Уж мы примем правильный проект или план!

Давайте сам себя повторю - Мусорная несерьёзная фантастическая литература аккумулировала актуальные тревоги и чаяния времени настолько эффективно, что сейчас они местами на наших глазах проламываются в жизнь в виде осознанной необходимости. Не видите?

Никто никаких планов не предложит! Даже самый лучший правитель России. И нам на обсуждение не вынесет план очередных 500 дней. Оно ПРОЛОМИТСЯ само. А Путин или Рогозин могут только помочь... или не мешать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yuri_p@lj
2013-06-29 09:12 (ссылка)
На мой взгляд, ничего хорошего не проломится само собой.
Так и будем гнить, как весь мир гниёт, пока не родится в чьей-то гениальной голове план дальнейшего развития.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-29 09:15 (ссылка)
У меня тоже мрачный взгляд на судьбу страны... Потому и пытаюсь заметить незаметное ))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]v_lechenko@lj
2013-07-06 10:22 (ссылка)
Буркатовский - я про конец его романа а не про военные главы

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yuri_p@lj
2013-07-06 10:34 (ссылка)
Читал "Вчера будет война". Как раз подобные книги имею в виду. Ничего системного автор не предлагает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]akharkovtsov@lj
2013-06-28 13:17 (ссылка)
А спасибо! Честно спасибо. Спасибо за формулирование смысла. Вдедь это правда так и есть: "Русская Мечта <...> — это когда мы самые лучшие. Не просто первые — а на самом деле лучшие." Причем не просто абстрактно лучшие, а лучшие ДЛЯ ВСЕХ. И, более того, умеющие добиться и от остальных соответствовать таким высоким требованиям. Не можешь - научим, не хочешь - заставим! Ещё раз спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-06-28 14:10 (ссылка)
Вы заметили главное из моего поста - а лучшие ДЛЯ ВСЕХ
Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)

Обзор новостей за 29 — 30.06.13
[info]livejournal@lj
2013-07-01 01:59 (ссылка)
Пользователь [info]knivy@lj сослался на вашу запись в записи «Обзор новостей за 29 — 30.06.13» в контексте: [...] а например о цивилизационных технологиях, этической инженерии и механике, но её не пишут. troitsa1 [...]

(Ответить)


[info]chipstone@lj
2013-11-19 05:22 (ссылка)
Вы абсолютно точно уловили причины этого феномена (жанр альтернативной истории). И это действительно исключительно наш феномен. Это отчаянная попытка снизу вырваться из той атмосферы национальной разрухи и унижения, в которую нас всех загнала история реальная. Будучи не в силах изменить что-либо существенно в настоящем, человек пытается хотя бы мысленно на основе счастливого стечения обстоятельств и личных знания и опыта исправить ситуацию до того, как вся эта разруха случилась. Если посмотреть на жанр фантастики на Западе, то разница с нашей литературой станет совсем разительной. Там все заполонило три направления: Фентези (сбежать от реальности в сказку и показать какой я герой); космические империи с кем-то воюющие (полная перекладка реальности социума на фантастическую почву, фактически просто смена декораций) и ужасы (фактически ожидание ужасного конца, поскольку ничего хорошего впереди не светит). И только в нашей литературе продолжается отчаянный поиск выхода из цивилизационного тупика. В этом жанр альтернативной истории играет отчасти роль историо- и психо-аналитики, призванной определить причины прошлого провала и попытаться, устранив последствия, избежать их в будущем. Найти путь для человечества, имеющий историческую перспективу.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2013-11-19 05:30 (ссылка)
Правильно, психоаналитики, точнее попытки хоть так ответить себе на извечные русские вопросы...

(Ответить) (Уровень выше)