umlaut's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Thursday, May 19th, 2005

    Time Event
    12:59p
    Попытка общения с сайтом dvdselect.ru закончилась приобретением трех дисков Карпентера, которые после Дня Победы привез странный дядечка с добродушо-хитроватым взглядом.
    “The fog”(«Туман»), 1980
    “They live!”(«Они здесь!»), 1988
    “Village of damned”(Деревня проклятых), 1995

    Про второй фильм из списка я, кажется, уже упоминал в восторженных эпитетах. И в сравнении с двумя другими он мне представляется наиболее значительным произведением из-за социальной составляющей.
    Первый фильм – «Туман» - чистый триллер, снятый явно на волне успеха «Хэллоуина», появившегося двумя годами ранее. Даже оригинальное название выглядит так, чтобы зрители не дай бог чего не перепутали: «John Carpenter’s The Fog». Впрочем моему невежеству это никак не помешало – заказывая фильм, я полагал, что это экранизация кинговского «Тумана», переведенного в советское время для «Вокруг света». История оказалась совсем другая. В 1880-м году жители небольшого американского городка, расположившегося на берегу Атлантики, решили изгнать группу прокаженных. Несколько особо рьяных товарищей пошли еще дальше и сколотили преступную группу с целью завладеть золотишком убогих. Мысль вполне разумная, зачем же прогонять богатых прокаженных, если можно их утопить, а богатство присвоить. В одну прекрасную туманную ночь так и было сделано: злоумышленники, ведомые пастором, разожгли на берегу костер и корабль прокаженных направленный на ложный свет разбился о прибрежные скалы. История эта быстро превратилась в легенду и кочевала среди местных жителей, пока однажды, ровно сто лет спустя, на город не надвинулся густой белый туман из которого вышли зловещие фигуры утопленников. Именно в этом фильме впервые появляется угрожающая фигура с рыболовным крюком вместо руки, впоследствии сильно растиражированная. Да и вообще, данный фильм является классикой, наряду с предыдущим творением Карпентера, определившим структуру и образы хоррор-фильмов восьмидесятых-девяностых годов. Неизбалованный бюджетом режиссер умело находит способы нагнетания обстановки: пугающий туман, наползающий на город, ничего не стоит изобразить с помощью дымовых шашек, лиц страшных утопленников мы ни разу не увидим, кроме эпизода драки на крыше радиостанции, да и там Карпентер покажет только часть лица, но это будет крайне эффектно – облезлая кожа с копошащимися в ней червями. Чтобы пугаться, зрителю достаточно видеть общим планом еле проглядываемые сквозь туман фигуры прокаженных мертвецов с ярко-красными, словно наполненными ненавистью, горящими глазами. Забавно, что главного мертвеца Блейка сыграл мастер по гриму и спецэффектам Роберт Боттин(вот повод щегольнуть знаниями почерпнутыми из журнала «Настоящее кино», за что им большое спасибо), тогда еще мало кому известный, а теперь уже признанный голливудский мастер. Карпентер не ставит в этом фильме себе никакой другой задачи, кроме как рассказать и показать страшную историю. И с тем и с другим он справляется на отлично, любители жанра получат гарантированное удовольствие.

    Третий фильм из списка «Деревня проклятых», снятый через пятнадцать лет, уже не так однозначен. При наличии в сюжете опять-таки страшной истории, сама история является не простым ужастиком, а неким таинственным феноменом проникающим в нашу спокойную жизнь и до основания разрушающим ее. В один прекрасный день ровно в десять часов утра все жители небольшого американского городка(обожаю такие ситуации в американских фильмах: маленький сонный городок встречает большую странность, загадку; твин пикс) в три тысячи человек, услышав таинственный шум, теряют сознание и засыпают. Через шесть часов они просыпаются и как ни в чем не бывало продолжают заниматься своими делами. Еще через пару недель выясняется, что женщины городка беременны. А через девять месяцев рождаются десять младенцев: пять мальчиков и пять девочек. У них белые волосы, умные глаза и они всегда ходят парами. Эти дети не умеют любить, не испытывают, оказывается, вообще никаких человеческих чувств, зато умеют мстить взрослым за любую мнимую или реальную несправедливость. К ужасу всех детишки эти умеют мысленно подчинять себе кого угодно и заствлять делать что угодно, например, пойти и сброситься со скалы в море.
    Если в «Тумане» происхождение ужаса имело логическое объяснение, то в «Деревне проклятых» такого объяснения по сути нет. Нет потому что Карпентера больше занимает развитие сюжета не только на уровне истории, но и на подразумеваемых уровнях: способны ли понять взрослые детей, или это два разных враждебных друг другу человеческих вида, как в рассказе Брэдбери «Вельд»(в фильме сначала ради самосохоранения, а потом и просто для профилактики, дети готовы уничтожить всех вокруг себя), что делает человека человеком, достаточно ли наличия эмоций, чтобы быть человеком. На первые два вопроса Карпентер дает однозначные вопросы, а вот третий оставляет открытым. Зрителю будет над чем подумать после фильма. Кстати, главную роль врача и одного из родителей играет «супермен» Кристофер Рив и делает это на удивление хорошо. ЗЫ для поклонников "звездных войн": а еще там снялся Марк Хэмилл в эпизодической роли.
    4:45p
    Пожалуй я отмечу 33 и 1/3 !

    Current Music: Дымит ре-ре-резина, кончает Зина
    6:01p
    Для [info]reineke@lj
    ДЛК - еще один эксперимент Чжана ИМоу в жанре усяпян (wuxia-pian), кот. на западе неточно именуется "кино боевых искусств". К обязат. признакам этого жанра, в действительности служащего азиатским аналогм "фильмов плаща и шпаги", принадлежит некое квазиистор. пространство в кач-ве места действия, мелодарм. сюжет, большое количество боевых сцен, как правило характерных "полетов на тросах"...
    Время действия фильма - эпоха династии Тан - важнейший период для китайского искусства в целом и жанра усяпян в частности. Сами китайцы именуют эту эпоху "веком поэзии". Именно тогда возникли чуаньци (chuanqi) - "странные истории", прямые предшественники романов о бродячих воинах уся...
    Напоследок необходимо заметить, что метание кинжалов - такая же неотъемлемая принадлежность кино боевых искусств, как бой в бамбуковом лесу или кунфу-балет прекрасных воительниц. Именно с техники метания кинжалов в фильме "Сожжение монастыря красного лотоса"(1928), начался кинематогр. усяпян в Гонконге. Это своего рода бренд, отвечающий за весь жанр в целом, и то, что Чжан Имоу вынес "летающие кинжалы" в название фильма, демонстрирует понимание им нынешней силы этого бредны на рынке глоб.кинокультуры.

    Искусство кино, 2005, №2

    << Previous Day 2005/05/19
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org