Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2008-10-02 19:16:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Эрратамания. Как вовремя сказано!
С основной темой лекции разобрался минут за пятнадцать до звонка. Что ж, решил за оставшееся время поставить задачу, которую будем решать в следующий раз. Физическая ситуация, уравнение, граничные и начальные условия. Такое у них в первый раз, так что старался объяснить поподробнее.
Звонок. Finis.
Студентка задает вопрос. Отвечаю. Разговор переходит на то, как пригодятся им полученные на наших занятиях знания.
- Знаете,- говорит она,- из матанализа нам за два года пригодилось практически всё, кроме одной темы - рядов Фурье. Зачем они нам?
На моем лице, должно быть, появляется плотоядная улыбка.
- А вы задайте этот вопрос после следующей лекции!
Для тех, кто понимает: задача, которую мы будем решать через неделю - это однородное уравнение теплопроводности! А потом неоднородное, потом колебания струны, потом уравнение Лапласа, потом... потом... Два месяца сплошных рядов Фурье!
Так что всё в матанализе пригодится, слышите, первокурсники?


(Добавить комментарий)


[info]alegor@lj
2008-10-02 14:36 (ссылка)
Красиво было в одном историческом фильме ("Стакан воды", по-моему), где английской королеве за утренним туалетом рассказывают новости: Шведский король Карл запер русского Петра под какой-то "Полтавой". Королева вздыхает: бедный Петр.

Тут похожее смешное чувство от знания общей картины, остающейся пока неизвестной Вашей студентке.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-02 14:44 (ссылка)
Справедливости ради замечу, что студентка эта - весьма толковая. Так что ненадолго эта неизвестность.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]misologus@lj
2008-10-02 14:46 (ссылка)
Да, видимо, полезная штука. Моя знакомая синтаксист сейчас добровольно на курс матанализа записалась, ходит. Говорит, нужно ей.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-02 14:50 (ссылка)
Попытался представить синтаксиста на курсах матанализа... И понял, что понятия не имею, как выглядит синтаксист :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]profpr@lj
2008-10-02 15:44 (ссылка)
Это таксист, только в Китае. Вот только зачем китайским таксистам матан?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]misologus@lj
2008-10-03 05:49 (ссылка)
Так, может, у вас их тоже полгруппы?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-03 13:12 (ссылка)
Синстаксистов?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]misologus@lj
2008-10-03 16:27 (ссылка)
Синтаксистов!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-03 16:32 (ссылка)
Ооооооооооооооооо...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]6zow@lj
2008-10-02 15:46 (ссылка)
Я однажды в школе для себя одну задачку сформулировал. Пытал учителей. Безрезультатно.
А курсе на втором (или третьем) как-то пару ночей не поспал, вспомнил задачку, подумал и решил ее! А все благодаря рядам Фурье!
Кстати, потом я записи потерял, и решение восстановить не смог. А теперь уже и результат, возможно, не вспомню. Обидно...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-02 15:48 (ссылка)
Почти история теоремы Ферма...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anatbel@lj
2008-10-02 16:04 (ссылка)
Эх, Вадим!
Если бы!
В подавляющем большинстве случаев ряды Фурье НИКОГДА в жизни бывшему выпускнику не понадобятся и будут благополучно забыты...
Как и уравнение теплопроводности.
И колебания струны.
И если бы только это!

Попробовав оценить все дивные математические изыски, которые я когда-то знал (и хорошо знал, между прочим!) и любил, а потом забыл, ибо не пригодились, я лет пять назад впал в беспрецедентную депрессию недели на две.
Практически все урматы, ТФКП, аналитическая механика, функциональный анализ, тензорное исчисление... Да что там - линейную алгебру почти всю забыл, дифур мало-мальский - уже с трудом...

Что не требуется - атрофируется.

И ведь раньше утешал себя тем, что вспомню, ежели понадобится (и таки раза два приходила нужда - и таки вспоминал то, что требовалось); а теперь честно признался, глядя в зеркало: не вспомню.
Не понадобится.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-02 16:16 (ссылка)
Естественно. Но это смотря чем заниматься. Мне, скажем, они пригодились не только для чтениям по ним лекций... а вот тензорное исчисление, если что, восстанавливать придется почти с нуля. Пока обходился без.
И наоборот. На физфаке ортогональные полиномы практически прошли мимо, а потом на них оказалась построена вся диссертация.

Однажды я вот так же сказал на лекции: "Этот математический прием (сейчас уже не помню, какой именно) пригодится вам в вашей будущей работе".
Бурный хохот.
- ???????????
- В работе! На Жданах!..
("Ждановичи" у нас - это примерно как у вас Черкизовский рынок.)
Сейчас, лет восемь спустя, ситуация немного изменилась к лучшему. Хотя, конечно, в науку пойдут не все.
Но эта девочка, думаю, пойдет, данные есть.

Впрочем, в любом случае речь у нас с ней была о том, что пригодится не в послежизни жизни после диплома, а на 3-5 курсах...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]master_nemo@lj
2008-10-02 16:27 (ссылка)
кстати
вера, извиняюсь за выражение, но именно вера в то что это дальше понадобится иногда сама по себе влияет на эффективность изучения

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-02 17:04 (ссылка)
Да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]m61@lj
2008-10-02 18:42 (ссылка)
А мне без тензорного - никуда. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-03 04:57 (ссылка)
В каждой науке свои заморочки...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]m61@lj
2008-10-03 06:34 (ссылка)
Это точно. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]novus_ludy@lj
2008-10-02 16:55 (ссылка)
Скажите, а вы на каком курсе лекции читаете?
Я что-то не могу сообразить в какой момент студенты уже знают ряды Фурье, но еще ими не пользовались:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-02 17:04 (ссылка)
На третьем.
Ряды Фурье у них в конце первого курса, а на втором - обыкновенные дифуравнения, там у нас ряды только степенные.
На третьем в параллель с моей матфизикой еще электроника идет, там ряды Фурье есть, но, наверное, еще до них не добрались.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-02 17:05 (ссылка)
На всякий случай: у нас не математики, а экологи учатся.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]novus_ludy@lj
2008-10-02 17:14 (ссылка)
Ого. Ну с одной стороны ничего сложного там нет, можно и на первом курсе рассказывать. Но как-то много математики в первый курс впихивается. Непривычно.
На физтехе и в МГУ попозже ряды идут. А на физтехе физики уже на первом курсе переживают, что рядов нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-10-02 17:18 (ссылка)
В первые годы и у нас рядов Фурье в матане не было, так что мне приходилось делать внеплановую лекцию на матфизике.
Сейчас перестроились.

(Ответить) (Уровень выше)