Антиимперство
В сегодняшнем АПН-е появилась статья Павла Святенкова «Империя и её имперцы».
Пересказывать суть вряд ли имеет смысл, по названию уже ясно — направлена она против правоимперской версии национализма. Приведу характерную цитату:
«За что бы не боролись имперцы — за построение в России Европы, отличной от натуральной, могучей Евразийской империи в союзе с Китаем (либо без союза с Китаем, но в союзе с Ираном или Казахстаном — варианты многообразны), за „Третий Рим“, нововизантийскую империю и завоевание Константинополя (и тут вариантов масса), они едины в одном.
Во взгляде на русский народ как на скот, который по неизвестной причине „обязан“ построить им Третий Рим, Межгалактическую коммунистическую империю, Неоевропу, Светлое Царство коммунизма им. Льва Давыдовича Троцкого и тому подобные фантастические государственные образования.»
Мысль эта отнюдь не нова, подобная точка зрения уже стала доминирующей в национал-патриотическом кругу. Причём оный подход ныне одинаково присущ как радикалам (Широпаев), так и умеренным «национал-капиталистам» (Севастьянов).
За всем этим многообразным «антиЫмперским» пафосом стоит, по сути, лишь один ключевой посыл: «Хватит нас, русских, обижать. Не хотим строить вашу империю». Иными словами, дискурс строится на старой-доброй формуле: «Русских Любят Обижать™». Причём в данном случае в роли обижающих выступают уже сами же русские.
Народ, таким образом, в свете антиимперской критики предстаёт как жертва. Причём жертва, которую ОБИЖАЮТ ПОСТОЯННО, на протяжении столетий. Ибо почти вся история русской нации так или иначе связана с каким-либо великим строительством (к слову, как и история многих других европейских наций). Широпаев докручивает обороты до конца: «Россия всегда была тюрьмой для русских». И в этом смысле он полностью последователен, в отличие от Святенкова и пр.
Но к чему я всё это?
А вот к чему. Когда подобные националисты пусть даже из лучших побуждений занимаются тем, что возводят формулу РЛО™ (а других аргументов у них просто нет и быть не может) в культ, бесконечно муссолят её, навешивают этот ярлык на всю нашу историю, они оказывают для нации самую настоящую «медвежью» услугу. У простого человека закладывается комплекс неполноценности, он начинает ощущать себя частью вечно обиженного народа, которого нехорошие люди только и думают, куда бы использовать в качестве пушечного мяса. «Всё у нас не как у людей». При этом логика западного националиста всегда другая, он неизменно будет оценивать миссию своей страны положительно. Вы когда-нибудь видели английского националиста, устраивающего плач по поводу того, что Англия в своё время захватила полмiра?!
Аналогичная ситуация случилась в своё время с армянами. Наблюдая за успехом еврейской индустрии холокоста, они решили открыть свою лавочку. В качестве холокоста был выбран турецкий геноцид. Только не поняли бедняги, что евреи — народ крайне хитрый, строя из себя жертву они всегда в глубине души осознают, КТО есть жертва на самом деле. В результате современный армянин в большинстве случаев чувствует за собой комплекс неполноценности, связанный с трагической историей его народа. У меня соседи армяне, в вынужденном общении с ними ощущаю это постоянно.
Той же участи — стать народом, ощущающим себя ущемлённым, ждут, похоже, для русских идеологи «национального государства». К Святенкову, правда, это относится куда в меньшей степени. Завершает он свою статью вполне здраво:
«Отказ от сырьевой экономики, демократия, патриотизм. Плюс переход к нормальному для любой демократической страны режиму государства-убежища для русских. Больше ничего на данном этапе не требуется. Империя? Ну, пусть империя… Само слово то нас не пугает. „Государство, возглавляемое императором“. Возможно, национальная Россия создаст ее. Когда-нибудь потом.»
С этим поспорить трудно.