And the Pursuit of Happiness - [entries|archive|friends|userinfo]
Евгений Вассерштром

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Jun. 24th, 2011|12:22 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
- про начало войны мы услышали по радио. в 11 или 12 часов. хотя мне тогда почти 14 лет было, все равно совсем мальчишка. побежали к райкому партии узнать, что случилось. народу собралось много, но никто к нам не вышел и не сказал. воскресенье, здание пустое, все куда-то разъехались.

- вечером за папой пришли из военкомата и он пропал на 2-3 дня. когда вернулся, сказал, что его как бывшего офицера мобилизовали ездить по окрестным деревням, собирать призывников. следующим утром он опять ушел и мы его не видели недели две.

- папа приехал поздно вечером на машине. ну, такая, в которой делают дезинфекцию одежды. я слышал, как он сказал маме, чтобы она срочно собиралсь, чтобы утром всем уехать. мама плакала. он побежал к брату и сестре, тоже хотел, чтобы они с нами уехали. они отказались. брат был инвалидом, у него левая рука не сгибалась. говорит, куда я поеду, кому я нужен. немцы образованные, никого не тронут. сестра с мужем тоже ни в какую. так и остались. их потом немцы всех убили.

- утром папа привел большую подводу. мама собрала несколько больших узлов, взяла меня с сестрами и мы поехали на восток. навстречу нам по дороге двигались войска. на фронт.

- через два дня мы приехали в какой-то районный город. мама оставила меня сидеть с сестрами, а сама пошла в военкомат. там ей сказали прийти следующим утром. нас и еще несколько семей военнослужащих разместят на жительство.

- следующим утром нас собрали и расселили в каком-то леске за городом. недалеко от временного госпиталя с тяжелораненными. мама туда ходила на работу, помогать.

- через неделю мы услышали какие-то громкие отдаленные звуки. кто-то из раненных сказал, что это немецкая артиллерия. в госпитале все засуетились и начали к чему-то готовится. раненные, что могли ходить стали разбегаться.

- на следующий день звуки артиллерии усилились. снаряды начали рваться недалеко от железнодорожной станции и сахарного завода. прошел слух, что немцы прорвали фронт и скоро будут здесь. мама и еще несколько женщин с детьми решили двигаться дальше на восток. из военкомата нам прислали в помощь старшину. его потом убило во время обстрела.

- мы старались двигаться по лесам, потому что говорили, что немцы контролируют дороги. самолетов их тоже очень боялись. один раз мы подошли к дороге, которую надо было перебежать, но старшина сказал, чтобы мы пока подождали. я видел, как по дороге пронеслись несколько немецких броневиков с мотоциклами. мы сидели и не знали что делать. в конце концов решили перебегать и нас никто не заметил.

- еды было очень мало. почти все, что мама захватила с собой в дорогу кончилось, осталось немного сухарей.

- мы добрались до железнодорожной станции. мама пошла в военкомат. нас с другими семьями собрал какой-то лейтенант. говорит, я не знаю, что с вами делать. завтра с утра приходите сюда, что-нибудь придумаем. ночью железнодорожную станцию бомбили.

- утром лейтенант дал нам три телеги с возницами и отправил дальше в направлении Днепропертровска. немец с самолетов обстреливал дорогу. нашего возницу и старшину убило.

- нас подобрали танкисты-ремонтники и посадили в свою машину. где-то на полдороги нас нашел папа. сказал, что нам надо срочно перебираться на ту сторону Днепра и уезжать в эвакуацию. он попросил танкистов нам помочь.

- понтонную переправу постоянно обстреливали, но нам удалось добраться до станции в Днепропетровске. там нас поселили в вагонах дачного поезда. тоже бомбили. мама сказала, что мы поедем в Харьков.

- станцию постоянно бомбили. было много раненных. нас прямо в дачных вагонах прицепили к паровозу и вместе с другим раненными и эвакуированными повезли на восток. немец обстреливал с самолетов, но мы проскочили.

– из Харькова нас отправили на Урал, в Челябинск. оттуда в Туркестан. мама работала в госпитале. в 44-м году вернулись домой и я ушел на фронт. отца не видел до 46-го, пока не приехал на побывку из армии. он воевал под Берлином, а я в Восточной Пруссии.
LinkLeave a comment