Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет wg ([info]wg)
@ 2004-12-19 20:11:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Купил вчера на книжном развале книжечку - А.Я.Аврех "Масоны и революция", Политиздат, М, 1990 г. и вот второй день читаю. Иногда Арон Яковлевич излишне брызжит слюной, но в целом небезынтересно.
Речь в книге идет о степени реальности существования обширной масонской организации накануне Февральской революции и роли масонов в ней, в частности - в формировании Временного правительства и т.п.
Аврех считает масонов "ничтожно малой величиной" и активно критикует на этой почве Н.Яковлева ("1 августа 1914 г.") и осторожно - Мельгунова.
Вообщем-то ничего существенно нового в книге нет (чего не было бы, например, у Мельгунова), но некоторые нюансы, истории, цитаты дивно хороши.

Вот, например, замечательный отрывок из книги Андрея Белого "Между двух революций" -
    "…В созерцании этого зрелища [Первой мировой войны] я и стал "мистиком", ибо я пережил свой полон, как "мистический" заговор неведомых "оккультистов", отравляющих своей эманацией все; прикоснешься утром к поданной чашке чая, отравленной "ими", и - каменеешь от ужаса. Ужасы капитализма осозновал я всегда, но теперь я пережил эти ужасы с новой, прямо-таки сумасшедшею яркостью, как нечто, направленное на меня лично: и не совсем верил я, будто ужасы эти - механический результат социального строя; мне виделся заговор; чудилось: нечто крадется со спины, виделся почти "лик", подстерегающий в тенях кабинета; слышался почти шепот: я, я! Я гублю без возврата!….
    Есть еще, стало быть, что-то, присевшее за капитализмом, что ему придает такой демонский лик; мысль о тайных организациях во мне оживала; об организациях каких-то капиталистов, вооруженных особой мощью, неведомой прочим, заработала мысль о масонстве, которое ненавидел я; будучи в целом не прав, кое в чем был я прав; но попробуй заговорить в те годы о масонстве как темной силе с кадетами! В лучшем случае получил бы я дурака: какие такие масоны? Их нет… Теперь, из 1933 г., все знают: Милюков, Ковалевский, Кокошкин, Терещенко, Керенский, Карташев, братья Астровы, Баженов, мрачивший Москву арлекинадой "кружка", т.е. люди с которыми мне приходилось встречаться тогда или поздней, оказалсиь реальными деятелями моих бредень, хотя вероятно играли в них жалкую, пасивную роль; теперь обнаружено документально: мировая война и секретные планы готовились в масонской кухне, припахи кухни я чувствовал, переживая их как "оккультный феномен".

Получается, что Дугин был прав, когда писал о "красно-кориченевом" Серебряном веке. Вообщем-то почти все интересные персонажи там, включая и Блока, и "империалиста" Брюсова, и Белого, кроме разве что тошнотворной Гиппиус и какой-нибудь Тэфффи, были все в каком-то смысле "нашими" людьми.
Равно как была и предопределена победа "солнечных" большевиков во главе с Лениным над "лунной" масонской хунтой "февралистов".