Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет wg ([info]wg)
@ 2005-08-11 22:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
К 100-летию Портсмутского мира - часть 2
Курим дальше русско-японскую войну.
Начало - здесь.


Часть 2. Война, ее итоги, Портсмутский мир, "гениальный дипломат" Витте.

Для России события 1904-1908 гг. стали, по-моему, определяющими. Если внимательно посмотреть, то за это время внезапно поменялось все - упорная ставка на самодержавие сменилась "думской монархией, восточное тихоокеанское направление внешней политики сменилось опять на тупиковое западное с "босфор-дарданеллами" и с перспективой участия России в Большой Европейской войне, дружба с Германией - враждой с ней и наоборот союзом с Англией и т.д.
Складывается впечатление, что в итоге Россию просто "увели" и использовали, как корабль, потерявший управление и команду. Более подробно как ее "увели" мы рассмотрим в третьей части нашего повествования, где взглянем на события Первой русской революции. А сейчас вернемся к русско-японскаой войне.

Целью этого очерка не является подробное описание хода русско-японской войны. Тема слишком объемна, и все при желании могут обратиться к соответствующей многочисленной и вполоне доступной исторической литературе. Я изначально не ставил перед собой задачи подробно описывать ход военных действий, а хотел (по мере сил) показать как работают определенные механизмы в мировой политике.

Однако несколько общих слов все же стоит сказать. Следует отметить, что война складывалась для России крайне неудачно и была отмечена массой вскрывшихся недостатков и в подготовке кадров (особенно это казалось высшего командного звена), в вооружении (главным образом на море), и в общей подготовленности общества и страны к войне. Цепь неудач была немного подслащена только обычным героизмом простых русских солдат и матросов и редкими случаями распорядительности и таланта среди командования (Кондратенко, Макаров). Вообщем, во многом повторилась история Крымской войны. По крайней мере, для общества это выглядело именно так. А ведь Япония не была Англией или Францией. Эта азиатская страна всеми перед войной рассматривалась как сомнительный соперник для огромной Российской империи, а война с ней - как аналог "колониальной войны".

Кроме того, вследствие наступивших в России в 1905 г. "свобод" случались вещи и совсем ранее неслыханные. В частности один из генералов - генерал Гриппенберг, прибыв на театр боевых действий, быстро "заскучал" и отказался вступить в командование своей частью под началом Куропаткина под предлогом его якобы некомпетентности, а затем и вовсе сбежал под улюлюканье консервативной и аплодисменты демократической российской прессы.

Итак, давайте посмотрим, какая ситуация реально сложилась к лету 1905 г. перед заключением Портсмутского мира на предмет "Россия не проиграла войну" (что довольно часто можно услышать сегодня от новых монархистов).

Россия потеряла к тому времени практически весь свой флот на Дальнем Востоке. Вообще действия российского флота в русско-японскую войну - это отдельная грустная тема. Подробнее см. например здесь (Е.И. Мартынов - "Из печального опыта русско-японской войны").
Флот сразу потерял инициативу, практически никак не смог помешать переправке японских войск на материк и действиям японского флота, и был в итоге бит по частям почти без серьезного урона для противника. Даже появление талантливого адмирала Макарова лишь на время создало видимость каких-то действий, тем более, что в итоге "счет" и при Макарове оказался совсем не в пользу нашего флота.

Без флота и после разгрома Порт-Артура дальнейшие военные действия частично потеряли смысл. Так как изначально планировалось "твердо встать на Тихом океане" для торговли, долгожданного доступа к "южным морям" и колониальным товарам, который был получен наконец не через Босфор и средиземноморье, а на Тихом океане. При редкости даже сейчас ж.д. дорог на Дальнем Востоке, флот был простейшим средством связи между прибрежными районами и естественно - военно-морской флот служил охране тихоокеанской морской торговли.

На Дальнем Востоке в итоге сложилась примерно такая же ситуация как на Черном море в конце Крымской войны. Военно-морская база на побережье была уничтожена, флот разгромлен. То есть Япония вообщем-то добилась всех своих целей, среди которых, естественно, не было таких масштабных как захват Сибири и т.п. С другой стороны и реальных возможностей по дальнейшему продвижению вглубь материка у японцев не было, равно как и перспективы англо-французского наступления из Крыма в после падения Севастополя в были очень туманны.

Кстати, и причины и так сказать смысл этих двух войн (Крымской русско-японской) были во многом схожи. (Крымскую войну Россия тоже как бы "не проиграла") Обе они положили предел экспансии России, причем в обоих случаях точки прорыва были для России перекрыты очень важные.
Можно сказать, что победи Россия в этих войнах, многое бы потом сложилось по-другому (гораздо в большей степени это касается Крымской войны).

Но вернемся в 1905 г. Оставалась еще сухопутная армия. Часто приходится слышать (или читать), как уже было сказано выше, что России де русско-японскую войну не проиграла, т.к. ее сухопутная армия не была разгромлена на момент заключения мира и напротив имела почти неограниченные возможности по наращиванию численности и в итоге нанесения японцам решающего поражения.
Здесь нужно учитывать следующее. Во-первых, момент получения, наконец, решающего численного превосходства и, главное, разгрома японцев очень сильно отдалился после того как
а. - в конце декабря 1904 г. был сдан Порт-Артур, и осаждавшая его японская армия присоединилась к основным японским войскам в Манчжурии;
б. - поражения русских войск под Мукденом в конце февраля 1905 г., после которого стало ясно, что время разгрома японцев еще очень далеко…
Во-вторых, после потери Россией флота Япония имела возможность высадить десант в любой точке российского побережья, высадить десант, захватить любой город (например, Владивосток). Собственно Япония так и поступила на Сахалине, и препятствовать этому у России теперь не было никакой возможности.
Равно как и наращивание Россией сухопутной армии на континенте ничем теперь не могло помочь освободить тот же Сахалин.

Отдельный вопрос, связанный с продолжением войны - это политическая нестабильность в России, начавшая перерастать в революции после событий 9 января. (революцию 1905 г. я рассмотрю немного позднее, слишком интересна и объемна тема). Так что с полным основанием: в-третьих, возможности по наращиванию войск были сильно ограничены предреволюционной ситуацией в стране в целом.

В итоге после Цусимы царь был вынужден прибегнуть к посредничеству президента США Теодора Рузвельта для заключения мира с Японией. Вскоре глава полномочной делегации России С.Ю. Витте отправился в США

Относительно Портсмутского мира существует множество легенд. Одна из них говорит о том, как умнейший Сергей Юльевич будто бы настолько очаровал собой американское общественное мнение и лично президента США, что последний всячески способствовал заключению мира выгодного России.
Я думаю, что в таких серьезных делах вообще маловероятно кого-то очаровать и заставить действовать вопреки своих первоначальных интересов. А США (и Англия) еще в 1904 г. всячески поддерживали Японию, способствовали ее вооружению и тем самым толкали на войну с Россией. Поэтому здесь, видимо, нужно искать другие причины в целом действительно выгодного для России мира.

Причины эти заключаются, по-моему, в следующем.
Поражения Российской империи в 1904-05 гг. были слишком обескураживающими, вместе со стремительно приближавшейся революцией, грозившей самому государственному порядку в России они могли привести к слишком сильному и резкому изменению политической ситуации в мире.

В то время "мировая система" очень сильно отличалась от знакомой нам с 1945 г., основанной на борьбе двух сверхдержав (или двух блоков государств с 1914 г.). Основой внешней политики для великих держав тогда была скорее "система равновесий". Нарушение равновесия в сторону оного из участников Большой Игры (или напротив чрезмерное ослабление одной из "великих держав") угрожало неприятными последствиями для остальных.
Россия к лету 1905 г. практически не могла при необходимости выполнить свои союзнические обязательства перед Францией, а Германия к тому времени, вполне логично пользуясь ситуацией, опять бряцала оружием перед Парижем. В марте - июне 1905 г. как раз разразился франко-германский марокканский кризис, приведший к отставкам во французском правительстве.
Здесь необходимо немного предыстории. До начала 20 века ведущими морскими державами считались Англия и Франция. В частности именно по их договоренности Марокко был отнесен к зоне французского влияния. В Германии с принятием там 1900.06.12 Закона о военно-морском флоте (в соответствии с которым в стране в течение 20 лет должно быть построено 38 новейших боевых кораблей) прозвенел первый "звоночек" для Англии и Франции. Германия уже открыто рвалась к господству на море. Очередной разгром одинокой Франции (в чем не было сомнений в Лондоне) привел бы в свою очередь к резкому изменению всей ситуации в Европе, чего Лондон в силу своей традиционной политике препятствия чьему бы то ни было доминированию на континенте никак не мог допустить.

Поэтому Россию решили поддержать. Особенно в вопросе выплаты Японии солидной контрибуции. Ситуация складывалась так, что для поддержки России как серьезной вооруженной силы на восточных границах Германии, России в любом случае потребовались бы весьма солидные кредиты (французские кредиты и последовали после войны, причем часто французы требовали их узкоцелевого использования, строительства сети ж.дорог на границах с Германией, например и т.п.). Выплата контрибуции Россией осуществлялась бы также в основном за счет кредитов. Кроме того, нельзя было выпускать из "кредитного рабства" и Японию. Получив солидную контрибуцию от России, та слишком легко расплатилась бы со своими английскими и американскими кредиторами и стала бы независима от них. Так что выводы напрашивались сами собой…

Япония все эти нюансы, кстати, правильно поняла. Заключение Портсмутского мира вызвало бурю негодования в Японии, глава японской делегации даже какое-то время воздерживался от возвращения в страну.

В то время как в России Витте встречали как героя.

С.Ю.Витте