ростопчина
О Евдокии Ростопчиной, поэтессе:
Начала писать стихи с 12 лет и давала читать их студенту Московского университета Н. Огареву и ученику Благородного пансиона М. Лермонтову.
Позже друг детства Николай Огарев разошелся с ней по идейным соображениям и написал стихотворение "Отступнице".
Петр Вяземский о Ростопчиной: "Она точно Иоанна д'Арк... пустая вертушка, а в минуту откровения поэт и апостол душевных таинств".
С 1840 года Ростопчина живет в Петербурге, а в 1845-м вместе с семьей отправляется за границу, откуда присылает Булгарину для "Северной пчелы" написанную в дороге балладу "Насильный брак". И цензура, и публика усматривают в стихотворении еще одно отражение семейных отношений Ростопчиных. Когда же выясняется иносказательный смысл баллады, за которым скрывается резко отрицательная оценка взаимоотношений России и Польши, в Петербурге поднимается, по словам цензора Никитенко, суматоха, а разгневанный Николай I запрещает автору впредь показываться при дворе. В 1853 году Ростопчина напишет своеобразное продолжение "Насильного брака" под названием "Дума вассалов", где предложит единственный выход из положения - "разъединение". (Русские поэты, 1996)
Революционные демократы провозглашают ее "салонной ретроградкой".
Виссарион Белинский: "Отличительные черты музы графини Ростопчиной -- наклонность к рассуждениям и светскость: это муза рассуждающая и светская".
Михаил Лермонтов посвятил ей стихотворение: "Я верю: под одной звездою мы с вами были рождены..." (1841), то есть определил ее как свою сестру и подругу ("Так две волны несутся дружно" и дальше: "И, полны холодом привычным, они несут брегам различным, без сожаленья и любви, свой ропот сладостный и томный, свой бурный шум, свой блеск заемный и ласки вечные свои".) "Без сожаленья и любви" -- гуд. "Блеск заемный" -- тоже, хотя сама Ростопчина скорее отождествляла себя с Татьяной Лариной.
Все это очень мне нравится.