Бодлеру -- 185
Я стал читать Труайя о Шарле Бодлере, потому что о нем написал "Экслибрис", и потом я увидел эту книгу в продаже. А тут оказывается, у Бодлера сегодня годовщина! 185 лет! Не почтить это событие парой слов никак нельзя!
Мне совершенно непонятно, как можно называть Бодлера безвольным вырожденцем и декадентом. Это, видимо, стало уже таким укоренившимся штампом литературной критики, что им пользуются даже те, кто ставит его творчество очень высоко!
Странно! Потому что ключевая черта характера Бодлера, и это очевидно, если посмотреть на его портреты, -- упрямство. Угрюмый взгляд и плотно сжатые губы -- в этом есть глубоко сидящее упрямство. Которое очень рано заставило его найти свое призвание, выработать свой стиль в поэзии и в жизни и держаться за свое призвание и за свой стиль, несмотря ни на что.
Истоки этого упрямства, видимо, следует искать в том, что Бодлер с детства был избалован. Когда он родился, его отцу было за шестьдесят. Поздний ребенок в семье! Еще бы его не баловали! И, конечно, мать потом с ним намучилась.
Но факт остается фактом: великие поэты происходят из упрямых и балованых детей.