Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Виндденор ([info]wind_de_nor)
@ 2007-09-16 13:32:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музыка:theodor bastard -- ALIAH
Entry tags:московская пыль, спорт, тексты

КАТОРЖНИК
Первой «художницей» Москвы был мужчина

У столичной художественной гимнастики почтенный юбилей -- 60 лет! В начале сентября 1947 года старший преподаватель Центрального института физической культуры Михаил Окунев набрал первую в Москве группу «художниц».

ПО ВСЕЙ СТРОГОСТИ
Михаил Тимофеевич Окунев видел свое будущее в балете. С десяти лет он учился в хореографическом училище и даже танцевал на сцене Большого театра вместе с Игорем Моисеевым.
Но время потребовало от него совсем других навыков. После революции Окунев сражается на фронтах Гражданской войны, учится на фельдшерских курсах и параллельно оканчивает Институт физкультуры. Когда его в 1924-м пригласили в это учебное заведение уже в качестве преподавателя спортивной гимнастики, за плечами были работа тренером в школе командного состава РККА и опыт организации знаменитых парадов физкультурников на Красной площади.
Молодой специалист, скоро ставший заведующим кафедрой гимнастики, не намного старше своих учеников. Но как преподаватель он строг и требователен, а резкость в его характере порой принимает форму грубости. Тем не менее ученики ценят возможность заниматься у Окунева и все ему прощают.
Эта резкость позже сыграла с ним злую шутку, когда в 1937-м его пришли арестовывать. Михаил Тимофеевич только что вернулся из театра и даже не успел сменить обувь: так и поехал на допрос зимой в легких лакированных туфлях. Посадили его с группой других спортивных специалистов и ведущих спортсменов, заодно, без ордера на арест. Статьи для него не полагалось, и, возможно, его быстро выпустили бы. Но как только Окунев проявил свой гонор, статья, конечно, нашлась. И по этапу в Воркуту Михаил Тимофеевич отправился в тех же лакированных туфлях, пешком.

КОНЕК С БУЛАВАМИ
Снятия судимости Окунев добился только 1 декабря 1941 года, на фронте. Но до этого была шахта в Воркутлаге, где он толкал вагонетку с углем, а затем работал фельдшером (пригодились навыки, приобретенные в годы Гражданской войны).
В послевоенную Москву Михаил Тимофеевич вернулся с уже серьезно подорванным здоровьем. Это, однако, не помешало ему снова заняться преподавательской работой в ГЦОЛИФКе. Он уже не был заведующим кафедрой, но в качестве старшего преподавателя занялся новым для Москвы видом спорта -- художественной гимнастикой.
Вид спорта новый, но москвичам хорошо знакомый. В 20--30-е годы Москва уже переболела «свободным танцем» Айседоры Дункан. Теперь к «движениям души» добавились четкая классификация выразительных средств и программа соревнований, а красным хитонам, в которых щеголяли ученицы американской танцовщицы, пришли на смену спортивные костюмы. От желающих попасть в группу Окунева нет отбоя!
-- Нас было 30 человек. Это самый большой набор на художественную гимнастику за все время существования кафедры, -- вспоминает ученица Михаила Тимофеевича заслуженный тренер России, профессор РГУФКа Мария Григорьевна Новик.
С ученицами Окунев возится дни напролет. Он устанавливает строгую дисциплину. В Москве 47-го нет купальников для выступления. Михаил Тимофеевич убеждает девчонок, чтобы они сшили купальники себе сами. Преподает спортивную гимнастику и акробатику, ставит хореографию. Причем все балетные па, прыжки, упражнения с предметами -- обручем, лентами, скакалкой -- показывает сам. А упражнения с булавами -- вообще его конек!
Уже в 1948-м, на II Всесоюзном конкурсе по художественной гимнастике в Тбилиси, его воспитанницы в составе двух сборных Москвы занимают призовые места. Но обучение длится всего год: Окунев ссорится с начальством и покидает институт...

КАК ВЫРАСТИТЬ ЧУДО С БАНТИКОМ
-- Когда он ушел, мы остались без присмотра, -- рассказывает Мария Григорьевна. -- Большая часть состава ходила тогда на занятия к Михаилу Тимофеевичу в ЦСКА.
Окунев готовит к всесоюзным соревнованиям тех, кому удалось пробиться в сборные Москвы, привлекает к работе по развитию нового вида спорта в стране и даже мире. В художественной гимнастике остались и Мария Новик, и Валентина Батаен, впоследствии заслуженный тренер СССР, и Ирина Изгаршева, Валентина Николаева, Диана Сивакова, Регина Макоева, Галина Половинкина.
Благодаря «команде Окунева» художественная гимнастика пустила в столице глубокие корни. Московская школа воспитала и первую абсолютную чемпионку мира Людмилу Савинкову, и «русское чудо с бантиком» Елену Карпухину, а с созданием Центра олимпийской подготовки под руководством Ирины Винер вступила в пору своего расцвета.
К чести Ирины Александровны она не изменила традициям, заложенным Михаилом Окуневым 60 лет назад. Своих побед московские «художницы» достигают отменной хореографической подготовкой. И железной дисциплиной, конечно, тоже!

Илья БЛАЖНОВ
"Московский спорт". №31 (417), 15 сентября 2007.