Игры сравнивают с кино все, кому не лень, и не в пользу игр. Пусть президент ESA Ловенстайн каждый год грозится побить мировой кинематограф бокс-офисом, но на случайных кросс-медийных посиделках режиссер Питер Джексон (снял кино, про которое шутки шутят в «Клерках-2») обижает Петра Иваныча Молинье и Гришу Зинчука, именуя их «вот эти вот ребята, которых со мной за стол посадили». В области критицизма то же самое.
Славный малый по имени Райан Станкл — учится гейм-дизайну в кино-школе, сделал с товарищами игру Seas of Europe (глубокий мод UT2004) — на сайте http://www.gamecareerguide.com рассмотрел Katamari Damacy по всем правилам кинокритики, в соответствии со своими старыми конспектами. Стили: биографический, новая критика, марксизм, структурализм, юнгианство, фрейдизм, феминизм, пост-колониализм (про то, что порабощение африканцев в конечном итоге способствовало объединению человечества). Зачем? Критик, утверждает Райан, отличется от вульгарного рецензента, помогая читателям увидеть скрытые в фильме (или игре) смыслы. Смыслы обеспечивает анализ предмета с точки зрения тех самых интелектуальных традиций.

Хотя... вот, например, фрейдизм. Но какой имеется в виду фрейдизм? Самого Фрейда или Лакана? Эдик почесал голову и изобрел тестикулярный фрейдизм. А ты, читатеть, придумаешь увулярный (согласно не помню какому исследованию, 58% женщин и 72% мужчин считают дингл-донгл, болтающийся в гортани, частью репродуктивного аппарата из-за зловещего латинского названия uvula). Символизм, перенос в связи с похожестью формы, замещение, комплекс — и готова теория. Кому не лень. Да, назад к играм. Должен ли критик (то есть рецензент) быть искренним фрейдистом, занудствующим интеллектуально, и фрейдистом диким, природным. Например, вот как отрекомендовал мне игру Diablo 2 десять лет наза мой друг: «Улет, офигеть! Там в данджене толпы баб в купальниках, я их хуячу посохом по голове, они там кричат приятно! А потом в городе пузыри с манной покупаю — и обратно». После этой рецензии я не решался сесть за игру два месяца, но дело не в этом, а в том, что каждый видит в конкретной игре специфические вещи... и да, вопли умиравших soul burner'ов в аду не оскорбляли слух. Кстати, помимо Фрейдоюнга-Рембодлера компьтерным рецензиям вполне идет стилистика Евгения Попова, так что циклиться на восьми школах наукообразной критики глупо. Есть же литература: рассказ Фазиля Искандера про первый алкоголический опыт героя, прямо-таки про игры — мальчик гордился, что не пьет (не играет), а потом остался в осенний день с котелком (с компьютером) наедине, и...