Журнал Андрея Мальгина - Советская власть и цензура
[Recent Entries][Archive][Friends][User Info]
11:50 am
[Link] |
Советская власть и цензура В начале августа в своем ЖЖ я удивился, что никто не отмечает 15-летие отмены цензуры в России. В частности, упомянул, что большевики ввели цензуру практически в ночь октябрьского переворота, а отменили только при Горбачеве - конкретно с 1 августа 1990 года. http://www.livejournal.com/users/amalgin/84315.html
На меня тут же посыпались уточнения: одни говорили, что цензуры при большевиках не было до июля 1918 года, другие - что до 1922 года. В числе спорщиков были olshansky@lj и zamost@lj. Однако 27 октября 1917 года (9 ноября по новому стилю) В.И.Ленин ставит подпись под Декретом о печати, где признается, что большевики уже цензурируют газеты (уже два дня) и обещает делать это и впредь, пока не исчезнет угроза революции. И.А.Бунин в "Окаянных днях" фиксирует:
14 февраля 1918 г.: "Газеты с белыми колонками - цензура." 16 февраля 1918 г.: "В четыре часа в Художественном Кружке собрание журналистов - "выработка протеста против большевистской цензуры". 15 марта 1918 г.: "Закрыты "Русские ведомости" - из-за статьи Савинкова... "Комиссар по делам печати" Подбельский закрыл и привлек к суду "Фонарь" - за размещение статей, вносящих в население тревогу и панику".
И т.д. Я не знаю, откуда возник миф, что какое-то время при Советской власти не было цензуры. Она была введена в ночь Октябрьского переворота и беспрерывно существовала до 1 августа 1990 года. То, что Горбачев ее отменил - не только главное, но ЕДИНСТВЕННОЕ достижение "перестройки".
Полный текст этого якобы "временного" Декрета о печати, действовавшего 73 года (на журфаке МГУ мы его изучали как исключительно мудрый документ, ничуть не утративший актуальность):
Декрет о печати, 27 октября (9 ноября) 1917 г.
В тяжкий решительный час переворота и дней, непосредственно за ним следующих, Временный революционный комитет вынужден был предпринять целый ряд мер против контрреволюционной печати разных оттенков. Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая социалистическая власть нарушила, таким образом, основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати. Рабочее и Крестьянское правительство обращает внимание населения на то, что в нашем обществе за этой либеральной ширмой фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс. Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы. Вот почему и были приняты временные и экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса. Как только новый порядок упрочится, – всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону. Считаясь, однако, с тем, что стеснение печати, даже в критические моменты, допустимо только в пределах абсолютно необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:
Общее положение о печати 1) Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству; 2) сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т.е. уголовно наказуемого характера. 2) Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров. 3) Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни.
Председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов-Ленин.
Imported event Original
|
|