Вопрос брака в классической Европе
Аддоном к предыдущему посту, на который меня просто наталкивает досточтимый Вениамин...
Дело в том, что из популярных изложений нам, вроде бы, прекрасно известно, что в Античности были некие "педерасты", коих то воспевали, то запрещали. Что это такое? Из элементарных соображений, стоит исключить вариант, что фоновый уровень геев и лесбиянок тогда был на порядок больше современного: тот, кто читал соцопросы - должен знать, что сейчас их какие-то первые проценты населения.
Изучая источники и ведя обсуждение находок в интернете, я вынужден был придти к выводу, что в Европе Нового Времени, а похоже и в Античные времена, средний слой населения делился на 2 категории по гражданским правам: закончившие как минимум среднюю школу, и не смогшие ее осилить. Первые составляли то, что в Польше когда-то называлось "людом посполитым" - т.е. полноправное гражданство, а вторые были в полу-зависимом положении. Судя по всему, в школы брали более менее и мальчиков, и девочек - и те, кто там отучился, могли хотя бы вполне распоряжаться собой и участвовать в общественной жизни наравне.
Браки (а право на брак - важная часть полноправия по римскому праву), соответственно, судя по всему заключались между человеком закончившим школу, который автоматически становился главой семьи, и неполноправным, в школе не учившимся. Следовательно, можно догадаться, что "педерастия", в довикторианском понимании слова - это не защищенная законом связь между людьми одного гражданского состояния.
Стоит перечитать "Евгения Онегина" в оригинале по-старому на Википедии и обратить внимание, что ветренный Ленский и сельская красавица Ольга хотели пожениться с отрочества - да всё не могли, несмотря на поддержку ее отца. Ольга в гимназии, очевидно, не училась - учился ли в ней поэт Ленский? Не в том ли их трагедия, что они оба были неполноправными - и не могли по закону жениться?
В метриках детей записывали, естественно, по полу - в школьном возрасте, как видно из истории Клары Серены / Альбрехта, они получали взрослые имена. Полноправные, насколько я понимаю, носили мужские имена, а неполноправные - женские. Это значит, что персонажей из истории мы можем знать как по тому имени, так и по другому - в зависимости от того, что потом попало в позднейшую историографию. Не спрашивайте, кого мы реально знаем: анализ родственников даже знаменитейшего Рубенса показывает, что в истории скрыто немало таких никому не известных "перевертышей".
Чтобы раскрыть эту тему полнее, в следующем посте я, скорее всего, опубликую разбор фрески Рафаэля Санти об античной школе. Это, во всяком случае, наглядное и поучительное представление европейцев о пользе образования и способе его организации. Наверняка, они хотели указать на то, что такое положение дел уходит в древность и завещано им греками и римлянами...