Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2008-05-13 00:26:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Яма"
Памятник евреям, погибшим в Минске во время войны. Каждый год 9 мая здесь собираются люди.
Я снимал, когда почти все уже разошлись.


Этот обелиск был одним из первых (если не первым вообще) памятников такого рода в СССР.

Upd Стихотворение Александра Городницкого, посвященное памятнику, изображенному на первом снимке, и одному из его авторов Леониду Левину. Спасибо, Марк!



(Добавить комментарий)


[info]golan@lj
2008-05-12 19:53 (ссылка)
Да... Так называемая "яма". До нашего отъезда я ежегодно приходил туда с родителями. Моя тётя погибла в минском гетто.

(Ответить)


[info]bautta@lj
2008-05-12 19:57 (ссылка)
минское гетто...
спасибо за снимок.

(Ответить)


[info]vitmain@lj
2008-05-12 20:06 (ссылка)
Я вот все никак не соберусь выложить фотографии с прошлогодней пешей прогулки по Минску. "Яма" на тех фото тоже есть, но только она вся неприбранная и неухоженная у меня получилась, буквально все склоны памятника были завалены пластиковыми бутылками :(.

(Ответить)

Как раз недавно прочитал..... (mark@menem.com)
(Анонимно)
2008-05-12 23:01 (ссылка)
А. Городницкий
МИНСК Л. Левину
Сон неотвязный терзает меня постоянно.
Нету с ним сладу в последнее время, хоть плачь.
Дети и женщины сходят в расстрельную яму.
Самым последним спускается в яму скрипач.
Короток путь их, ступени смертельные круты.
К скрипке прижавшись худым угловатым плечом,
Будет играть он до самой последней минуты,
Прежде, чем пуля его остановит смычок.
В дальних пределах я жизнь свою прожил иначе,
Стоя на сцене, по трапу сходя на причал.
Путь этот горький и мною давно уже начат, –
Просто вначале я этого не замечал.
Но по ночам, отрывая раздумья упрямо
От неудач моих мелочных или удач,
Будет мне сниться бездонная минская яма.
Будет мне сниться в нее уходящий скрипач.
Лишь перед смертью родство свое кровное ценим.
Живший годами от предков своих вдалеке,
Следом за ним я спускаюсь по тем же ступеням,
Хрупкую скрипку сжимая в горячей руке.
Поздно сейчас после драки махать кулаками.
В местную землю впиталась еврейская кровь.
Предки мои эту землю любили веками,
Да без взаимности, видимо, эта любовь.
В близкое море текут равнодушные реки.
Крик журавлиный – подобье скрипичной игры.
Эту страну мы теперь покидаем навеки, –
Будьте здоровы, мои дорогие сябры.
Срок мой кончается. Год истекает за годом.
Вместе с другими, из края озер и болот,
Я ухожу за моим бесприютным народом,
Грустною песней его завершая исход.
2007

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Как раз недавно прочитал..... (mark@menem.com)
[info]vadim_i_z@lj
2008-05-13 04:08 (ссылка)
Огромное спасибо, не знал!
Сейчас поставлю апдейт.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pit0n@lj
2008-05-13 01:49 (ссылка)
Ой, а я даже не знал о существовании этого памятника. А где он находится?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-05-13 04:08 (ссылка)
Вот фрагмент карты (http://clip2net.com/clip/m7132/1210662413-clip-17kb.png)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]master_nemo@lj
2008-05-13 02:56 (ссылка)
момент на 1м фото получился очень

(Ответить)


[info]tarnegolet@lj
2008-05-13 03:05 (ссылка)
Спасибо за фотографию.

А кто автор памятника? И когда он был поставлен?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]klezmer@lj
2008-05-13 03:16 (ссылка)
Памятник, что в Яме, - первый памятник жертвам истребления евреев фашистами в СССР, - поставлен в 1947 году, группой из 6 еврейских художников. Все они вскоре оказались в ссылке,но памятник власти снести не решились.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tarnegolet@lj
2008-05-13 03:49 (ссылка)
Спасибо! Не знала. Помню, сколько стоило поставить памятник в Бабьем Яре, и какую дрянь в результате там сделали.

А вот эти - фигуры - более поздняя работа?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]klezmer@lj
2008-05-13 04:09 (ссылка)
Да, фигуры - совсем недавняя работы (автор - Л.М.Левин)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tarnegolet@lj
2008-05-13 04:13 (ссылка)
Спасибо. Жаль, их плохо видно, но стоят они очень выразительно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-05-13 04:18 (ссылка)
Когда-нибудь сделаю покрупнее; здесь очень трудно поймать солнце, почти всегда приходится снимать против света.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2008-05-13 04:16 (ссылка)
Да. Авторы Леонид Левин (см. выше стихотворение Городницкого), скульптор А. Финский, эскиз модели выполняла израильский скульптор Эльза Поллак.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tarnegolet@lj
2008-05-13 04:18 (ссылка)
Спасибо. Если когда-нибудь будете там снова, снимите, пожалуйста, поближе, ладно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-05-13 04:25 (ссылка)
Вот подробности (http://www.nestor.minsk.by/sn/2000/28/sn02805.html)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tarnegolet@lj
2008-05-13 04:27 (ссылка)
Ага, прочла. Но фотография некачественная, почти ничего не видно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2008-05-13 05:05 (ссылка)
Вот (http://vadim-i-z.livejournal.com/513949.html)/
Снято в октябре 2006.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tarnegolet@lj
2008-05-13 05:23 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]klezmer@lj
2008-05-13 03:20 (ссылка)
Думаю, очень как-то зря поставили эти новшества на Яме. Т.е. менора, что стоит наверху - Б-г с ней, но эти спускающиеся фигуры - зачем они? Разве можно на еврейской могиле ставить такие памятники?! И кому теперь адресовать такие вопросы, непонятно, потому что власти считают, что всё хорошо сделано "для увековечения памяти", а евреев, способных поднять голос по этому поводу, едва ли миньян наберется. Это ведь святое для минских евреев место, где они собирались в самые лихие послевоенные годы, когда их митинги глушили милциейскими машинами с "матюгальниками" - всё равно собрались. А тут вот какое дело...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-05-13 04:13 (ссылка)
Да, есть разные мнения по этому поводу. Может, и не надо было ставить... хотя это и не могила ведь... не знаю, не знаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]klezmer@lj
2008-05-13 04:19 (ссылка)
Как это не могила? А как ещё назвать место захоронения? С тем старым памятником всё как раз правильно, а вот эти фигуры... Не по-еврейски это.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-05-13 04:37 (ссылка)
Ну да, не совсем точно я выразился.
Левин пишет, правда, что проверку на соответствие канонан иудаизма они делали. Но тут я не эксперт.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]klezmer@lj
2008-05-13 04:38 (ссылка)
Можно только ответить на это, что он неправ.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vladbunim@lj
2008-05-13 06:38 (ссылка)
Сделали прекрасное дело,поставили памятник, который впечатляет даже на плохих фотографиях. Нет, кому-то обязательно нужно это обделать... Каждый считает себя знтоком еврейства...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Давайте рассуждать по-еврейски
[info]klezmer@lj
2008-05-13 19:23 (ссылка)
1) Хотя Б-гу доставляли удовольствие памятники, воздвигаемые праотцами, позднее (во время Дарования Торы) Он запретил их сооружение, так как это стало распространенным идолопоклонническим ритуалом хананеев. (http://www.toldot.ru/rus/articles/art/1262)

2) На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных. (http://toldot.ru/rus_traur.php#14)

3) Раббан Шим‘он бен Гамлиэль I (http://www.eleven.co.il/article/14828) не поощрял [установки богато украшенного монументального надгробия], считая, что «праведникам не принято ставить нефеш, так как памятником им служат их слова» (ТИ., Шк. 2:7, 47а; Быт. Р. 82:10).
("Надгробие", Электронная еврейская энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/12892)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vladbunim@lj
2008-05-13 06:30 (ссылка)
Спасибо, Вадим. Много моих родственников погибло там. А о новом оформлении узнал только от Вас. Хорошо бы увидеть качественные фото...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-05-13 08:43 (ссылка)
Сегодня попробовал что-то поснимать, освещение было получше. Вечером, если получилось, выложу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bukvoyeditsa@lj
2008-05-13 06:40 (ссылка)
Спасибо, Вадим!
По-моему, очень хороший памятник. Хотелось бы рассмотреть его поближе и в деталях.
И стихи потрясающие.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]klezmer@lj
2008-05-13 19:50 (ссылка)
Вот стихотворение на идиш и его прозаический перевод на русский на памятнике 1947 года
Image

Image

(Ответить) (Уровень выше)