Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bruno_westev ([info]bruno_westev)
@ 2010-05-14 12:28:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Миражи над Мальтой

Malta Mdina - Typical Street (Photography: Frieda van Overbeke)

Отечественный туризм планомерно стирает белые пятна с карты мира. Освоен еще один оазис Средиземноморья - архипелаг Мальты. Уникальный перекресток истории (93 км от Сицилии и 230 - от Туниса), над которым витают миражи забытых веков. В летописи архипелага немало трагедий, но это - вот парадокс! - и предмет гордости мальтийцев, в венах которых перемешана кровь множества племен и народов - от античных - финикийцев, карфагенян, римлян до средневековых крестоносцев-иоаннитов, солдат Бонапарта и англичан, царивших здесь полтора века... Теперь суверенная Мальта одна из наиболее крохотных стран мира (по размерам, половина Петербурга), по плотности населения (360 тыс. чел. на 316 тыс. кв. км ) занимает третье место в мире - после Гонконга и Сингапура.

Конечно, встречаются еще индивиды, для кого понятия отдых и путешествия сводятся лишь к многочасовому завяливанию на солнцепеке, чтоб затем сомнамбулически брести до приюта, проклиная все на свете: скучно. Этим душу не разбередить, даже если привести на пляж пингвина. Мне пришлось наблюдать пресыщенного и спесивого соотечественника (в юности ему довелось прислуживать где-то на Галапагосских островах), который считал, что все уже в мире повидал , но временами и ему приходилось поступаться фанаберией, настолько властно привлекает к себе самобытность памятников Мальты. И впрямь, если не уподобляться индюшке в гастрономической витрине (памятуя метафору Саши Черного), то и самого взыскательную и утонченную натуру Мальта окрылит и возвысит. При этом сюжетный лабиринт экскурсов в мальтийские хроники парадоксален и всеобъемлющ - от мифического семилетнего возлежания Одиссея в опостылевших ему объятиях богини Калипсо до вполне реальной точки в вялотекущей эпопее холодной войны, поставленной совсем, казалось бы, уже так давно на саммите Горбачев-Буш.

Каменный век сохранил на Мальте непреходящий след: мегалитические храмы (5 тысяч лет до хр. эры) древнее пирамиды Хеопса! Поражает упорство, с каким древнейший человек громоздил друг на друга многотонные известняковые глыбы, используя - едва ли не впервые в истории цивилизации - грубо обтесанные каменные подшипники. Святилища эпохи неолита, неизгладимые следы на островах: по сей день головоломка археологам - куда затем на ряд тысячелетий сгинул таинственный народ? Пунктир Истории стал выявляться и снова оставлять отметины с тех пор, как по хрупкому хребту мальтийских известняков промаршировали когорты Рима. Завоевателей с Апеннин вытеснили византийцы. Смиренной Мальте приход поработителей принес однако века сравнительно спокойного развития - свидетельство тому сохранившиеся античные постройки. Изваяния, фрески, утварь, детали интерьера - вот лишь часть сокровищницы минувшего. Впечатляют катакомбы - открытые для посещения туристов места подземных захоронений древности...

Конечно, здесь не место цели представить каталог неких памятных мест, но, поверьте, не обойтись без упоминания хотя бы главных вех анналов Мальты - уникальнейшего конгломерата мировых страстей, той самой пассионарности, благодаря которой крохотный пятачок на перекрестке Истории стал вожделенной приманкой для миллионов пилигримов со всего света. Язычники, арабы, христиане, корсары и негоцианты, солдаты и миссионеры - все побывали тут, разрушали чужое, утверждали свое... Взять хотя бы словно законсервированный временем крохотный городок Мдина - красноречивый штрих к портрету всего острова Мальта. Опоясанный куртинами и бастионами средневековья, он в сущности не изменился, лишь в улочках - кривых и узких - взамен арбы горбатится авто. Утрата конца семнадцатого века, когда землетрясение снесло древний собор, восполнена "новостройкой" в стиле барокко.
Мальта ассоциируется прежде всего с рыцарским орденом иоаннитов, которые осели здесь в 1530 году и оставались вплоть до конца XVIII века. (И сейчас на площадях Валетты: набережной Слимы и других уголках Мальты суровые впечатляющие строения той поры - непременный фон фотошлепков суетливых "мыльниц"). Вначале рыцари пребывали в городке, который нынче называется Витторьоза (гид топнет ногой по асфальту: тут на костре сжигали еретиков), пока многотысячная армада янычар не вынудила их всерьез встревожиться за свою дальнейшую судьбу. Потерпев тогда афронт, турки ретировались, однако всегда могли вернуться ради мщения. А латники, засучив похожие на водосточные трубы доспехи, взялись строить новый город-форт. Родившаяся в мундире Ла Валетта, оставила кованые сапоги за порогом городских ворот. Повсюду встретишь суровые памятники крестоносцев, а вместе с тем столица Мальты нежна и поэтична, зодчие ее изощрялись не в искусстве самоутверждения, а стремились выразить красоту окружающего мира, и роскошные палаццо таят поступь шагов великих магистров, а граждане эпохи инквизиций теперь усмирены в портретных рамках. Спят рыцари в подземных склепах, каррарский мрамор их хранит покой, а поверху в прохладе храма - иная жизнь, другие времена. Собор св. Иоанна в Валетте, пожалуй, самый красивый и большой - он в том же ряду непреходящих шедевров зодчества, как грандиозные храмы Рима, Петербурга и Лондона. Только ради этого стоит приехать на Мальту - но впрочем эту фразу доведется повторить не раз при знакомстве с достопримечательностями, на каждом шагу поражающими туриста .
Мальтийский орден, истратив свои достоинства, на украшение Мальты и Гозо, вырождался. Если б даже Нельсон в 1798 году караулил Бонапарта не на подходах к Турции, а на пути в Африку, рыцарское сообщество было обречено. Его упадок был неминуем, Наполеон лишь ускорил регресс, и рыцарский орден вяло свалился к его ботфортам как перезрелая фига. Потом корсиканского enfant terrible свезли на о. Св. Елены, а поскольку свято место пусто не бывает его гренадеров на Мальте сменили англичане. Одни островитяне оставили другим - аборигенам - в наследство казармы и левостороннее движение. С 1974 года Мальта независима.

Казалось бы, долговечное пребывание под игом иноземцев (к счастью, цивилизованных) могло лишить индивидуальных особенностей коренную нацию - превратило ее в затравленное, озлобленное племя? Ничуть. Мальтийцы открыты к общению, жизнерадостны и приветливы (почти в любой лавочке вы услышите слова благодарности лишь за то, что посетили ее). Люди эти могут быть экспансивными, не теряя при этом корректной сдержанности. Повсюду - в тратториях, в автобусе, барах, на террасе отеля у кромки бассейна вы легко убедитесь в этом, и даже там, где сама обстановка предполагает взрыв эмоций - на дискотеке, ипподроме или в игорном доме - вы никогда не станете жертвой чьей-то агрессивности (если, конечно, не наткнетесь на выходца из Бирюлева-товарного). От заката до рассвета можно бродить по набережным и проулкам, не опасаясь нежелательных встреч.

Летом почти каждый week-end гость Мальты становится очевидцем бурного карнавала или праздника в честь одного из святых - покровителя той или иной местности. Самый почитаемый - апостол Павел. По преданию в 60 году хр. эры он потерпел близ Мальты кораблекрушение и прожил на острове несколько лет. В такие дни русскому человеку, особенно, если он закомплексован бравурными отмечаниями красных дней календаря ушедшей эпохи, в новинку не только фейерверки среди бела дня с выносом изваяний святых из храмов, но и вся атмосфера празднеств - лишенная и йоты лицемерия - когда все импровизируют, гримасничают, подшучивают друг над другом, раскрепощаются - при этом не распускаясь.
А диковинный рыбный рынок в Марсаскале, где нет разве что ихтиозавров! Бухта полна фелюг (по-местному - дгхайсас) - ярко и вычурно изукрашенных, по абрису напоминающих гондолы. Мальтийцы прирожденные мореходы, и поморская их душа и дня не может обойтись без простора волн, лишь он способен усмирить взбаламученное стихией сердце. Счастливец, кто приедет в эти края в сентябре тогда в Великой гавани Валетты берет старт грандиозная регата в ознаменование избавления от османской оккупации 1565 года.
Раздолье аквалангистам, любителям серфинга - местный бриз достаточно свеж для остроты впечатлений. Сквозь толщу воды легко рассмотреть красоты подводного царства, с его разнообразными обитателями, таинственными и заманчивыми гротами, русалок только и не хватает.

Конечно, если б адмирал Нельсон для романтического уединения с леди Гамильтон на Мальте мог выбрать наши дни - он непременно бы остановился в отеле "L-Inmgarr" (*****) на острове Гозо. С его крыши - прекрасный вид на старый форт, соборы, бухту Каждый уголок этого прекрасного сооружения продуман так, чтобы радовать глаз и вызывать восхищение. Но для невзыскательного визитера на Мальте можно отыскать гостиницы попроще (от двух звезд до обычных апартаментов), а также дома в сельской местности - даже виллу. Где есть дворцы - там найдутся и хижины.

Летом будучи на Мальте можно паромом посетить Сицилию (8 часов в пути). С мая по октябрь море на Мальте прогревается до 23 градусов, воздуха - до 38, но легкий бриз и комфортабельные условия проживания любую жару делают терпимой. А обилие ресторанчиков на любой вкус сделают отдых на Мальте поистине райским, ведь кулинары здесь отменные. На память увезите (предварительно купив) серебряный мальтийский крестик (ювелиры здесь экстра- класса). Котируются изделия местных стеклодувов. Только не забудьте сохранить хотя б одну монетку, чтобы перед отъездом бросить в море - не пожалеете!