Candide, ou le péssimiste - [entries|archive|friends|userinfo]
philtrius

[ website | My Website ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Mar. 31st, 2007|12:59 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Современному монархисту приходится для достиженiя своихъ цѣлей вести борьбу съ государственнымъ аппаратомъ собственной страны, подавляющимъ большинствомъ ея населенiя, съ дипломатiей и общественнымъ мнѣнiемъ всего міра — и потому это представляется задачей практически неразрѣшимой. Гораздо прiятнѣе обдумывать уже рѣшенныя (или нерѣшенныя) проблемы прежней Россiи. И волнуетъ меня такая.
Кажется, Кантъ гдѣто сказалъ: «Кто въ юности не былъ революцiонеромъ — тотъ не имѣетъ сердца, кто къ старости не сталъ консерваторомъ — тотъ не имѣетъ ума». Кстати, замѣчу въ скобкахъ, былъ бы весьма признателенъ за подлинный (и точный) источникъ цитаты. Понятное дѣло, что въ тридцать лѣтъ борецъ за соцiальную справедливость и всеобщее счастье безнадеженъ. Но въ двадцать такой образъ мыслей свидѣтельствуетъ скорѣе о темпераментѣ и никоимъ образомъ не компрометируетъ своего носителя (напротивъ, опасенiе вызываютъ старчески мудрые юноши). Это весьма искусно использовалось: ударнымъ отрядомъ т. н. «освободительного движенiя противъ Императорской власти были студенты (если мои размышленiя вѣрны, пикъ кризиса приходился на 1905–1907 годы, потомъ началось оздоровленiе, и юношество увлекклось больше любовью и стихами, нежели борьбой противъ Россiи).
Расхрожденiе между властью и молодежью началось раньше. Въ екатерининскую эпоху его еще не было; къ концу царствованiя Александра І это уже свершившiйся фактъ. Собственно, проблема начинается именно съ декабрьскаго возстанiя: до того власть ее создавала, а не рѣшала. Николай І попытался рѣшить.
Какъ вы полагаете, была ли въ распоряженiи Русскаго правительства болѣе эффективная стратегiя, чѣмъ та, какой оно въ реальности придерживалось?
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]alyulka@lj
Date:March 31st, 2007 - 04:13 am
(Link)
Я уверен, что была, ибо это соответствует учению Церкви о свободе воли
[User Picture]
From:[info]ka_o@lj
Date:March 31st, 2007 - 05:05 am
(Link)
Трудно представить себе менее эффективную стратегию. Впрочем, сейчас положение исправилось и молодежь, как ей и положено, любит Старшего брата.
From:[info]knight_torvald@lj
Date:March 31st, 2007 - 06:17 am
(Link)
Ой ли любит? По-моему, сейчас идет расслоение: одна часть молодежи действительно любит и надевает белые куртки (см. коммент [info]vnheyby@lj ниже), другая - черные, третья (самая большая) сторонится и тех, и других, но скептицизм и недовольство зреет и у них...
[User Picture]
From:[info]ka_o@lj
Date:March 31st, 2007 - 07:00 am
(Link)
Дай-то бог, но мне по сравнению с моими (довольно недавними) студенческими годами чудится резкое поправение молодежи.
From:[info]knight_torvald@lj
Date:March 31st, 2007 - 11:23 am
(Link)
А что было в Ваши студенческие годы?
[User Picture]
From:[info]ka_o@lj
Date:March 31st, 2007 - 01:04 pm
(Link)
Державного патриотизма было, кажется, много меньше в студенческой среде.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:March 31st, 2007 - 01:47 pm
(Link)
Это связано только съ тѣмъ, что измѣнилось содержанiе ящика и кумировъ. Если дѣйствительно такъ, то молодежь просто несамостоятельна.
[User Picture]
From:[info]ka_o@lj
Date:March 31st, 2007 - 03:29 pm
(Link)
Вообще да, но "кумиры" не совсем точное слово. Ни Ельцин, ни Лужков, ни Чубайс не были кумирами молодежи. Федеральное правительство все 90-е поносили на чем свет, в т.ч. по "ящику". Картина была сложнее (и здоровее), чем сейчас.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:April 1st, 2007 - 02:22 pm
(Link)
Я подъ кумирами имѣю въ виду не Ельцина-Гайдара-Чубайса, а тѣхъ, кто дѣйствительно сидѣлъ въ ящикѣ и имѣлъ возможность широко рекламировать содержанiе и стиль своего мышленiя (помните ли исторiю съ показомъ «Послѣдняго искушенiя Христа» на НТВ?). Не будете же вы утверждать, что на молодежномъ сознанiи это не отразилось? Равнымъ образомъ что не отражается отсутствiе этого умонастроенiя сейчасъ (я телевизоръ не смотрю и только полагаю, что оно отсутствуетъ).
From:[info]knight_torvald@lj
Date:March 31st, 2007 - 02:59 pm
(Link)
В таком случае завидую - Вам гораздо больше повезло!
[User Picture]
From:[info]ka_o@lj
Date:March 31st, 2007 - 03:26 pm
(Link)
Да, среди моих сверстников многие помнят воодушевление 91-го года. Теперь, как правильно говорит хозяин журнала, собственное лицо молодежи как особой социальной группы стерлось окончательно, хотя с ним в "новой России" всегда было неладно.
From:[info]knight_torvald@lj
Date:April 1st, 2007 - 05:35 am
(Link)
По-моему, сейчас больше всего стало ни во что не верящих циников. Это, конечно, не "лицо", но зато и не великодержавность...
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:April 1st, 2007 - 02:19 pm
(Link)
Это тоже непонятно. Если джля США система координатъ ясна (экономическiй либерализмъ + традицiонныя цѣнности), то кого вы считаете правыми здѣсь?
[User Picture]
From:[info]ka_o@lj
Date:April 1st, 2007 - 04:12 pm
(Link)
Как и везде, сторонников державного патриотизма в сочетании с ксенофобией.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:April 1st, 2007 - 06:02 pm
(Link)
А лѣвыми?
[User Picture]
From:[info]ka_o@lj
Date:April 2nd, 2007 - 04:40 am
(Link)
C этим хуже :) Но понятно, что можно быть "левее" правых -- то есть ставить благосостояние и права отдельного человека выше державных ценностей.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:April 1st, 2007 - 02:17 pm
(Link)
«Трудно представить себѣ менѣе эффективную стратегiю» — какую Вы имѣете въ виду?
From:[info]vnheyby@lj
Date:March 31st, 2007 - 05:35 am
(Link)
Меньше недели назад по пути домой был дважды атакован молодыми людьми и девушками в белых куртках, которые не уставали мне рассказывать какой ВВП прекрасный, как он платит нам стипендию и пенсию... и как мы семимельными шагами движемся к демократии... Грустно...
Вот и поди знай, какая из стратегий эффективнее.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:March 31st, 2007 - 01:49 pm
(Link)
Демократiи у насъ и на самомъ дѣлѣ достаточно, больше ея не будетъ. А грустно — ну что жъ, и этимъ молодымъ людямъ нужно какъ-то зарабатывать на жизнь.
From:[info]knight_torvald@lj
Date:March 31st, 2007 - 03:00 pm
(Link)
А для заработка все ли средства хороши?
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:March 31st, 2007 - 03:02 pm
(Link)
Ну, не знаю… Рѣзать старушекъ и срѣзать кошельки въ транспортѣ хуже.
From:[info]knight_torvald@lj
Date:April 1st, 2007 - 05:34 am
(Link)
Безусловно, хуже. Но, боюсь, что резать старушек за идею - не менее плохо, чем для заработка. А великодержавные могут, по-моему, за идею пойти на многое (если они не совсем карьеристы и циники, а таковое у них, кажется, только руководство), в т.ч. за идею ВВП...
Посмотрим. На раздумья и анализы у нас всех еще полгода с лишним
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:April 1st, 2007 - 02:24 pm
(Link)
Повлiять на ситуацiю у насъ съ Вами нѣтъ возможности ни сейчасъ, ни черезъ полгода, ни черезъ иной промежутокъ времени. У Васъ есть возможность повлiять только на собственную судьбу. Она, впрочемъ, надѣюсь, черезъ полгода не исчезнетъ.
From:[info]knight_torvald@lj
Date:April 1st, 2007 - 02:52 pm
(Link)
Надеюсь на то же :)))) Чего и Вам желаю!
Да повлиять на ситуацию - это безусловно... [Разве что выйти со знаменами *не знаю какого полка* или *не знаю каких раскрасок* :)] А понаблюдать все-таки интересно (любопытство). Ну, и попытаться вычислить - знаете, такое мещанское честолюбие: мол, *я первым угадал исход битвы* и т.п.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:April 1st, 2007 - 03:00 pm
(Link)
Не думаю о битвѣ. Жду скорѣе деградацiи и распада…
Впрочемъ, деградируемъ не мы одни. Намъ счастливо удалось дополнить процессы совѣтской деградацiи всѣмъ наборомъ признаковъ общечеловѣческой :(
From:[info]vnheyby@lj
Date:March 31st, 2007 - 03:59 pm
(Link)
Больше точно не будет, это Вы правы.
Но заработок ли это? Скорее колым (заработок подразумевает регулярность). Хотя я одной девушке сказал не удердался: "Денёк такой хороший, а Вы такая голубоглазая, лучше бы на свидание сходили, ей Богу, чем такой ерундой заниматься!".
... а портреты ВВП за спинами всех чиновников, а демонстрации типа "Заветы Путина в жизнь" - неужели это демократия..?
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:April 1st, 2007 - 02:26 pm
(Link)
Здѣсь мнѣ хотѣлось бы вступиться за народъ. Почему, когда говорятъ о демократiи, считаютъ, что воля большинства не имѣетъ значенiя? Если народу это нравится, это и есть демократiя.
Я-то какъ разъ противникъ демократiи. Въ свое время, кстати, царской власти приходилось прикладывать немало усилiй, чтобъ въ грязь на колѣни въ присутствiи Высочайшей особы не кидались.
[User Picture]
From:[info]korob_kov@lj
Date:March 31st, 2007 - 06:18 am
(Link)
Хотелось бы сначала узнать, в чём, по Вашему мнению, состояла эта стратегия.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:March 31st, 2007 - 01:47 pm
(Link)
Хорошiй вопросъ. Попытаюсь отвѣтить отдѣльной репликой.
From:[info]knight_torvald@lj
Date:March 31st, 2007 - 06:25 am
(Link)
Думаю, более-менее эффективные стратегии всегда находятся, но, как правило, Россия выбирает худшие из них. При этом факт, Вами описанный, про мировоззрение 20-летнего борца за справедливость осознают именно те, кому выгодно с помощью этих борцов разжигать "революционные ситуации", а правительство обычно не задумывается (и никогда не задумывалось) о возрасте: если революционер => наказать. Результатом всегда бывало растущее количество недовольных в образованной среде и так же быстро растущее число озлобленных политкаторжан (которыми манипулировать для разжигания революций еще проще и эффективнее). Грустно
From:[info]knight_torvald@lj
Date:March 31st, 2007 - 06:28 am
(Link)
Пример Зубатова - редкость для России
[User Picture]
From:[info]kislin@lj
Date:March 31st, 2007 - 06:38 am
(Link)
Эффективная стратегия должна была заключаться в том, чтобы установить и поддерживать обратную связь с "низами". И в общем, решать примерно те же проблемы, но быстрее, без колебаний, откладывавших их решение.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:March 31st, 2007 - 02:18 pm
(Link)
А каковы возможные механизмы обратной связи?
[User Picture]
From:[info]kislin@lj
Date:March 31st, 2007 - 04:46 pm
(Link)
В первую очередь, местное самоуправление, как мне думается.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:April 1st, 2007 - 02:27 pm
(Link)
А я Вамъ не разсказывалъ анекдотъ про мостъ?
[User Picture]
From:[info]the_chevalier@lj
Date:March 31st, 2007 - 01:37 pm
(Link)
Макс Вэбэр считал, что у России был шанс - если бы Николай II пошел на переход к настоящей парламентской монархии.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:March 31st, 2007 - 01:50 pm
(Link)
Это было бы то же крушенiе, только въ другой упаковкѣ. Но, собственно, без войны никакой революции бы не было.
[User Picture]
From:[info]the_chevalier@lj
Date:March 31st, 2007 - 02:08 pm
(Link)
с войной вопрос сложнее. но отчего то же крушение? Напротив, значительная часть энергии перешла бы в думскую деятельность, а не в антиправительственные выступления
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:March 31st, 2007 - 02:17 pm
(Link)
Думская дѣятельность и была антиправительственной. При томъ качествѣ общественности дѣлиться съ нею властью было категорически недопустимо.
[User Picture]
From:[info]the_chevalier@lj
Date:March 31st, 2007 - 02:20 pm
(Link)
не все время. Те же кадеты сначала были настроены вполне лояльно к правительству.
[User Picture]
From:[info]ka_o@lj
Date:March 31st, 2007 - 03:36 pm
(Link)
То же самое говорили американские отцы-основатели, создатели выборного государства, презиравшие своих избирателей. Выход один, и в добольшевистской России он начинал работать: концентрировать голоса полноправных, но неграмотных избирателей вокруг ограниченного числа элитных групп - парламенстких партий, из-за элитарности своей склонных к компромиссу и нерадикальным формам политической борьбы. За гранью этой системы стояли большевики, незаинтересованные в гражданском консенсусе любого рода, но они были исключением.
[User Picture]
From:[info]philtrius@lj
Date:April 1st, 2007 - 02:28 pm
(Link)
Чего стоили эти силы — очень хорошо показалъ Февраль.
[User Picture]
From:[info]lectiobrevior@lj
Date:March 31st, 2007 - 04:16 pm
(Link)
Нет, по-моему. Разве что представить себе власть стабильно, на протяжении десятилетий, целенаправлено заигрывающей с отдельными наиболее активными и опасными генерациями (ну понятно, покупать с ходу и интегрировать в элиту, благо, молодежь стоит недорого: пара дюжин слов, несколько побрякушек, Важное и Ответственное Дело - и все, на дурака не нужен нож:))))... Это бы теоретически могло сработать, но как же оно мерзко!