Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Леонид Каганов ([info]lleokaganov)
@ 2018-09-01 22:08:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Эпицентр
это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2018/09/01.html

Мы находимся на объекте П-1 Семипалатинского полигона в Казахстане. Это место испытания первой в СССР атомной бомбы. Инфраструктура, выстроенная вокруг, позже пригодилась для ещё четырех испытаний, в том числе — первой водородной бомбы. Полный список испытаний:

РДС-1 28.10.1949г. 22 кт заряд на башне на высоте 30 м;
РДС-2 24.09.1951г. 38 кт заряд на башне на высоте 30 м;
РДС-4 23.08.1953г. 23 кт авиационная бомба на высоте 610-620 м и с отклонением в 390 м от центра поля, по плану взрыв должен быть на высоте 400 м точно по центру;

РДС-6с 12.08.1953г.400 кт заряд на башне на высоте 30 м.

После водородной бомбы в 1953 здесь окончательно образовалась воронка, которая стала озером (снимал с дрона, спасибо Паше):

Казахская степь была выбрана местом ядерных испытаний потому, что малозаселенная и не пронизана реками, которые могли бы разнести радиацию.

Для Казахстана и казахского народа это очень тяжёлая тема. Во-первых, пострадало множество местных жителей — в СССР им, понятное дело, никто не раздавал таблетки йода и вообще мало думали, куда пойдет облако изотопов. Впрочем, о действии радиации в те годы думали очень мало — ее как-то всерьез не воспринимали. Зато сегодня радиационный фон в районе Опытного поля (так называется местность, где проводили множество испытаний) вполне в пределах нормы. Чуть позже я скачаю данные с трекера Ильина и можно будет посмотреть на карте радиационый маршрут — все точки, по которым мы проехали с точными цифрами через каждые 50 метров. Фон здесь начинает повышаться лишь к эпицентру былых взрывов — собственно, к озеру. В радиусе 500 метров фон большой. Ну, как большой... Примерно вдвое больше, чем когда летишь в самолёте. Но конечно это не просто излучение, а загрязнение, что опаснее — эту пыль можно вдохнуть или съесть, в отличие от самолёта. Но все равно находиться у эпицентра четырех взрывов сегодня не опасно.

Степь вокруг обустроена самым разными пунктами, которые когда-то фиксировали взрыв.

Целые вереницы бетонных построек тянутся по степи:

Железные лестницы давно срезаны на металл, но сами бетонные командные пункты и точки наблюдения стоят как памятники прошлым адским экспериментам:

Этот глаз был каналом, где устанавливалась наблюдающая аппаратура, смотрящая на ядерный гриб:

На стенах одного из бункеров следы, похожие на следы пуль, но никто не знает, откуда здесь пули сбоку:

Окно, из которого смотрели на взрыв атомщики и начальство через свинцовое стекло:

А степь живёт. Растут травы, пасётся скот, вырастают грибы:

Степь на самом деле удивительная штука, когда начинаешь осознавать, насколько она бесконечна. Место очистили — из эпицентра давно вывезли самую загрязнённую почву. Но все равно в степи валяются многочисленные «харитончики» — фонящие камушки, капли расплавленной породы, названные так в честь знаменитого атомщика с именем Ю.Б.Харитон.

Я, ammo1 и Таня.

Поблизости в городе под названием Курчатов работает институт радиационной безопасности:

В институте радиационной безопасности так радиационно чисто, что можно позволить себе ковры на лестницах:

Дозиметрия по району:

Личный сейф Курчатова:

Таня листает книгу отзывов музея. До 1993 идут отзывы о том, как мы гордимся бомбой. После — о том, как много ненужных преступных экспериментов было проведено зря, испортив землю.

Гранит, вспененный дикой температурой взрыва:

Металлические конструкции, свёрнутые в узел:

Пульт запуска взрыва. Удивительно, что в нем самое радиоактивное место — светящиеся переключатели (соли радия) — штука, не имеющая отношения к ядерной индустрии, такие ставили везде.

Но на самом деле большие территории степи сегодня реально чистые. Завтра поедем изучать Атомное озеро — тоже знаменитое место, последствия подземного атомного взрыва. Видео с дрона позже, когда доберёмся до интернета.



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2018/09/01.html