Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2006-05-21 18:37:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Моя новая колонка во "Взгляде"
В день рождения Чхартишвили. Называется "Полтинник Акунина":
http://vz.ru/columns/2006/5/20/34335.html

Во-первых, очень важно, что Акунин возвращает билет «писателя», называя себя сугубым беллетристом. В этом жесте видится полемика с традиционным интеллигентским сознанием. Акунин уходит от него, предпочитая социальной ангажированности русского интеллигента честную позицию независимого интеллектуала западного типа. Акунин не хочет быть учителем жизни, выразителем чьих-то интересов, он просто хорошо делает свою работу. Писатели пусть в Перелыгино живут. В поисках и происках «духовности» всегда есть место для симуляций и спекуляций. Демонстративная духовность почему-то оказывается хорошим прибежищем для негодяев, отчего многие при слове «духовность» хватаются за ни на что не претендующие детективы. Во-вторых, важна демонстративная вторичность сюжетов Акунина. Чаще всего нам нравится уже однажды слышанная музыка. Оказывается, в узнавании сокрыт серьезный эстетический потенциал… В этом смысле вклад Акунина в оздоровление отечественной прозы схож с революцией, которую Дмитрий Александрович Пригов произвел в русской поэзии.


(Добавить комментарий)


[info]joe_malaba@lj
2006-05-21 11:46 (ссылка)
Отличный текст!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-21 11:57 (ссылка)
спасибо... Хотя я им не очень доволен: слишком многое приходится объяснять очевидного

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]joe_malaba@lj
2006-05-21 11:59 (ссылка)
прописные истины на то и прописные, что их необходимо прописывать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-21 12:59 (ссылка)
помните, я уже писал о просветительском духе современной журналистики, вот именно в этом смысле

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ratri@lj
2006-05-21 19:40 (ссылка)
Ну это ведь кому объяснять -- тем, кто не видит этого очевидного (мне, например) или даже не объяснять, а напоминать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-22 06:34 (ссылка)
тебе не жалко )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkin@lj
2006-05-21 12:04 (ссылка)
"честную позицию независимого интеллектуала западного типа" - ахуеть, дайте две!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-21 12:59 (ссылка)
просите и вам откроется
а что тебе не нравится? Кому Акунин что должен? От кого зависит?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkin@lj
2006-05-21 13:22 (ссылка)
словосочетание нравица!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-21 13:25 (ссылка)
дарю

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkin@lj
2006-05-22 10:24 (ссылка)
не, платонически нравица. к чему тут обладание)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-23 06:04 (ссылка)
тада радчто смог вызвать у тя эстетическое пережывание

(Ответить) (Уровень выше)


[info]logic_gate@lj
2006-05-21 12:05 (ссылка)
Прошу меня просвятить. Когда я читала "Кладбищенские истории", Акунин называл Чхартишвили виртуальным, говорил о нем как о части своего я. И что, кто такой Чхартишвили?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-21 13:00 (ссылка)
Автор Акунина. Писатель-японовед, большую часть своей жизни проработавший отвесеком журнала "Иностранная литература".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]logic_gate@lj
2006-05-21 13:02 (ссылка)
Получается, Акунин - вымышленное лицо?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-21 13:09 (ссылка)
ну конечно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]logic_gate@lj
2006-05-21 13:11 (ссылка)
Н-дя, обман населения :-) Хотя населению нравится :-) Спасибо

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-21 13:20 (ссылка)
я думал что об этом все давно уже знают

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]logic_gate@lj
2006-05-21 13:21 (ссылка)
Я человек, плавно теряющий все остатки гуманитарного образования, к сожалению...А так, боюсь, знают уже все...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-21 13:28 (ссылка)
ну не принципиально и на восприятие книги не влияет

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]logic_gate@lj
2006-05-21 13:39 (ссылка)
Люблю в таком случае именно создателя Акунина, он вдумчивее

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-21 15:27 (ссылка)
он отстраненнее

(Ответить) (Уровень выше)

тра-ла-ла
[info]kostjakouts@lj
2006-05-21 21:29 (ссылка)
Дивный текст. Как бы мне со своим "насквозьцитатным" текстом достучаться до такого читателя?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: тра-ла-ла
[info]paslen@lj
2006-05-22 06:36 (ссылка)
до какого? О чем вы?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]semerokozlat@lj
2006-05-22 02:00 (ссылка)
Полтинник - это повод!:)Не знаю, какие гимны споют Чхартишвили японисты, но Акунин колонку заслужил. Как всегда хорошо - ни прибавить, ни убрать! А просвещение неподготовленной аудитории - это миссия, как бы это ни звучало.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-22 06:37 (ссылка)
спасибо, что поддержали, ага, просвЯщать и просвЕщать неустанно...зачем-то... какой-то, что ли, инстинкт...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]semerokozlat@lj
2006-05-22 07:54 (ссылка)
...или призвание. Редкое, замечу, по нашим временам!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-22 08:49 (ссылка)
только кому от етого карошо?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chevrette@lj
2006-05-24 10:57 (ссылка)
Как это кому? Мужику, который в перспективе проникнется и не милорда глупого - Бавильского с Акуниным с базара понесет!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-24 17:30 (ссылка)
Да давно пора. Сколько ж можно! Карету мне, карету!

(Ответить) (Уровень выше)

Тупик Акунина.
[info]v_lad@lj
2006-05-22 05:37 (ссылка)
Не отказывая Акунину-Чхартишвили в таланте, мучаюсь вопросом - можно ли разработку литературного тупика считать оздоровлением? После Акунина в выбранном им направлении нечего разрабатывать, кроме денег, а это - заведомая агония - закольцованный "конец истории" - о чем говорит трагикомичные примеры той же Оксаны Робски, Дэна Брауна и им подобных.
Ведь даже К. Малевичу его квадратом не удалось поставить жирную точку :) А для развития нужна именно она - чтобы без иллюзий, чтобы торчал обрубок, чтобы расти можно было только заново, а не в прежнем исчерпавшем себя направлении...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Тупик Акунина.
[info]paslen@lj
2006-05-22 07:02 (ссылка)
Точки быть не может, пока человеку присуще самовыражение. А каждый большой чел (писатель) договаривается, дописывается до тупика. Это, кстати, и есть косвенное свидетельство его значимости. Акунин же не виноват, он просто хорошо делает свою работу, выполняет свое предназначение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Тупик Акунина.
[info]v_lad@lj
2006-05-22 10:20 (ссылка)
Про предназначение спорить не буду - у меня у самого возникала мысль про своеобразный "культурный перегной".
А вот с примерами "тупика" больших писателей у меня как-то не случилось - не могу вспомнить :(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Тупик Акунина.
[info]paslen@lj
2006-05-22 18:37 (ссылка)
Первое что в голову пришло. Блок. Бродский.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Проникся
[info]v_lad@lj
2006-05-23 05:21 (ссылка)
На свежую голову все воспринимается по-другому :)
Согласен - действительно так (память вернулась).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Проникся
[info]paslen@lj
2006-05-23 06:00 (ссылка)
ну вот видите

(Ответить) (Уровень выше)


[info]je_anna@lj
2006-05-22 07:45 (ссылка)
Хорошая статья ! На счет же того, что не сильно нравится прописными истинами предварять «аналитику», то в данном случае иначе и не получится. Чтобы написать хвалебное слово этому - всё правильно – «человек-проекту» или «культурному бизнес-явлению», (причем особо приятна именно культурность этого «явления» – и ситуация с «билетом писателя» в этом смысле весьма показательна) – чтобы похвалить, необходимо расставить основные точки над «и» и написать и про «во-первых», и про «во-вторых».
Мне же больше всего понравилась в статье мысль о том, что «литература как таковая все-таки выигрывает от коммерциализации, ибо коммерческий треш, подобно мази Вишневского, оттягивает на себя графоманов и любителей жанра.» Забавное сравнение с тем, ради чего эту самую мазь накладывают :) , но, приходится признать, что некое логичное основание у коммерциализации литературы действительно есть. Чхартишвили же делает высококачественный продукт – просто потому, что высокий профессионал и интеллектуал от словесности, да и ещё, судя по всему, профессионал, получающий неимоверное удовольствие от самого процесса работы со словами и сюжетами. Ему и сюжеты придумывать интересно, и приёмы вскрывать – человек-оркестр – точно-точно. Оттого-то и масса поклонников у него, скорей как у «писателя всерьёз», а не тонкого и азартного «стилиста». И оттого же поклонникам жанра нравится именно сюжетность, ну и то, что пишет Чхартишвили-Акунин на редкостно хорошем русском (в отличии от всех прочих «детективных литераторов»), а вовсе не то, что Акунин к сюжетной начинке приращивает собственных дополнительных смыслов. А вот профессионалам и критикам как раз нравится, что «смысл его текстов не сводим только лишь к сюжету», должно быть оригинальное и игровое вскрытие приёмов и технологий позволяет увидеть и себя как бы со стороны.
(мне, если честно, стилизацию читать скучно – пыталась, но не смогла осилить ни одного «фандорина» - из-за слишком откровенной стилизации, хотя очарование жанра ярко присутствует и будит желание … - взять именно «первоисточник» в руки, но, увы, не тратить время на «акунинство». А вот Чхартишвили в Кладбищенских историях или в журнальных и тиви- интервью гораздо интереснее)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]semerokozlat@lj
2006-05-22 07:57 (ссылка)
Мне нравится, что в его проекте все по-честному - играем в жанр! Как в ШСП-ной Чайке-оперетке:)))Играем себе в меру таланта, без замашек на высокое, а получается качественно и не отталкивает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-22 08:17 (ссылка)
Да, вот именно эта честность и бережет проект от пошлости: точность соответствия, времени и места. И отсутствие демонстративных амбиций. Ведь обозвать себя в России "беллетристом" означает нацепить вериги смирения. Очень точный и, главное, органический жест. Вот почему Акунин не пошл, а "Место встречи" кажется чудовищной пошлостью.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]semerokozlat@lj
2006-05-23 11:14 (ссылка)
Совершенно верно! Потому что был Юзефович (признаем, что первопроходец), но позиционировал себя иначе, статьи какие-то пытались писать серьезные, на Букера Казарозу номинировали, ну, а жанр-то не предполагает ни глубин ни вершин ни такого важного к себе отношения:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-23 11:30 (ссылка)
Юзефович был первым, но он не был столь отчаянно серийным, как Акунин. Юзефович одной ногой стоит в Великой Русской Литературе, он более "интеллигент", нежели "интеллектуал" Акунин.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chevrette@lj
2006-05-24 10:58 (ссылка)
И кино по Казарозе неплохое сняли!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-24 17:30 (ссылка)
согласен! Косвенный, но показатель

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paslen@lj
2006-05-22 08:15 (ссылка)
Аня, фишка в том, что стилизация очень тонкая (в случае с Фандориным особенно) - Акунин лишь намекает на некоторые опорные точки, которых, на самом деле, в природе не сушествует. Даже если взять самый стилистически ориентированный цикл про монашку Пелагею (там очень четко прослеживается отсылка к Лескову и "Братьям Карамазовым"), то он выворачивает ситуацию на изнанку и ничего прямого там нет и быть не может. Вот, скажем, небезызвестный Михаил Шишкин, которого сейчас как икону подняли на свой щит интеллектуалы, поступил точно так же в своем первом романе "Всех ожидает одна ночь", где создавал свое варево на основе раннего Толстого и "Герое нашего времени" Лермонтова. То есть странно получается, что если ты при этом делаешь умную мину и не отягощаешь текст веселенькой историей то можно, а если не скрываешь, вскрываешь прием и при этом веселишься, то нельзя.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

исправила опечатки :)
[info]je_anna@lj
2006-05-22 08:34 (ссылка)
так я же вроде бы только "За" такую стилизацию :) - Ч-А это интересное явление, именно и ещё и потому, что не только честен в своём интересе и жанре, но и гораздо глубже, чем кажется на поверхности - то есть и для изощрённо-вдумчивых любителей жанра в любом из его "блюд" найдётся своя "мозговая косточка". И СК правильно отметил - там всё по-честному, оттого и симпатизируешь ему - тем более что и причины для симпатии вовсе не надуманные. Да и "веселится" он весьма уместно :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: исправила опечатки :)
[info]paslen@lj
2006-05-22 08:50 (ссылка)
ты права - глубже и увереннее, главное свойство этого проекта - уместность

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: исправила опечатки :)
[info]semerokozlat@lj
2006-05-23 11:16 (ссылка)
Да, уместность, пожалуй, именно то слово!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: исправила опечатки :)
[info]semerokozlat@lj
2006-05-23 11:18 (ссылка)
Я прочел Венерин волос. Ничего не могу сказать - литература. Но крови он моей попил при этом...Я даже не знаю хочу ли еще читать Шишкина. Наверное, охота придет. Но безжалостен!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: исправила опечатки :)
[info]paslen@lj
2006-05-23 11:31 (ссылка)
Я сломался на Взятии Измаила

(Ответить) (Уровень выше)

Re: исправила опечатки :)
[info]paslen@lj
2006-05-23 11:30 (ссылка)
)

(Ответить) (Уровень выше)