Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет clement ([info]clement)
@ 2006-10-07 15:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Шестнадцатый век: пластическая хирургия и психология в одном флаконе
Нидерландское издание иконографического словаря Холла любопытно не только переводом Холла, но и дополнительными статьями, написанными Ильей Велдманом и Леендертом Купри. Одна из этих статей, написанная Велдманом, посвящена пекарю из Экло, легенде, восходящей к началу шестнадцатого века. Экло - город в сегодняшней бельгийской провинции Восточная Фландрия, столицей которой является Гент.


Последователь Корнелиса ван Далема и Яна ван Вехелена, вторая половина шестнадцатого века, музей Моёйдерслот, Моёйден (городок неподалеку от Амстердама).




Недовольные своей головой могли обратиться к пекарю в Экло - он перевыпекал головы и тем самым изменял характер по желанию заказчика. На приведенной выше картине изображены все стадии процесса. Сначала голову отрезали (правый нижний угол), затем ее временно заменяли капустой (по Велдману - дабы остановить кровотечение; первый план - середина), мяли и выпекали в печи (второй ряд). Ну и наконец, капусту заменяли на обработанную таким образом голову (левый нижний угол).

Если голова пробыла слишком долго в печи, то получались "горячие головы", если слишком мало - то придурки (по-нидерландски gaar и умный, смышленый, и готовый, испеченный; Мультитран), ну и наконец если в процессе выпечки что-то не удалось - негодяи (снова многозначность: misbaksel - неудавшийся продукт; испорченный продукт; выродок; негодяй - Мультитран). Кочан капусты, как и по-русски, связывался с пустой головой.

Сюжет был достаточтно популярен в нидерландском искусстве шестнадцатого-семнадцатого века (1, 2, 3, 4). Возможно, популярность связана с морализаторским аспектом картины: лучше довольствоваться своей головой - кто знает с чем вернешься от пекаря из Экло!



  • A. Wijsman, 'De legende van den bakker van Eelco', Oud holland 54 (1937), p. 173-177, met afb.
  • P.J.J. van Thiel, cat. All the paintings of the Rijksmuseum in Amsterdam, Amsterdam (Rijksmuseum) 1976, p. 187, nr. A 4293, als kopie naar Cornelis van Dalem en Jan van Wechelen
  • Rijksdienst Kastelenbeheer, catalogus van de collectie schilderijen. Muiden (Rijksmuseum Muiderslot) 1990, nr. 12, als kopie naar Cornelis van Dalem en Jan van Wechelen
  • HAZELZET, KORINE Heethoofden, Misbaksels en Halve garen. De bakker van Eeklo en de burgermoraal.
    Zwolle. Catena. 1988



(Добавить комментарий)


[info]ex_gardener@lj
2006-10-07 10:15 (ссылка)
Класс!
Жаль, сейчас не практикуют.
Прекрасная вещь!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 10:38 (ссылка)
Самое забавное, что в Экло и сегодня есть "перепекарь" - легендарный пекарь из Экло известен и под этим названием - он продает всевозможную "тематическую" выпечку, а зовут его Филипп Де Сюттер (http://www.nieuwsblad.be/Article/Detail.aspx?articleID=nbra24082002_005).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leidenets@lj
2006-10-07 10:24 (ссылка)
Вот это тема!
Потрясающе.
Не могу русский аналог вспомнить.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 10:41 (ссылка)
В принципе, история пекаря, возможно, связана со вторичным обретением молодости, возрождением, и т.д. - в русской традиции подобные примеры тоже есть (вспомните, к примеру, "Конька-горбунка").

(Ответить) (Уровень выше)


[info]some@lj
2006-10-07 11:02 (ссылка)
Очень интересно, спасибо!
Лингвистический аспект тоже крайне любопытен (misbaksel, gaar etc.)!

пс: Muider/n все-таки лучше как Маюдер/н, Ма/ейдер/н, Мэйдер/н транскрибировать, наверное.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 11:09 (ссылка)
Спасибо за интерес!

Я проверил карты Яндекса и там ни Muiden, ни IJmuiden, ни Muizen мне найти не удалось, а других городов с этим дифтонгом в Нидерландах или Фландрии я так с ходу не вспомнил, так что транскрибировать пришлось самому. Мёйдер/н?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]some@lj
2006-10-07 11:18 (ссылка)
Да, вот мне Мёйдер ближе всего, но его почему-то лингвисты не жалуют за опальную ё. Ну есть же у нас паюсная икра, почему не быть Маюдеру?
:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 11:39 (ссылка)
Хорошо, тогда пишем Мёйден - по крайней мере, пока не пришли лингвисты.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]renatar@lj
2006-10-07 12:25 (ссылка)
музей Мёйдерслот, Мёйден

Я не лингвист, но мне кажется, что Ваш вариант наиболее распространенный по написанию. Мёйдерслот - это ведь наиболее известный голландский замок? http://muiderslot.nl/
И в Яндексе только это написание названия замка встречается: http://www.yandex.ru/yandsearch?rpt=rad&text=%CC%E5%E9%E4%E5%F0%F1%EB%EE%F2+%E7%E0%EC%EE%EA

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 12:29 (ссылка)
Самый ли он известный я не знаю, но это именно он. Большое спасибо за уточнение транскрипции.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alienor_sm@lj
2006-10-07 11:10 (ссылка)
Какая прелесть, в самом деле! :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 11:37 (ссылка)
Спасибо за интерес! Мне особенно капуста понравилась.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_kreuzer813@lj
2006-10-07 12:06 (ссылка)
Капуста отличная. Ее и оставить было б можно - вместо таких-то голов :*)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 13:21 (ссылка)
;-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]norvicus@lj
2006-10-07 12:40 (ссылка)
Хороши кочанчики :)
Интересно, внутри испеченых голов - тоже капуста?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 13:25 (ссылка)
Это было бы весьма любопытным вариантом. Главное, что капуста бы тогда не пропадала после первичного использования!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zgorevna@lj
2006-10-07 14:43 (ссылка)
начинка для головы ))) действительно, забавно

огромное спасибо! исключительно интересная тема

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 15:01 (ссылка)
Спасибо Вам за интерес!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mustangostang@lj
2006-10-07 13:04 (ссылка)
отлично!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 13:21 (ссылка)
Спасибо Вам за интерес. Я об этой истории до сегодняшнего дня ничего не знал...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fish_n_lilies@lj
2006-10-07 14:37 (ссылка)
Чудесно!
Можно, я пропеарю среди самого широкого круга жж-стов (это может попасть в lj-blog) - или лучше не надо?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 15:02 (ссылка)
Рекламируйте на здоровье - правда я не знаю, что такое lj-blog...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fish_n_lilies@lj
2006-10-07 15:05 (ссылка)
Вкратце, это место, которое посещают очень много пользователей ЖЖ - из самых разных субкультурных слоев, сами понимаете ))
http://www.ljplus.ru/blog/

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 15:13 (ссылка)
Нет проблем. Я не уверен, что нидерладское искусство столь интересно массам, но почему бы нет?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]roi_s@lj
2006-10-07 16:08 (ссылка)
обалдеть

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 16:42 (ссылка)
Большое спасибо за интерес!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]i_grappa@lj
2006-10-07 16:20 (ссылка)
Прелестно! :)
Вас читатать можно не отрываясь и не прерываясь!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-07 16:41 (ссылка)
Огромное спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]masquaraboz@lj
2006-10-07 19:25 (ссылка)
Интересная иллюстрация того, что человеческое сознание во все времена отождествляло себя со своими творениями. Если в 16 веке с выпечкой, то в 20 веке уже со сложными информационнными технологиями, как то - "человеческое сознание - есть самый сложный на свете компьютер" со всеми програмированиями и апгрейтами психики и сознания.
Можно предугадать, что в дальнейшем все будет продолжаться в подобном ключе: Однажды искусство программирования для будущих сознаний будет ничем не значительней искусства выпечки для нас. Для нас в поисках возможности понять - что же мы есть на самом деле? Поиски увенчаются успехом, когда человеческие "технологии" дорастут до создания Бога.
Я - есть то, что могу понять в настоящий момент.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-08 04:27 (ссылка)
Большое спасибо за развитие темы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]clement@lj
2006-10-08 05:49 (ссылка)
По здравом размышлении решил добавить, что выбор технологии мне представляется более поздним. Для средних веков было характерно отождествление особенностей внешности (форма носа, цвет волос, шрамы, ...) с определенными чертами характера, в то время как для века двадцатого аналогичная связь поступков с психе. Более того, в обоих случаях связь предшествовала технологии - есть много более ранние изображения похотливцев, скупцов и т.д. чем история пекаря из Экло, а бихевиоризм предшествовал появлению компьютера.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Хвалите его все горы и холми...
[info]masquaraboz@lj
2006-10-08 11:40 (ссылка)
Разумеется. Про веселые, залихватские средние века сложно что-то сказать. Я в этом больше не специалист, чем во всем остальном. Хотя особенности внешности в связи определенными чертами характера они унаследовали от римлян. Эдакий Аристотель фор идиотс, за 30 минут, и 20 рублей - Как я это вижу.
Одна моя знакомая астролог в средние века моей жизни как-то связала жесткость моих волос с моим характером. Мне оставалось ее испугать, что у меня еще и нёбо черное.
Человеку всегда удобней найти связи в подручных средствах.
Представляю как мучались эти первые бихевиористы, пытаясь понять на что же похожа эта мерзавка, психика. И при первым знакомстве с компьютером - О! На эту штуковину! Эврика.
Как часто мы оживляем, очеловечиваем предметы, ожидая увидеть в них наше отражение? Как будто у нас не получится наладить контакт, если они не будут "человечны". Мы сюсюкаемся с нашими бультерьерами или фараоновыми лысыми... не учитывая их внутреннее устройство. Я ловлю себя на мысли что разговариваю не только со своим компьютером, что вполне себе не клинично, но и с проезжающими по дороге машинами, дверями и прочее прочее...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Хвалите его все горы и холми...
[info]clement@lj
2006-10-08 12:10 (ссылка)
Спасибо за изложение Ваших мыслей, все это крайне любопытно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Хвалите его все горы и холми...
[info]masquaraboz@lj
2006-10-08 15:57 (ссылка)
Вы очень любезны.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]masquaraboz@lj
2006-10-07 19:33 (ссылка)
Немного(?!?) использовал этот коммент и ссылку на Вас для своего поста. Надеюсь Вы не против.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-08 04:27 (ссылка)
Конечно, я не против. Большое спасибо за развитие темы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]si_corvus_corax@lj
2006-10-09 10:19 (ссылка)
Интересно, что задумка идет здесь по пути выделения качеств предмета в теле, но не присвоения телу качеств предмета. О подобном явлении недавно писал мой друг (http://community.livejournal.com/panem_nostrum/3407.html), но в связи с «золотым лотосом».

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-09 18:00 (ссылка)
Спасибо за ссылку.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kavery@lj
2006-10-09 11:23 (ссылка)
Какой, однако, забавный сюжет!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-09 15:36 (ссылка)
Да, мне он тоже никогда до сих пор не встречался.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]5oceans@lj
2006-10-11 04:17 (ссылка)
спасибо:) любопытно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-11 04:26 (ссылка)
Спасибо за интерес.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sciuro@lj
2006-10-12 00:23 (ссылка)
потрясающая идея :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-10-13 13:44 (ссылка)
;-)

(Ответить) (Уровень выше)