Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2008-01-08 07:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дело о вещности и вещизме
Дело в том, что Шкловский в книге "Энергия заблуждения" злоупотребляет словом "вещь" в смысле "текст" и это меня зело раздражает. Даже старческому скудоумию не могу простить такой примитивной механики.
И потом, я никак не могу понять (зарекался ведь не читать вторичной и описательской литры) - зачем нужна эта книга петляющих и блуждающих тропок и сплошных отступлений, треть прочитал, а все ощущение, что нахожусь во вступлении, которое никак не могу преодолеть: где же мясо?
То есть, возможно (возможно) книжка хорошо придумана (привет Стерну), но сухой остаток в чём? Там мало фактов, анализа, какие-то необязательные рассуждения и стилистические выкрутасы; при том, что это не эссе, не роман-эссе, не даже размышление вслух. Это не дневник событий или размышлений, не Живой Журнал, фиксирующий изменения и дающий повод к со-общению.
Просто человек садится и начинает писать из-за привычки писать, скажем, с трех до пяти; больше всего это похоже даже не на конспект лекции, а на стенограмму лекции, из которой хочется отжать воду и записать по пунктам: 1) 2) 3), но когда ты доходишь до классификации твоя квалификация даёт сбой: записать нечего - как у самого что ни на есть неопытного лектора лекция расползается, остаются трюизмы да трюфели.

А я всё глубже погружаюсь в "Войну и мир", уже второй том, вокруг сплошная симметрия, которой (общая структура эпоса) Толстой что-то хочет сказать и говорит - во всех этих зеркалах и зеркальных отражениях, пересечениях и неожиданных встречах. И вдруг мурашки по коже или даже слёзы выступают (смерть маленькой княжны и возвращение пропавшего Андрея), такой бурный биологический, но и, одновременно, строго дозированный, порционный поток жёлтой, выцветшей бумаги с литерами механического набора.
Становится интересно: а что же всё-таки в этом великом романе интересно? Ведь сюжет известен, хотя некоторые подробности (одержимость Николая Ростова императором Александром - от прежних прочтений осталась лишь сцена с бисквитами, но пока до неё не добрался) всплывают как вновь написанные или вновь обретённые; но интересен не сюжет, не перипетии, а презумпция спрессованного во всех этих образах жизненного опыта, экзистенциальных переживаний и глубинной мудрости - как если всё описываемое случается не само по себе, но как повод к чему-то, как некий балет, за событиями которого возникает дргая реальность другого языка: все эти образы, точно дым, проплывают по сетчатке, а остаётся осадок - выпадающий в осадок концентрат, сжатое в предельно плотное состояние переживание и отдельной личности (сам Толстой) и русской истории (война) и всего русского макрокосма.

То есть, чтение "Войны и мира" в самом деле похоже на концентрат, который ты высыпаешь в кружку и разводишь водой. Или водкой.А все эти стуктурные рифмы и совпадения (кстати, в отличие от "Доктора Живаго" совершенно естественные, ненатужные - в этом смысле роман Пастернака будто бы старее, стариннее романа Толстого, и, словно бы в обратной перспективе, ближе к классицизму, романтизму) - это к Тому Стоппарду, к "Берегу утопии", к театральной (не киношной даже) эстетике. Словно бы есть, попадается на твоем пути лабиринт и ты осознанно в него заходишь, блуждаешь там, внутри и выходишь обновленным. Или изменённым, то есть, вся эта смысловая машинерия каким-то образом влияет (облучая или исподволь обучая) на тебя посредством процесса чтения, погружения, подводного плаванья.

Всё это непонятным образом накладывается на челябинский воздух, который я описывал ниже, на его рыхлую и губчатую, многослойную структуру с внутренними тоннелями и невидимыми ходами; этому голодному до человеков кислороду явно идёт коричневая обложка толстовского многотомника, потрепанного поколениями изучавших школьную программу (постоянно нахожу закладки племянниц). Сначала я читал параллельно Толстого и Шкловского, но теперь жалко тратить время на описательскую пустопорожнюю ересь, тем более, когда рядом рояль.
Я помню культ Шковского в "Литературной газете", многозначительные фотографии, выступления, стихи Вознесенского про отлетевшее золотое яйцо русской мысли. Все эти разочарования как-то примеряют со своей собственной деятельностью, когда что бы ты не делал исход один: раствориться в безбрежности, в анонимности, в тотальном одиночестве, которое ни убавляется ни прибавляется сколь сильно ты не убиваешься карьерой, творчеством, текстами.
Точнее всего это умонастроение сформулировал (случайно под руку подвернулось) Андрей Балконский в разговоре с Пьером: "Надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти..." (2, 2, 11, 117)

Симптоматично, что Толстой вложил эти кризисные слова в уста одному из самых симпатичных себе персонажей.


(Добавить комментарий)


[info]m0desta@lj
2008-01-08 00:10 (ссылка)
шкловский лучше ранний:зоо,третья фабрика

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-01-08 09:10 (ссылка)
разумеется это всё тоже читано-перечитано, но, знаете, с некоторых пор боюсь возвращаться и перечитывать книги, написанные в ХХ веке, ибо сплошные разочарования

(Ответить) (Уровень выше)


[info]knizhnik@lj
2008-01-08 01:06 (ссылка)
Спасибо! Проникся необычайно(особенно словами про лабиринт).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-01-08 09:11 (ссылка)
собственно, каждый раз я ставлю перед собой одну и ту же задачу: найти для описания того чем в данный момент жывешь наиболее точные слова и наиболее выпуклые сравнения

(Ответить) (Уровень выше)


[info]caurus@lj
2008-01-08 02:04 (ссылка)
У Хеллера ("Портрет художника в старости"), как мне кажется, отлично отражено состояние человека, у которого есть п р и в ы ч к а п и с а т ь - и даже жестокая зависимость от этой привычки, но он прекрасно осознает, что писать-то ему больше не о чем. Полагаю, то же самое можно сказать и про Шкловского. Респект ему за теорию "остранения", но...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-01-08 09:12 (ссылка)
чувство вкуса и меры, из которых состоит (В том числе) искусство старения не каждому доступно; более того, я думаю, что это одно из самых редких, редковстречающихся, редкоземельных видов искусств

(Ответить) (Уровень выше)


[info]litera@lj
2008-01-08 10:04 (ссылка)
http://litera.livejournal.com/230203.html?mode=reply
==
думается, Вы не будете возражать против ссылок на Ваши тексты..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-01-08 10:13 (ссылка)
конечно, для того всё и затевалось)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]june_cognak@lj
2008-01-08 16:05 (ссылка)
ну, собственно.. знаете, в детстве когда кто-нить дразнится сладеньким? - хоть и гадкой сахарной ватой, но - вынь, да положь. Так вот, я дядьке своему наказала привезти мне "Войну и мир", дореволюционного издания. Практически, совочек захотелось=))))), до того Вы прекрасно написали про перечитки=)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-01-09 00:39 (ссылка)
сахарная вата или соленые огурцы - что ближе к первоисточникам и правде жЫзни?)
дореволюционное издание это, конечно, круть аутентичная, респект большеротый

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]june_cognak@lj
2008-01-10 15:16 (ссылка)
ну, по мне, так сахарная вата - гораздо ближе, меня ей радостей и лишали, а солёные огурцы - всегда присутствовали. "Война и мир" с ятями - круууть. Не всё понятно, но, гораздо понятнее, чем в 9-ом классе школы=) Спасибо Вам.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-01-11 12:47 (ссылка)
главное чтобы на пользу

(Ответить) (Уровень выше)

ТОЛСТОЙ НЕНАВИДЕЛ БЫ САРКОЗИ ГЕДОНИСТА И ПОХОТЛИВОГО
[info]andfomkin@lj
2008-01-08 19:41 (ссылка)
А Вас , Паслен , не потрясло , что Толстой был первый в мире фашист , конечно в положительной коннотации , эта " роевая жизнь" как прообраз фашины- пучек из прутьев , которые по одному сломать может всякий агрессор , и культа родины и предков и аскезы служения Руси , при всяком презрнии к западопоклонству - "сами с усами , да еще и с бородой ". А ВОТ ДРУГОЙ ОБРАЗЧИК , ПОЛАГАЮ ЯВНО ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ ТОЛСТОМУ- НИКОЛЯ САРКОЗИ , думающий не об интересах Франции 24 часа в сутки а о том как пристроить свой похотливый фаллос к щель КАРЛЫ Б. . нЕ АСКЕЗА СЛУЖЕНИЯ СЕМЬЕ= ВСЯ ФРАНЦУЗСКАЯ НАЦИЯ , а гедонизм шкурника к-а

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: ТОЛСТОЙ НЕНАВИДЕЛ БЫ САРКОЗИ ГЕДОНИСТА И ПОХОТЛИВОГ
[info]paslen@lj
2008-01-09 00:43 (ссылка)
нет не потрясло
я не увидел в Толстом никакого фашизма

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rita_marucci@lj
2008-01-13 03:49 (ссылка)
Тут недавно в Америке вышла книжка Шкловского Энергия заблуждения на английском, издательство Dalkey Archives. Мое имя там упомянуто. Потому что я в некоторых местах помогла переводчице.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-01-14 09:21 (ссылка)
да ты крутышко
сижу в Челябе без инета, пишу и читаю) приеду, дам знать)

(Ответить) (Уровень выше)

офф
[info]olga_77@lj
2008-01-13 06:04 (ссылка)
http://olga-77.livejournal.com/64529.html?view=877585#t877585

пожалуйста, может, если у вас будет минутка, просмотрите. Там отрывок из моей книжки про бандита, который любит Моцарта, и я не уверена в правильности музыкальной матчасти:)))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: офф
[info]paslen@lj
2008-01-16 14:49 (ссылка)
у вас там не только с музыкой проблемы, я бы правил и правил)
но кто ж мне даст
например употребление одного предлога или союза в предложении это само по себе ту матч, а так как у вас и просто плохо: "Но все равно не избавиться от ощущения, что все разглядывают его в упор."
"Щедро сбрызнуло " соль не брызгается, соль сыпется
"вечный огонек" звучит пародийно и вообще есть такое правило: используйте уменьшительно-ласкательные ПО МИНИМУМУ
ну и тд, а что касается музыки то вы все верно написали
я бы сделал менее заметным пользвание справочниками, но это дело вкуса

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: офф
[info]olga_77@lj
2008-01-16 15:19 (ссылка)
огромное спасибо, что прочитали!

согласна с вашими замечаниями полностью, и блохи есть, и сюсюканием увлеклась

но я не поняла насчет предлогов и союзов, какое именно их сочетание является на ваш взгляд недостатком?

я бы сама себя тоже правила и правила:) но мне тоже никто не дает:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: офф
[info]paslen@lj
2008-01-16 15:48 (ссылка)
когда два одинаковых предлога или союза или служебных части речи находятся в одном предложении - даже если это союз "и". В том предложении которое я у вас отметил дважды идет "все"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: офф
[info]olga_77@lj
2008-01-16 17:38 (ссылка)
да, теперь поняла. Слушайте, и правда ведь некрасиво смотрится. Спасибо! У меня это действительно часто проскакивает. А как прием по усилению, предположим "Ему нравились ее глаза, и роскошные русые волосы, и чувственные губы" - это тоже мрачно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: офф
[info]paslen@lj
2008-01-16 17:45 (ссылка)
1) я бы убрал все "и" (так ритм выравнивается - я всё время слежу за ритмом)
2) я бы убрал слова "роскошные" и "чувственные" как сильно заштампованные, они не создают ОБРАЗА
3) если нужно усиление, то нужно удивлять, сравнить чувственные губы с губами неожиданно ожившего утопленника) и вы сразу видите эти губы, да? Нужно пытаться не рассказывать, а показывать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: офф
[info]olga_77@lj
2008-01-17 19:55 (ссылка)
показывать, показывать, показывать!!!!

приклеила у компа стикер:) спасибо вам огромное!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: офф
[info]paslen@lj
2008-01-17 20:04 (ссылка)
главное чтобы на пользу

(Ответить) (Уровень выше)