Sat, Apr. 7th, 2007, 05:05 pm
Мёртвый Христос



Победа Христова основывается на том, что Он опускается до дна, нисходит во ад, как это иногда изображается на иконах. Думается, что не случайно именно такая икона обычно кладётся на аналой посреди храма на восьмой день после Пасхи, в Фомино воскресенье, когда в богослужебных песнопениях вспоминается событие, которое мы относим к Страстной субботе: «Умер в пятницу Христос, погребённый, опускается во ад». И хотя в Новом Завете об этом прямо не говорится ни разу, выражение descendit ad inferos («спустился во ад») есть в Апостольском Символе веры, достаточно древнем и надёжном исповедании веры Церкви Христовой.

Из апостольских посланий видно, что в древнейшем исповедании веры особое значение имело именно то, что Иисус не только умер на Кресте, но был погребён, опущен в землю. Этот момент в Евангелии был назван «знамением Ионы пророка»: «как был Иона во чреве кита три дня и три ночи, так Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи» (Мф12:40).

О погребении говорится и в Первом Послании к Коринфянам: «И что Он погребён был» (1 Кор 15:4), и, конечно, в Символе веры - не только в Апостольском, но и в том, который мы обычно возглашаем во время каждой Литургии: «...и страдавша и погребенна». Нетрудно понять, что слово «погребён» в скрытой форме говорит о нисхождении во ад.

Нисхождение во ад - это не только Страстная суббота, оно много больше всего того, что символически изображено на этой иконе. Христос опускается туда, где хуже всего, где больнее всего, труднее всего, где царствует и торжествует самая большая беда. И главное - где нет Бога, потому что весь Ветхий Завет пронизан мыслью о том, что в шеоле, в мире, где пребывают усопшие, Бога нет.

Если вдуматься, то вообще всё Евангелие от начала до конца рассказывает о нисхождении во ад, потому что Христос постоянно находится среди нищих, слепых, прокажённых. Как в древности, так и в средние века общество начисто отвергало прокажённых: они должны были ходить с колокольчиками, чтобы люди слышали звон и не приближались к ним... А Иисус? Он оказывается среди самых несчастных и презираемых людей - там, где нет Бога. В этом смысле Его нисхождение во ад продолжается и до сего дня, ибо и теперь Христос вместе с такими людьми, как мать Тереза из Калькутты, как мать Мария (Скобцова), спускается туда, где хуже и больнее всего.

Смерть Иисуса на Кресте - это не мнимая, не придуманная, а настоящая человеческая смерть. Из греческой мифологии известно, как спускались некогда в аид многие античные боги и герои: Дионис, чтобы вывести оттуда свою мать Семелу или Геракл, чтобы вернуть Алкесту её мужу или вывести на белый свет для Эврисфея пса Кербера; туда спускается и Орфей за женой Эвридикой и т.д. Однако у греков в аид всегда спускается живой бог или герой, а Христос (и в этом принципиальное отличие евангельского рассказа от сказаний древних греков!) для того, чтобы низойти во ад, умирает, принимает на Себя всю боль, всю безнадёжность и отчаяние человеческой смерти - до такой степени, что восклицает на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Смерть Иисуса - это не апофеоза, как в случае с Гераклом, который, не успев ещё умереть на костре, превращается в бога. Это та самая смерть, которая когда-то приходит к каждому. Простая человеческая смерть, опыт которой придётся пережить каждому. Смерть со всей её болью и во всей её неприглядности.

Мёртвый Христос

 

И потому не случайно служба Страстной пятницы, утреня, включающая в себя чин погребения Тела Иисусова, во многом очень похожа на самый обычный чин погребения усопшего. В Страстную пятницу мы Его действительно хороним. Если, повторю, мифологический герой опускается в царство мёртвых живой, чтобы освободить одного из усопших (Семелу, Эвридику или Алкесту), то Иисус туда спускается Мёртвый, Один, чтобы освободить всех, спускается туда, где нет Бога, на глубину, как сказал Григорий Великий, «большую, чем глубина самого ада».

У Достоевского в романе «Идиот» описывается картина Гольбейна-младшего «Мёртвый Христос» - Он, только что снятый со Креста. Почему именно мёртвый Христос, даже не тело, а, как подчёркивает сам Достоевский, труп Христа привлёк внимание писателя?




Hans Holbein the Younger 1497/8 – 1543
Christ's Body in the Grave
tempera on panel (30 × 200 cm) — 1521
Kunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, Basel



Вероятно, это связано с тем, что за столетия истории православия, за тысячу лет христианства на Руси мы не вполне сумели почувствовать, что такое смерть Иисусова. Нам до сих пор ещё нередко кажется, что Иисус умер как-то по-другому, иначе, чем все, потому что Бог не может умереть. А Бог может всё. Нельзя забывать об этом.

Разумеется, каждый образованный православный христианин на Руси знал принятый на Четвёртом (Халкидонском) Соборе догмат, согласно которому Христос - и полностью Бог, и Человек, тоже в полной мере и в полном смысле этого слова. Конечно, каждый священник повторял в течение всей этой тысячи лет за каждой обедней перед Великим Входом слова молитвы, где говорится, что Он, Иисус, «непреложно и неизменно был еси Человек», но при этом, однако, Его человеческая природа была как-то слабо осознана в русской религиозности. Спаситель на Руси всегда легче принимался как Бог, чем как Человек.

Достоевский же на картине Гольбейна разглядел Иисуса именно как Человека и, возможно, благодаря этому понял, что такое Воскресение из мёртвых. Из мёртвых воскреснуть можно, только умерев. А умереть может только человек. Если бы Христос был больше Богом, чем Человеком, Он бы просто не мог ни умереть, ни воскреснуть. Увидев Христа умершим, осознав тайну Его смерти, Достоевский понял сердцем своим тайну Воскресения из мёртвых - этого ни с чем не сравнимого чуда, которое делает человечество жизнеспособным и даёт ему крылья.

До тех пор, пока мы видим в смерти Иисусовой что-то не вполне эквивалентное нашей собственной смерти, мы не в силах понять тайну Воскресения.

Христос проходит до самого конца по той самой дороге, которая предназначена и каждому из нас, и в этом, наверное, заключается Его абсолютная уникальность. Рассказ об этом очень трудно выразить в словах (Nec valet lingua dicere, nec littera exprimere - «Язык не в силах рассказать, не в силах буква передать» - как некогда сказал св. Бернар). Не случайно поэтому о нисхождении во ад прямо, в каких-то конкретных словах, в Евангелии нигде не говорится - в отдельные слова этот рассказ не вмещается, хотя всё Евангелие, если брать его в целом, рассказывает на самом деле прежде всего именно об этом событии. Понять это бесконечно важно. Самые важные истины в Евангелии вообще почти никогда не вмещаются в слова - о них можно рассказать только без слов, передавая весть от сердца к сердцу. Апостол Павел говорит, что, восхищенный до третьего неба, он «слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор 12: 4). «Нельзя» не в том смысле, что это запрещено, нет; нельзя - ибо невозможно, при всём желании. Тайна Креста невыразима в словах именно по своей сути. К ней можно только приблизиться - и перед ней остановиться. Остановиться перед тайной человеческой смерти, через которую Христос поднимает и воскрешает всё человечество.



Из книги Чистякова

Над строками Нового Завета

Галерея

Sat, Apr. 7th, 2007, 08:58 am
[info]gornyj@lj

Спасибо за все, что узнала (почувствовала)
благодаря Вам.
С наступоющим праздником Воскресения Христова!

Sat, Apr. 7th, 2007, 10:24 am
[info]tapirrr@lj

Спасибо.
Так важно, что это оказывается нужным..

Да, и Вас тоже!

Sat, Apr. 7th, 2007, 10:39 am
[info]ezevika_san@lj

Да... Умереть со Христом. Веры просить у Него надо, укрепления веры... А остальное будет делать совсем легко.
С наступающим Светлым Воскресением и наступившим Благовещением!!!!!

Sat, Apr. 7th, 2007, 10:48 am
[info]tapirrr@lj

И Вас с Благовещением.

Спасибо.

Радостно встретить Светлое Христово Воскресение желаю

Fri, Oct. 17th, 2008, 03:11 am
[info]juditpolonovsk@lj

- И, подумавши, прибавил: "Я поздравляю вас с наступающими праздниками и желаю, чтобы вы мне ради рождества христова прислали хоть ворочок пшена да кусок сала, а из лакомства хоть шкаповые сапоги и.

Sat, Apr. 7th, 2007, 11:38 am
[info]zmeja_sh@lj

спасибо Вам большое!
с Благовещением Вас!

Sat, Apr. 7th, 2007, 11:41 am
[info]tapirrr@lj

Спасибо Вам.
И Вас поздравляю!

Sat, Apr. 7th, 2007, 01:32 pm
[info]ex_ex_dmitr@lj

Отличная статья, я знал, что если мне понадобится хорошая статья по случаю Пасхи, достаточно посмотреть в Вашем ЖЖ.
Дал ссылку.

Sat, Apr. 7th, 2007, 05:31 pm
[info]tapirrr@lj

Спасибо за доверие :)

Постараюсь и в дальнейшем оправдывать.

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Sat, Apr. 7th, 2007, 05:40 pm
[info]ex_ex_dmitr@lj

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!

Sat, Apr. 7th, 2007, 01:33 pm
[info]pvax@lj

Спасибо огромное! Всегда читаю ваши христианские посты, вы всегда даете пищу для размышлений.
С наступающим Светлым Праздником!

Sat, Apr. 7th, 2007, 05:36 pm
[info]tapirrr@lj

Христос Воскресе!!

Sat, Apr. 7th, 2007, 05:23 pm
[info]play_this_game@lj

несомненно Спаситель был человеком из плоти и крови...но каким!!!...он обладал способностями неподвластными человечеству...он был ближе всех к Творцу...церковь за тысячилетия почти полностью подменила истины о Иисусе...я верю в Бога..но не верю в церковь..хотя сегодня там был...
Всех с Праздником!!!...светите ярко...
Спасибо за пост!

Sat, Apr. 7th, 2007, 05:41 pm
[info]tapirrr@lj

Христос Воскрес!

Да, Спаситель был человеком из плоти и крови...но каким!!!...он обладал способностями неподвластными человечеству... Ведь Он был -

воплощением Творца (именно это означяают слова "Сын Божий".

Церковь же хранит истину о Нём такой, какую получила от Него самого.

И Вас с праздником. Я Вам рад.

Wed, Feb. 24th, 2010, 04:57 pm
(Anonymous): отзыв

Помилуй нас, Господи!
Я прошу Его милости, умирать страшно. Безумно. И даже не "мне". Этот страх безумен по определению, онтологически. Перед ужасающим лицом смерти разум нивелируем абсолютно.
Только душа, как малое беззащитное дитя, смущаемая делами и помыслами всей жизни того, кто еще мгновение назад именовался человеком, смущаемая бесами пребывает в смятении. И боится, и трепещет, и сотрясается...
Я видела это в глазах умирающего, близкого мне человека, держа его за руку.
Поэтому и молю, помилуй нас Господи, и, если это будет возможно, то спаси!