Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-10-06 23:53:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
В ожидании варваров
– Чего мы ждем, сошедшись здесь на площади?

– Да, говорят, придут сегодня варвары.

– Так почему бездействие и тишина в сенате?
И что ж сидят сенаторы, не пишут нам законов?

– Да ведь сегодня варвары придут сюда.
Сенаторам не до законов более.
Теперь писать законы станут варвары.

– А император наш зачем, поднявшись рано утром,
У главных городских ворот на троне восседает
В своем уборе царственном и в золотой короне?

– Да ведь сегодня варвары придут сюда.
И император наш готов принять
их предводителя, – он даже приготовил
указ, чтобы тому вручить: указом сим
ему дарует титулы и звания.

– А консулы и преторы зачем из дому вышли
сегодня в шитых золотом, тяжелых багряницах?
Зачем на них запястия все в крупных аметистах
и перстни с изумрудами, сверкающими ярко,
и опираются они на посохи резные,
из золота и серебра, в узорах прихотливых?

– Да ведь сегодня варвары придут сюда,
так роскошью им пыль в глаза пустить хотят.

– А что же наши риторы не вышли, как обычно,
Произносить пространные торжественные речи?

– Да ведь сегодня варвары придут сюда,
а варвары не любят красноречия.

– А отчего вдруг поднялось смятение в народе
и озабоченно у всех враз вытянулись лица,
и улицы и площади стремительно пустеют,
и по домам все разошлись в унынии глубоком?

Уже стемнело – а не видно варваров.
Зато пришли с границы донесения,
что более не существует варваров.

И как теперь нам дальше жить без варваров?
Ведь варвары каким-то были выходом.

Кавафис. Перевод И. Ковалевой

от [info]meotis@lj


(Добавить комментарий)


[info]olnigami@lj
2007-10-06 17:34 (ссылка)
Хм, почему-то сразу АБС вспомнились "Второе нашествие марсиан"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:21 (ссылка)
Да, верно. Есть сходство.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]iz_kustov_ved@lj
2007-10-06 17:44 (ссылка)
Понимаю, за что Бродский его так пропагандировал :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:21 (ссылка)
Скептическая мелодия подобного накала

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iz_kustov_ved@lj
2007-10-07 03:31 (ссылка)
Вот-вот :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sonte@lj
2007-10-06 17:49 (ссылка)
Была подборка переводов: http://magazines.russ.ru/inostran/2004/8/kava4.html
Кажется, безупречного перевода пока нет. А стихи очень страшные.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:22 (ссылка)
спасибо. Жизнь у нас страшная, что там стихи...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]met0@lj
2007-10-07 06:28 (ссылка)
Грешно жаловаться на жизнь. особенно если знать, что пережили люди два поколения назад.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 06:41 (ссылка)
"След мой волною смоет", -
пропел ребенок, и след пропал.
В гости сейчас не стоит,
явлюсь к разъезду, скажу - проспал.
Или останусь дома,
с ковра не двинусь - не та луна.
Осень. Минор. Истома...
Какие гости, когда - волна?

"Всякой по паре твари", -
прочел я как-то незнамо где.
Рыба в стеклянном шаре
плохой помощник моей беде.
Гибкий предмет улова,
деталь декора, форель, плотва...
Рыба, шепни два слова,
взмахни руками: "Жива, жива..."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2007-10-08 10:58 (ссылка)
Вот это хорошо. Про варваров надоело уже, а это -- хорошо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jack_of_hearts_@lj
2007-10-06 17:51 (ссылка)
Мне больше нравится гаспаровский "сокращенный" перевод.

- Отчего народ в перепуге?
- Идут варвары, скоро будут здесь.
- Отчего сенаторы не у дела?
- Идут варвары, их и будет власть.
- Отчего император застыл на троне?
- Идут варвары, он воздаст им честь.
- Отчего вся знать в золоте и каменьях?
- Идут варвары, они любят блеск.
- Отчего ораторы онемели?
- Идут варвары, они не любят слов.
- Отчего не работают водопроводы?
- Идут варвары, спрашивайте их.
- Отчего все кричат и разбегаются?
Весть с границы: варвары не пришли,
Варваров вовсе и не было.
Что теперь будет?
С варварами была хоть какая-то ясность.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]santagloria@lj
2007-10-06 22:08 (ссылка)
да, лучший.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]omega_05@lj
2007-10-07 00:13 (ссылка)
не слишком быстрый? стремительно как-то... не успеваешь проникнуться...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mochalkina@lj
2007-10-07 02:40 (ссылка)
ага, мне тоже.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:23 (ссылка)
При сравнении ряда переводов мне этот как раз не понравился. Мне показалось, что он выиграл последнюю строку за счет жертвы остальными.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dennett@lj
2007-10-06 18:50 (ссылка)
Это очень хорошее стихотворение. И его лучший перевод - их штук пять я видел разных.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:23 (ссылка)
Мне тоже кажется, что отличный вариант перевода.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hari_tc@lj
2007-10-06 19:11 (ссылка)
Спасибо, хорошее.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:23 (ссылка)
мне тоже очень

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mummy1@lj
2007-10-06 19:22 (ссылка)
А мне больше нравится перевод Г. Шмакова (под ред. Бродского) (http://library.ferghana.ru/kavafis/brodskytr.htm#005), в котором:

– Но как нам быть, как жить теперь без варваров?
Они казались нам подобьем выхода.

и до кучи:
перевод А. Величанского (http://library.ferghana.ru/kavafis/v4.htm#8)
перевод И. Жданова (http://library.ferghana.ru/kavafis/zhdanov.htm#2)
перевод С. Ильинской (http://library.ferghana.ru/kavafis/k1.htm#014)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:24 (ссылка)
спасибо

(Ответить) (Уровень выше)

They were, those people, a kind of solution.
[info]mummy1@lj
2007-10-06 19:31 (ссылка)
И еще: здесь (http://magazines.russ.ru/inostran/2004/8/kava4.html) статья Ковалевой и 7(!) переводов "В ожидании варваров".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: They were, those people, a kind of solution.
[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 02:43 (ссылка)
спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]julia28@lj
2007-10-06 20:29 (ссылка)
Чудесный стих, так коротко нарисовал такую ясную картину:-).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:24 (ссылка)
Выход из ясности очень смутен

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]julia28@lj
2007-10-07 03:32 (ссылка)
А по-моему нет: "мы ждем перемен" - завоевателя к столу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lus_granny@lj
2007-10-07 00:18 (ссылка)
Актуальненько :))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:24 (ссылка)
не без того

(Ответить) (Уровень выше)

Мы - еще нет?
[info]natchalnik@lj
2007-10-07 03:28 (ссылка)
Надеюсь, однако, что мы - пока еще не ожидаем варваров? Здесь и сейчас?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Мы - еще нет?
[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 03:40 (ссылка)
Перед 1917 многие предчувствовали социальный катаклизм. но выражалось это в ожидании "китайцев", как у Соловьева, потом те же чувства у Блока и т.п. Ждали внешних варваров. Однако победили варвары внутренние. С одной стороны, ожидающие и предсказывающие - промазали, никаких таких китайских орд... С другой - верное было ощущение, что режим ни на чем держится. А культура - на режиме. И сейчас ситуация в чем-то похожая: стабильность до первого случая. Ткнуть пальцем - и развалится. Так что варвары среди нас, как всегда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мы - еще нет?
[info]natchalnik@lj
2007-10-07 04:30 (ссылка)
Ну спасибо! Утешил...

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Мы - еще нет?
[info]natchalnik@lj
2007-10-07 04:33 (ссылка)
Всё же хочется позитива.. Тогда, похоже, наверху был бардак. Но был и очень мощный фактор - мировая война...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Всё же хочется позитива
[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-07 04:39 (ссылка)
Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Всё же хочется позитива
[info]natchalnik@lj
2007-10-07 11:42 (ссылка)
Ой, спасибо! Ты добр, как всегда!

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Мы - еще нет?
[info]met0@lj
2007-10-07 06:30 (ссылка)
Нынешний фактор еще мощнее - мировая война же, но без шансов на чью-либо победу и успокоение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мы - еще нет?
[info]natchalnik@lj
2007-10-07 11:43 (ссылка)
Так надо как-то типа сопротивляться, да?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]schwalbeman@lj
2007-10-08 03:00 (ссылка)
См. Свасьяна, который объясняет, как именно по-настоящему цивилизованные люди не допустят неприхода варваров.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-08 03:47 (ссылка)
я не соображу, о чем Вы - хотя вроде Свасьяна читал. Вы хотите сказать, что сами станут варварами? Или что-то иное?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2007-10-08 10:01 (ссылка)
у него эта тема сильно размазана. Вот, нашел какие-то выжимки. Особенно третий абзац. Это, почитай, один-в-один процитированный Вами стишок.

Именно: культуре противопоставляется варварство в качестве некой чуждой и самостоятельной силы, которая то побеждается культурой, то побеждает её. Фатальным в этом грубо сколоченном потребительском манихеизме, играющем с некоторого времени роль универсальной отмычки объяснения, оказывается, пожалуй, то, что и сам он культурного происхождения.

....

То, что называют варварством, есть, таким образом, лишь частный случай культуры, или некая функция культуры. Нужно было бы действительно быть простаком, чтобы потворствовать расхожей мифологии, согласно которой добрые чудаковатые гении-недотроги воздвигают города и памятники, а злые дикари потом их разрушают.

....

Физически возникающее варварство появляется лишь в пятом акте, где агонизирующему паралитику оказывается милость последнего удара. В более глубоком, кармическом, смысле варварство поволено самой культурой: там, где культура целиком отдана на милость — гидам. Тогда она нуждается в мощном жизненном толчке и говорит настигающей её катастрофе словами епископа Сен Луи де Тура, обращенными к Аттиле: «Бич Божий, да будет благословен твой приход!» Когда опасность оказаться в распоряжении телевизионных и газетных недорослей и заживо разлагаться в собственных ужимках достигает предела допустимости, культура собирается с духом и изобретает себе некое ненавидящее её здоровое варварство.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-08 10:38 (ссылка)
Да, понятно. Сами виноваты, своими руками...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2007-10-08 10:55 (ссылка)
Я Свасьяна понял даже не в том смысле, что сами виноваты. Варвары всегда суть средство для решения внутренних проблем. Плохое средство. Но проблемы очень уже допекли. В похожих терминах монетаристы пугают гиперинфляцией: как бы ни хотелось денежек, нельзя включать станок! (Кейнс говорит, что можно). Но денег хочется и станок включается. Дальше, как Бог даст. Но Бог в такие моменты почему-то, как правило, не дает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]plooh@lj
2007-10-08 11:18 (ссылка)
Таки да.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-10-08 13:32 (ссылка)
.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

А мне больше нравиться своей ритмикой этот перевод.
(Анонимно)
2007-10-11 05:07 (ссылка)
ОЖИДАЯ ВАРВАРОВ

Зачем на площади сошлись сегодня горожане?
Сегодня варвары сюда прибудут.
Так что ж бездействует сенат, закрыто заседанье,
сенаторы безмолвствуют, не издают законов?
Ведь варвары сегодня прибывают.
Зачем законы издавать сенаторам?
Прибудут варвары, чтобы издать законы.
Зачем наш император встал чуть свет
и почему у городских ворот
на троне и в короне восседает?
Ведь варвары сегодня прибывают.
Наш император ждет, он хочет встретить
их предводителя. Давно уж заготовлен
пергамент дарственный. Там титулы высокие,
которые пожалует ему наш император.
Зачем же наши консулы и преторы
в расшитых красных тогах появились,
зачем браслеты с аметистами надели,
зачем на пальцах кольца с изумрудами?
Их жезлы серебром, эмалью изукрашены.
Зачем у них сегодня эти жезлы?
Ведь варвары сегодня прибывают,
обычно роскошь ослепляет варваров.
Что риторов достойных не видать нигде?
Как непривычно их речей не слышать.
Ведь варвары сегодня прибывают,
а речи им как будто не по нраву.
Однако что за беспокойство в городе?
Что опустели улицы и площади?
И почему, охваченный волнением,
спешит народ укрыться по домам?
Спустилась ночь, а варвары не прибыли.
А с государственных границ нам донесли,
что их и вовсе нет уже в природе.
И что же делать нам теперь без варваров?
Ведь это был бы хоть какой-то выход.

(Ответить) (Уровень выше)