В тылу – не значит быть в тени
...мудрецы из пресс-службы ФТС России вывесили на сайте анонс 22-го нумера журнала «Таможня». Громогласно оповещено о начале публикации "материалов, связанных с 15-летием Главного управления тылового обеспечения ФТС России". Поражает смелость безымянных создателей анонса, предваривших текст храбрым афоризмом:
"У нас в тылу не отсидишься!"
Чувствуются новые веяния, ведь еще летом информационный генерал закатил истерику, когда наткнулся в предлагаемом варианте анонса на слово... "палитра". Он счел это насмешкой над таможенными органами.
Аз многогрешный в прошлом году, будучи пролетарием, задраенным в трюмы редакционного корабля помянутого журнальчика, был отряжен - не по собственной воле и не корысти ради - взять интервью у начальника того самого Главного управления тылового обеспечения ФТС России некоего товарища Комличенко. Сей генерал промариновал журналюгу в своей приемной больше часа, а потом через своего зама передал, что говорить ничего не будет...
Но есть, пожалуй, в тыловой этой службе и благовоспитанные порядочные люди.
Поздравляя одного из них с искусственно придуманным праздничком, желаю всем этим людям счастия и радости.
Мне, конечно, не хватает дарования создать столь же трепетный слоган, как "У нас в тылу не отсидишься!"
Но вот такие слова нашлись...
В объективе нашего видения их не заметишь, на первом плане – оперативники, юристы, организаторы, контролеры… А вот сегодня хочется возвеличить тылового труженика, без которого не может нормально работать ни одна таможня. Сегодня наш герой – заместитель начальника Шереметьевской таможни по тыловому обеспечению Игорь Владимирович ЖБАНОВ.
О тыловиках «настоящие» вояки говорят порой с усмешкой (неоправданной): тыловые крысы. Помнится, один мой друг был освобожден от строевой рекрутчины – и не из-за обилия ума, а всего лишь по зрению, и подвергнут был ироническому остракизму товарищей: «Мы погибнем на передовой – как герои, а ты будешь расстрелян своими же однополчанами – за недостачу сухофруктов на армейском складе!»
Но! Постойте, а как же, к примеру, мог благополучно состояться военный совет в Филях, если бы интенданты вовремя не обеспечили теплом и довольствием Кутузовскую избу? Так что тыл, если облокотиться на словарь Даля, это не только задняя часть, изнанка чего-нибудь, но также и становой хребет любой структуры.
ДОСЬЕ.
8 февраля 1700 года Петр I подписал Указ "О заведовании всех хлебных запасов ратных людей окольничему Языкову, с наименованием его по сей части генерал-провиантом". Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками для армии хлеба, крупы и фуража. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.
Самоопределение Тыла года фактически произошло 1 августа 1941. Тыл стал самостоятельным родом Вооруженных Сил. В тот год нарком обороны Сталин подписал приказ об организации Главного управления Тыла Красной Армии, объединившего штаб начальника Тыла, Управление ВОСО, автодорожное правление и инспекцию начальника Тыла Красной Армии. Была введена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла Красной Армии "во всех отношениях" были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Начальником Тыла Красной Армии, был назначен заместитель наркома обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулев. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.
Среди задач тыла - обеспечение войск материальными средствами и тыловой техникой, их прием, хранение, подвоз, организация вместе с транспортными ведомствами подготовки, эксплуатации и восстановления путей сообщения и транспорта, воинские перевозки, медицинское обеспечение, а также контроль над экологической обстановкой и защитой военнослужащих от экологически вредных воздействий, противопожарной защитой и местной обороной войск (сил), торгово-бытовое обслуживание, организация отдыха военнослужащих, их семей в учреждениях военного туризма и другие.
Шереметьевская таможня – одна из самых заметных в Московском транспортном узле. Ее коллектив – сплав молодости и опыта ветеранов. Одна из прекрасных традиций – бережное отношение к труженикам таможенного фронта. Бассейн и спортзал, музей и уютная столовая – все помогает всегда быть в тонусе, а стало быть, и служба идет нормально.
Часто можно слышать от «матерых» таможенников, что лучшее кадровое пополнение – это те специалисты, которые прошли воинскую выучку. С этой точки зрения Игорь Владимирович Жбанов – истинная находка. Питомец Ленинградской Военной академии тыла и транспорта, он два десятка лет «отбарабанил» в войсках, дослужился до полковника. И сейчас он в том же звании – только теперь он – полковник таможенной службы. Десятый год как в строю.

Он - заместитель начальника таможни, курирующий тыловое обеспечение. Скрепки, карандаши, бумага, ремонты – никаких вам изобличений и задержаний. Но видели бы вы, каким восторгом светится лицо Игоря Владимировича, когда он рассказывает, сколько сот – нет, тысяч! - квадратных метров отремонтировано в минувшем году, сколько – предстоит… А когда речь заходит о создании своего медицинского пункта при таможне – так это вообще не отчет, а поэма!
- У нас только одной автотехники - семьдесят пять единиц! Мы ведь привозим наших людей на работу, а после смены – отвозим домой – многие живут в Подмосковье. Да нет, вы, пожалуйста, пройдите, посмотрим.
Мы выходим на обширный и опрятный двор. И впрямь – автотехника, словно только что с конвейера: все вычищено, блестит, словно это не автобаза, а подготовленная к парадному смотру колонна.. Но Жбанов заманивал сюда не затем, чтоб полюбоваться на автобусы и пикапы. Он не скрывает гордости – какая у них автомойка, он показывает подъемник, способный подхватить на свои «рога» громадный автобус… Тут поистине армейский порядок, приветливые люди…
Жбанов почти с каждым из них успеет перемолвиться парой-тройкой фраз, вот он останавливает куда-то спешащего паренька.
- Возьми мою машину, сгоняй за цветочками. Сегодня у нас день рождения.
Он называет фамилию именинницы, протягивает деньги и ключи от машины.
И вроде бы проходной, заурядный жест - будничные заботы, не напоказ, просто вспомнил, тотчас все организовал, и как-то радостно и спокойно делается на душе, что есть вот такой тыловой руководитель, за которым все поистине – как за каменной стеной!
Уединяется в своем кабинетике, просматривает ежедневник – чего там только нет! Скажем, такая рутинная операция, как уничтожение устаревших бланков. Ведь их просто так не выбросишь, надо сжечь, и не просто испепелить, а – по акту, чтоб еще и свидетели были.
Не забывает похвалить коллег из Федеральной таможенной службы: «Нам очень большую помощь оказывает Главное управление таможенного обеспечения – все обоснованные наши заявки удовлетворяются без всяких проблем. Взять хотя бы мебель…»
И мы еще долго бродим по коридорам таможни, осматриваем обширнейшее хозяйство Ивана Владимировича. И по иному открывается эта незаметная вроде бы работа. А ведь в этом-то и суть – чем более она незаметна – тем выше профессионализм тех, кто ее делает.

PS Сейчас, как мне сказали, наш герой переведен на место новой службы - в г. Сочи.
Ну, что ж - некоторые любят погорячее.