9 рота
Я вот, наконец, тоже посмотрел… Все, кто хотел высказаться, по-моему, уже высказались. Поэтому – ни слова о клиповой нарезке, гламурной картинке и актерских работах. Всего лишь пара замечаний по ходу пьесы.
Первое. Никто почему-то не обратил внимания на одну очевидную подмену. В финальном титре говорится, что фильм основан на реальных событиях, происходивших 8 февраля 1988 года, в то время как финальный бой в картине происходит того же числа, но… 1989 года. Это все равно, что «для усиления драматического эффекта» перенести, например, битву на Курской дуге в август 44-го. Подмены никто не заметил, однако результат ее заметили все: «бессмысленная победа в бессмысленной войне» много кому не понравилась.
Второе. Никто почему-то не сравнил «9 роту» со «Звездой» Ник. Лебедева, хотя на их противопоставлении можно было построить целое историко-культурное исследование. В обоих фильмах присутствует рядовой Воробьев – самый необстрелянный (не оттуда ли и фамилия?) боец. Только в «Звезде» его называют ласково и по-домашнему – Воробышком, а в «Роте» грубо и по-простому ¬– Воробьем. Уже по одному этому видно, насколько различались две войны и их отражение в культуре последующих лет. Советское кино (и – в особенности и в первую очередь – литература) о войне, начиная с 60-х, приучило нас к тому, что именно такие Воробышки – протагонисты и постоянные alter ego автора. Потому что именно такие до-свидания-мальчики, вернувшись с Великой Отечественной и доучившись на свих филфаках, создали потом «лейтенантскую прозу». Всем смертям назло. В фильме Бондарчука, вопреки моим сокровенным ожиданиям, единственным выжившим из всей роты оказывается не Воробей, а Лютый. В культуре 40-60-х такому, как он, места не было, да и в реальной жизни ему тоже ничего хорошего не светило: лагерь, «сучья война» и заточка в почку – вот наиболее вероятный сценарий. Другое дело 90-е. Как сложилась судьба Лютого в дальнейшем, предположить несложно: наверняка пополнил ряды «братвы» и либо сложил свою буйную голову в какой-нибудь из разборок, либо заматерел и стал легальным бизнесменом (депутатом etc). В 90-е именно он становится главным героем времени, и даже кликуха его легко вписывается в один ряд с Бешеным, Крутым, Слепым, Отчаянным и прочими Отмороженными. А места в этой жизни уже не находится как раз Воробьям. «Посвящается отцу» – дважды некорректный эпиграф к этому фильму. Во-первых, так не пишут, когда речь идет об усопших. А во-вторых, «памяти» тут было бы точнее еще и потому, что «9 рота» – это самое настоящее прощание с «папочкиным кино». Победа другого героя.