|
[Mar. 9th, 2022|06:29 pm] |
Социологические эксперименты, как ниже с выяснением цвета у пирамидки, плохо воспроизводимы, но смысл в этом есть. В частности, поэтому другому человеку -- например, сотруднику полиции -- нельзя подсказать желание прислушаться к его собственным родственникам в Украине вместо того, чтоб пыриться в телевизор -- с первой попытки. (Сотруднику ФСБ ничего такого подсказать нельзя, это для них не информация. По-своему они государственно мыслят, во всяком случае, они заведомо полагают о себе так, а обращать внимание на то, что там происходит с людишками, если это не портит их функцию как ресурса -- не в традициях российской государственности. Это все шум, а не сигнал, когда на кону такое... -- но младшие из них, по-видимому, не формулировали для себя, что на кону. Потому что это как бы и так ясно. Разговор "по душам" (допустим, если вас задержали на прогулке в центре города и началась беседа) прошел удачно, если им по результатам пришло в голову для себя это сформулировать. Пропаганда не нужна, того, что реально происходит, и так достаточно. Я не уверена, что мой разговор прошел удачно, хотя напротив сидели практически дети, стажеры, наверное, какие-нибудь -- но я по жизни не разговорчива, и не ожидала беседы с сотрудниками других ведомств.)
Кстати, у всех суд уже прошел, а мне даже не прислали повестку. От суда, впрочем, мало проку.
Разнообразные дети, отсидевшие и отсиживающие свои 15 суток, однако, сообщают, что менты массово матерят деда, поддерживают сидящих и совершенно не рвутся украшать себя знаком Z. Разумеется, там есть всякие, как везде.
(Пишет Александр Эйсман, у Тикки нашла:
"Я думаю, все знают про психологический опыт с пирамидкой, который показывает, как работает конформизм.
Берут шестерых человек: одного испытуемого и пятерых "подсадных". Дают им пообщаться, наладить контакт. При этом испытуемый не знает, что вокруг него "подсадные": он думает, что это такие же испытуемые, как он сам.
Потом их заводят в комнату, где на столе стоит пирамидка. Она белая. И ведущий спрашивает у каждого по очереди: какого цвета пирамидка? И все пятеро "подсадных" говорят, что она чёрная. Испытуемого спрашивают последним, когда он уже пять раз услышал, что пирамидка чёрная. И в очень большом проценте случаев он тоже говорит, что она чёрная.
При этом он испытывает сильнейший стресс. И когда после опыта его опрашивают, он обычно говорит: "Конечно, я видел, что пирамидка белая. Но я подумал, что я сошёл с ума".
Я думаю, рассказанное известно всем. А вот что известно не всем. Во-первых: некоторые испытуемые способны противостоять мнению коллектива. Кто эти люди? Оказывается, это люди, которых любили в детстве. Почему так? Потому что люди, которых любили в детстве, не боятся, что их отвергнут. И не рвутся заслуживать чужое одобрение.
Во-вторых: картина очень сильно меняется, если хотя бы один из "подсадных" говорит правду. Вот если все пятеро говорят, что белое — это чёрное, тогда у испытуемого практически нет шансов сопротивляться. Но если хотя бы один говорит, что белое — это белое, то испытуемый начинает опираться на мнение этого человека. Уровень стресса у него резко падает, и он практически всегда говорит, что пирамидка белая.") |
|
|