Comments: |
Аркаша года в 3-4 боялся какую-то "Блину". Он говорил, что она налезает на него из угла за кроватью. ы с ним тогда ей мисочку еды поставили вечером, чтоб она поела и подобрела. Еще он боялся пожара, сны у него бывают об огне страшные,и до сих пор - поэтому сидит в школьной библиотеке и читает подшивки журнала "Пожарная охрана". А по дороге из музыкальной школы зависает около стенда пожарной части. Еще он про авиакатастрофы говорит . А Катька боится "воров". Не хочет одна дома оставаться и по улице ходить напрягается без взрослых. Здорово Лёша сформулировал свои мысли. Я подозреваю, что когда вечером мне дети говорят "Мне страшно", они чего-то такого боятся, но не могут высказать
Я давно думаю, нужно собрать и классифицировать. Ясно, что это чрезвычайно важный момент жизни и роста (как и последующее высмеивание страхов, ср. в 9-10-11 лет возникающий страстный интерес к садистским частушкам). Бывают, действительно, эсхатологические ожидания (в авиакатастрофах, при их кажущейся локальности, погибают ВСЕ), страхи в жанре "тайный (чужеродный) враг" (ушедшая раса, представителям которой нужно ставить блюдечки -- может быть, и "ворам" можно ставить) и "нашествие инопланетян" ("погромы", видимо, из этой серии: невозможность коммуникации). Алеша говорил еще, что он смотрит-смотрит на того, другого человека, и ему начинает казаться, что тот инопланетянин, который просто притворяется, и это страшно. (Мы с детьми везли Машкину коляску по снегу тогда. Я ответила, что это понятно, и в этом даже много правды, а вообще ерунда -- вот если ты сам инопланетянин, а не знаешь, и внезапно обнаруживаешь, это да, а Алеша спросил, как это может быть, а я стала им пересказывать Филлипа К. Дика, и нам мешали прохожие, которые то один, то другой хотели похвалить Машку, а дети приставали "а как было дальше".)
Классно всё таки Алеша формулирует . Очень жизненно выходит. ПРо погромы да, это оно -именно невозможность понимания пугает. Впрочем она везде. Вот и в ЖЖ я наткнулась. А вот про страхи - мне покойная свекровь рассказывала, уё няня в детстве пугала "Тютька придёт - тебя заберёе!". И она думала, что Тютька сидит за вентиляционной решеткой, там темо и шевеление немножко мерещится.
Я всегда боялась, что кто-то к нам заберется в квартиру или влезет в окно. До сих пор не люблю спать на первом этаже.
А еще в Москве у нас был глазок в двери, который в темноте светился. И я, когда ходила ночью в туалет, жутко, панически его боялась, причем уже в сознательном возрасте, поминая, что это не зверь какой-нибудь. Причем нарочно свет не включала, зато закрывала глаза и шла на ощупь.
Про рассказ дети сказали, что да, взрослый, и интересный, когда продерешься через названия (что непросто). Слишком много, говорят, названий, пока вспомнишь, кто есть кто -- надо трудиться читать. В общем, все сходится.
Насчет страхов -- спасибо! Изучила. Там много мистификации и пост-имиджмейкинга, желания быть в детстве таким-то. По модулю этого, из неучтенных у меня получается только один страх: страх РАСТВОРИТЬСЯ, т. е. утратить свои границы. Страх смерти это и есть. Очень интересно и хорошо.
| |