злой чечен ползет на берег - Старший и младший [entries|archive|friends|userinfo]
aculeata

[ website | Барсук, детский журнал ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Старший и младший [Feb. 7th, 2004|06:10 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
К какому-то разговору с Юлькой [info]yulia_z@lj.
А ведь действительно, кто был старшим ребенком
в семье -- обычно за "естественный порядок вещей",
а младшие -- за "справедливость". Это потому,
что при "естественном", "разумном" ходе событий
старший, пользуясь неразвитостью партнера, уже
схитрил, нечувствительно обошел правила и остался
в выигрыше. Для младшего же понятие справедливости --
единственный способ проконтролировать пресловутую
естественность.

В обоих случаях, чрезмерная приверженность своему
сценарию при отсутствии рефлексии (т. е.
самоисследовательского любопытства либо просто
мозгов) порождает пренеприятные типажи.
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]r_l@lj
Date:February 7th, 2004 - 04:56 am
(Link)
Это очень занятная идея про левых и правых.
А кто единственный?
Кирка, по-моему, не менее правый, чем я, а я не менее, левый, чем он, но схема интересная.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:February 7th, 2004 - 05:18 am

Re:

(Link)
Да нет, по-моему, не про левых и правых.
А это чисто в быту, психология.

Единственный и сильно младший, если балованные,
вероятно, вовсе без правил: мне все, вам -- что
соизволю уделить, как вы есте плоды моей фантазии.
[User Picture]
From:[info]r_l@lj
Date:February 7th, 2004 - 05:20 am

Re:

(Link)
Нет, конечно, про левых и правых.
Надо бы проверить исторически. Занятно будет, если работает.
[User Picture]
From:[info]phyloxena@lj
Date:February 7th, 2004 - 05:27 am
(Link)
Противоречит наблюдениям. Старший не конкурирует с младшим, а отвечает за него в качестве родителя с десятой частью полномочий, еще и получая по шее от полноразмерных родителей. Это он, как раз, за справедливость. "Мама, это несправделиво, что Яша забрал себе весь плед!"
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:February 7th, 2004 - 05:56 am

Re:

(Link)
Это если родители не уходят на работу,
а участвуют слишком.
[User Picture]
From:[info]ex_er2000541@lj
Date:February 7th, 2004 - 06:56 am

Re:

(Link)
Про полномочия -- верно, да.
[User Picture]
From:[info]kopyto@lj
Date:February 7th, 2004 - 05:41 am
(Link)
естественный беспорядок вещей.

не знаю, я была старшей и меня вечно заставляли заботиться о младшем брате, как я к справедливости ни взывала. никаких особенных бонусов и выигрышей мне мое старшинство не приносило - "он же младше, уступи!" может еще важно кто старший, девочка или мальчик.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:February 7th, 2004 - 06:04 am

Re:

(Link)
Ну, это если внешняя сила (как я писала выше)
сразу вмешивается в распределение. Если бы
вы по факту делили все блага с братом между собой,
а к родителям взывал бы недовольный (if any),
все было бы иначе.
[User Picture]
From:[info]phyloxena@lj
Date:February 7th, 2004 - 06:32 am

Re:

(Link)
Да какие такие блага? В каком возрасте это начинается?
[User Picture]
From:[info]phyloxena@lj
Date:February 7th, 2004 - 09:08 am

Re:

(Link)
Я помню этот разговор, не стала встревать из-за отсутствия чего добавить. Меня в качестве старшей очень задолбали, но у нас большая разница -- объективно мало общих конфет. И я свою старшую задалбываю, видимо, из вредности.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:February 7th, 2004 - 09:18 am

Re:

(Link)
Да! Я хотела уточнить, но забыла. Выше уж
докладывала про кто "сильно младше" -- слишком
большая разница в возрасте меняет дело. Причем,
разница в возрасте делится на возраст родителей.
[User Picture]
From:[info]ex_er2000541@lj
Date:February 7th, 2004 - 06:14 am
(Link)
Всё наоборот -- обычно старший "за справедливость", потому что во всех конфликтах родители на стороне младшего. Лучше иметь детей >= 3 , чтобы не было пренеприятных типажей. Или, наверное, разнополых детей чтобы меньше было чего делить.
[User Picture]
From:[info]phyloxena@lj
Date:February 7th, 2004 - 06:32 am

Re:

(Link)
Больше трех разнополых детей! Ура!
[User Picture]
From:[info]ex_er2000541@lj
Date:February 7th, 2004 - 06:53 am

Re:

(Link)
:-)

Самая правильная, психически здоровая семья из мне известных имеет огромное число детей -- не то 5, не то 6, точно не помню. При таком количестве они превращаются в правильную стаю обезьян, и противоречие старший, (который должен всё и ничего не вправе)/младший (который прынц) -- наверное, смягчается, размывается.
[User Picture]
From:[info]kopyto@lj
Date:February 7th, 2004 - 07:20 am

Re:

(Link)
не знаю - не знаю, у меня есть совершенно обратный пример семьи с большим количеством детей, и там все очень сильно запущено. увеличение количества детей ведет к увеличению количества сценариев: мальчики - девочки, старшие-младшие, только и всего, нет?
а психическое здоровье человека, по-моему, вообще мало связано с количеством братьев и сестер.
[User Picture]
From:[info]ex_er2000541@lj
Date:February 7th, 2004 - 08:50 am

Re:

(Link)
Главное, что число родителей не увеличивается, а остаётся постоянным! И их вредное влияние, формирующее сценарии, уменьшается. А увеличивается естественный порядок вещей.

Вспомнил ещё одну многодетную семью, в школе учился с её представителями. Он, дети, там получились очень приспособленной к жызни шпаной. Наводили ужас на соседей. Один из них, гопников, наградил меня первым погонялом.

:-)
[User Picture]
From:[info]phyloxena@lj
Date:February 7th, 2004 - 09:10 am

Re:

(Link)
Да, у нас было такое соображение -- развести родителей.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:February 7th, 2004 - 08:30 am

Re:

(Link)
Вот выше я дала ссылку на разговор, который нашла
и с которого все началось.

Я никогда не видела, однако, чтобы старший был
"за справедливость" деления. Он бывает за передел
того, что судили родители. Но будучи предоставлен
сам себе...
[User Picture]
From:[info]ex_er2000541@lj
Date:February 7th, 2004 - 08:55 am

АААААААА!!!!!

(Link)
Вот так младшие сёстры и свели с ума Галковского. Отняли шоколадку потому что.

:-)
[User Picture]
From:[info]phyloxena@lj
Date:February 7th, 2004 - 06:34 am
(Link)
Кстати, к рефлексии: довольно часто ловлю себя на том, что отменяю любой порядок, и естественный, и справедливый -- чтобы не увлекались схемами, так сказать.
[User Picture]
From:[info]verba@lj
Date:February 7th, 2004 - 08:05 am
(Link)
Все зависит от того, что считать справедливостью. В частности, оценивать ли ее статично или динамически. Если второе, то, на мой взгляд, за справедливость выступают скорее старшие, что вполне понятно как в семье, так и в более широком социуме. Младшим многое перепадает (а) из жалости и (б) по аналогии с тем, что в данный момент достается старшим.

Например, старший ребенок в 7-летнем возрасте безропотно шел спать в 9 и не претендовал на личный компьютер. Когда 7-летнего возраста достиг младший, у старшего уже был компьютер и спать он ложился в 11. На основании этого (т.е. того, что старший имеет сейчас, а не когда ему было 7), младший тоже начинает качать права и, как правило, что-то на этом выигрывает. Старший, понятно, возмущается и требует, чтобы младший сначала "дорос" до тех же прав.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:February 7th, 2004 - 08:37 am

Re:

(Link)
Я никогда не видела, чтобы старший требовал таких
вещей. Честное слово. Правда, дети мне напомнили,
что я обещала им свободу в выборе гадких сладостей,
когда им будет десять лет, и сказала, что "им" значит
Симе (старшей). Но вроде бы им обоим это казалось,
скорее, удобно. Есть такая вещь, как поправка на
обстоятельства; мне кажется, в 11 лет ребенок может
это только нарочно не понимать.

Мне, впрочем, разрешали меньше, чем сестре, а не
больше. Боялись, что буду падать с велосипеда
(я была неаккуратна с машинами). Далеко уходить
не разрешали (я плохо ориентировалась). Проверили
на сестре и увидели, что дни рождения устраивать
неудобно: некоторые девочки приходят на каблуках
и портят паркет. Только в метро ездить сама по
себе я стала раньше, но это обстоятельственно.
[User Picture]
From:[info]verba@lj
Date:February 7th, 2004 - 09:15 am

Re:

(Link)
Ну да -- а попытки старших воспитывать младших, и стандартный наезд на родителей: "мне в ее возрасте ничего такого не разрешали"?

Я сама младшая, так что всего этого наслушалась в изобилии. Старших научилась жалеть относительно недавно, уже на примере собственных детей.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:February 7th, 2004 - 09:21 am

Re:

(Link)
Воспитывать -- особенно ужасно! На людях иначе,
чем наедине! Сволочи.

Сима сказала однажды с чувством: "Как мне надоело
быть старшей сестрой!" У них маленькая разница,
но Алеша лох и все теряет, а она считает своим
долгом следить. За что, впрочем, ей большое
спасибо. Но мне же тоже мамой быть надоело!
[User Picture]
From:[info]verba@lj
Date:February 7th, 2004 - 09:42 am

Re:

(Link)
Вот именно. Пускай сами попробуют. Мы уже детьми побыли.

Мне тут младшая комплимент сказала на тему моего родительства. Я ей ответила, что эти иллюзии у нее скоро пройдут. Вот подрастет малость и отправится к "шринку" рассказывать, как ей мать жизнь искалечила.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:February 7th, 2004 - 10:56 am

Re:

(Link)
А какой комплимент?
Может, и не пойдет: мода пройдет уже.
Вот чего я, например, не умею делать,
так это принимать комплименты...
Вообще, ведь жалуется всегда не обиженное
поколение, а как бы следующее за ним: когда
факт обиды вербализован, осознан как таковой,
и всем хочется новое на себя примерить.
Вот если вспомнить Дневник Писателя, и за
что оправдывали -- ха-ха.