злой чечен ползет на берег - о литературном бунте [entries|archive|friends|userinfo]
aculeata

[ website | Барсук, детский журнал ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о литературном бунте [Mar. 21st, 2007|01:34 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Вот, хорошие люди говорят, ставьте подписи и все
такое. Речь, кажется, вот о чем:

(1) В Ленинграде, в моменты торжества демократии
(середина 90-х), организовали любительский союз
писателей, получивший отдельное государственное
финансирование. Дали им помещение, какое они
сами облюбовали, и небольшую зарплату за проведение
семинаров. Союз этот назвали Центром современной
литературы и книги. Пишут, что какая-то там была
жизнь, вот премию Стругацкого выдавали.

(2) А теперь не хотят больше ничего давать.
Помещение закрыли за неуплату. Писатели подняли
Петербуржский литературный бунт: во-первых,
обратились с жалобой к памятнику Великого Поэта
Пушкина, во-вторых, написали письмо Губернатору
Матвиенко.

(3) Чиновники, испугавшись бунта, дали писателям денег
втрое меньше против прежнего, обязав их при том
самих провести провода для прослушивания
вести аудио- и видео-конспекты всех лекций и в
обязательном порядке сдавать их для контроля.
Писатели требуют больше денег, потому что утвержденная
смета не позволяет им даже нанять уборщицу -- а без
этого центр будет закрыт.

Читаешь об этом со смешанным чувством. Вообще-то я против
закрытия центра современной книги или там литературы,
пусть будут и центры, и клубы, и салоны. (Но их не
будет, а будут книги жечь, плохие, хорошие и разные.)

С другой стороны, какое тут может быть государственное
финансирование? У учредителей центра были заслуги перед
"демократическим правительством": и Кушнер, и Стругацкий
немало способствовали выработке демократической парадигмы.
Но теперь-то она сменилась. На горизонте "Самодержавие,
Православие, Газпром", а что уважаемые писатели сделали
для укрепления новой оптики? Разве что написали
челобитную Губернатору Матвиенко. Но это все же немного.
Почему они ожидают выплат из госбюджета?

Парадигма сменилась, церкви XVI века забрала РПЦ и делает
в них евроремонт, в школах ввели тестирование, в научных
институтах -- критерий эффективности научного менеджмента.
Никакой "сокровищницы национальной культуры" больше нет:
поддержание сокровищ требует слишком больших вложений.
В госбюджетной экономике отката нет места для литературных
центров, ни плохих, ни хороших. Просто нет. Разве
что литература центра станет партийной; тогда, в качестве
второсортного пиар-агенства "Единой России", центр сможет
рассчитывать на прежнюю смету.

Угнетает же мысль о том, что, читая об искоренении
научных институтов, в стороне стоящие граждане думают,
видимо, то же самое.
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]tatjaana
Date:March 21st, 2007 - 02:24 pm
(Link)
Нет, Юля, все не так :)
История вкратце такова: в Петербурге был союз писателей, он раскололся на две части - "демократическую" и "патриотическую". У союза писателей (с какого-то момента у обоих этих союзов на равных правах) было данное им еще А.М. Горьким здание союза писателей на ул. Воинова (Шпалерной). Оно союзу писателей принадлежало. Это здание сгорело во время известного пожара и намертво законсервировано до сих пор. Вместо этого здания союзу (обоим союзам) писателей городом было выделено то здание, о котором сейчас идет речь. Содержание его взял на себя город.
В Питере есть еще и любительские союзы писателей, аж три штуки, кажется, но речь о них в данном случае не идет вовсе.
На самом деле речь вообще не идет ни о каком союзе писателей, хотя в здании, о котором в данном случае идет речь, действуют семинары обоих союзов (Стругацкий, Кушнер и Лейкин - это представители "демократического" союза, а А. Ахматов - "патриотического").
Речь идет о том, что это было то место в городе, где стараниями некоторого количества энтузиастов происходила хоть какая-то литературная жизнь и хоть какое-то литературное общение.
С каким бы цинизмом лично я, например, ни относилась к литературной жизни и к литературному общению, я прекрасно понимаю, что вещь это объективно совершенно необходимая, особенно для молодежи.
Если коротко, то речь вот об этом.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:March 21st, 2007 - 03:01 pm
(Link)
Спасибо! А только, что значит "объективно необходимая"?
Государству нужны "НАШИ", "Россия молодая" --
об'ективно, для сохранения своих мест на трубе.
А не литературная жизнь.
[User Picture]
From:[info]tatjaana
Date:March 21st, 2007 - 03:27 pm
(Link)
Даже если исходить из этого соображения, то и "НАШИ", и "Россия молодая" не могут зародиться в подворотне из весенней грязи, все равно для самозарождения всей этой дряни нужно специальное теплое и влажное место. Так что это объективно необходимо даже и государству :)

Но оно меня в данный момент почему-то волнует в наименьшей степени.
Меня больше волнует то, что как только место, за которое сейчас идет эта безобразная дрязга, исчезнет, для многих молодых людей в Питере исчезнет и возможность иногда случайно увидеть и услышать, например, В.А. Лейкина. Почему-то мне это кажется ужасно неправильным: молодые люди, по-моему, должны иметь хотя бы гипотетическую возможность иногда случайно увидеть и услышать талантливого и порядочного человека.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:March 21st, 2007 - 07:44 pm
(Link)
Вот здесь есть странный парадокс неравновесных
состояний. Я никогда не знала, как его разрешать.

В данном случае он вот в чем: если сейчас все
повернуть вспять и начать Строительство Социального
Государства, то союз писателей этого здания не
получит. Почему -- Вы сами писали: у нас стариков
обманывают, дети умирают или гниют в сиротских
домах; это совершенно не первоочередное дело.
Распределение государственного бюджета начнется
не здесь. Возможно, это пошло бы в какую-нибудь
не десятую, но третью или четвертую очередь, рядом
с восстановлением разрушенных памятников, библиотек
(они в катастрофическом состоянии), еще подлежащих
восстановлению крупных опытных установок -- но для
этого надо было бы подсуетиться, и я бы, например,
не считала это справедливым. Но изнутри это иначе
выглядит.

Но и по текущему устройству жизни, никаких прав
союз писателей на это помещение не имеет; если
Вы говорите, что Лейкин порядочный человек
и молодежь его слушает -- тем хуже. Идет
отрицательный отбор. Какие такие порядочные
люди? Как они впишутся в экономику откатов?
Пусть едут в Таджикистан заводы закапывать.

Если есть права, то только исторические, но
сейчас удержание их стоит дорого. Конечно, лучше,
чтобы это помещение было у писателей. Но, честно
говоря, клоунада с "символическим закрытием" центра
и "бунтом", заключавшимся в письме Губернатору,
не вполне внушает мысли рвать сердце за этих
граждан.
[User Picture]
From:[info]tatjaana
Date:March 21st, 2007 - 08:07 pm
(Link)
Все правильно, да.
Я как раз и исхожу из того, что "лучше, чтобы это помещение было у писателей". По-моему, любая борьба за что угодно может вестись только с этих позиций.

Про клоунаду с "символическим закрытием" центра я, как и Вы, знаю только от участников, поскольку своими глазами ее не видела. А что видят обычно глаза свидетелей и участников, Вы сами знаете. Что на самом деле за всем этим стояло, я совершенно себе не представляю.

А "рвать сердце" стоит вовсе не за вовлеченных в эту историю писателей, естественно (ну право, даже странно заботиться о благополучии довольно странного человека Д. Каралиса) - а за тех, кто даже не подозревает об этой идиотской ситуации. Это я опять про молодежь :)

А - к чести писателей - я хочу заметить, что никто из них не ходил жаловаться солнцу нашей поэзии на то, что В.И. Матвиенко лишила их законного права быть похороненными на комаровском кладбище.

Это действительно, кроме всяких шуток, тот редкий случай, когда существовало место, где некоторые люди (очень-очень некоторые) пытались делать что-то для других людей.
[User Picture]
From:[info]tatjaana
Date:March 21st, 2007 - 08:43 pm
(Link)
Да, вот еще: я когда подписалась на том листе, на который дала ссылку, я, естественно, посмотрела на остальных подписантов - просто из любопытства, чтобы представлять себе картину. Так вот из четырех страниц подписей я насчитала не больше десяти человек, являющихся членами какого-нибудь из двух писательских союзов. Все остальные - это не члены союза писателей, которым это место, с тем, что в нем происходит, было очень и очень нужно. Как только это место у писателей отберут, у неписателей оно тоже сразу отберется.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:March 21st, 2007 - 09:09 pm
(Link)
Ага. Я надеюсь, кто-нибудь из тех, кому нужно, чтобы
у писателей было это место (и в нем бы оплачивался
труд уборщицы) пришел и по моей ссылке и подпись
поставил. И правда, мы не знаем всех подробностей.

А сама не поставлю, наверное, что-то держит за руку.
То ли то, что писатели сами ничем пожертвовать не
готовы, и решение закрыть центр приняли в общем-то
сами "раз нам денег не дают", то ли то, что не верю
больше в законопослушную работу с молодежью.
Может, просто не та картинка в голове.
[User Picture]
From:[info]tatjaana
Date:March 21st, 2007 - 09:41 pm
(Link)
Там не все и не вполне законопослушно :)

Полгода назад Каралис сделал попытку уволить тех людей, которые там действительно что-то делают. Эта попытка ему не удалась - в том числе и потому, что существует такая вещь как ЖЖ.
Сейчас он временно объединен с этими людьми борьбой за собственное существование и процветание, а если эта борьба благополучно завершится, то от этого объединения не останется и следа.

Почему у Вас рука не поднимается поставить подпись, я понимаю, но ведь понятно же и почему у меня рука сама тянется эту подпись поставить. Без этого места очень многим будет гораздо хуже, чем с ним, членов союза писателей среди этих очень многих - пять руководителей семинаров и несколько человек из участников семинаров.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:March 21st, 2007 - 10:20 pm
(Link)
Да понятно, конечно. Если бы собирали подписи,
закрыть ли 57 школу -- я бы побежала подписывать,
что не надо. Хотя заправляют ее делами вполне
позорные скоты, и все хорошее, что там есть, они
же и изведут -- но медленно. А так будет быстро.
(И, возможно, к лучшему, типа приблизит революцию;
но пока есть возможность сохранить etc)
[User Picture]
From:[info]tatjaana
Date:March 21st, 2007 - 10:33 pm
(Link)
Ну да, это примерно то самое и есть. Только не такое животрепещущее и за душу берет меньше, чем когда про детей и школы.
From:[info]levsha
Date:March 21st, 2007 - 11:37 pm
(Link)
Чиновники, испугавшись бунта, дали писателям денег
втрое меньше против прежнего, обязав их при том
самих провести провода для прослушивания
вести аудио- и видео-конспекты всех лекций и в
обязательном порядке сдавать их для контроля.


Напоминает Чечню до и после второй кампании. До жидкая валюта лилась из под земли в неограниченном количестве, после нефтяные реки забрал Кадыров, а деньги стали поступать скудным ручейком из земли Пророка в обмен на видеокассеты с нападениями на колонны федералов.