ДОПУСТИМОСТЬ НАСИЛИЯ
Как легко было бы ответить, что насилие недопустимо, и поставить на этом точку. Но когда вы откроете крупнейшие таблоиды, вы не найдёте ни слова о значительных заседаниях, умных речах и достигнутых соглашениях. Зато тема бунта, пары сожжённых автомобилей и пусть даже небольших стычек с полицией, становятся темой дня у крупнейших мировых информационных агентств.
Насилие демонстрационное, ограниченное, театральное становится пиар акцией и более того единственной возможной пиар акцией социального движения. Социальный форум, будучи левым мероприятием, действуя во внешних капиталистических условиях, вынужден в них вписываться. Правила масс-медиа этого капиталистического окружения гласят, что прессу интересует картинка, «экшн», события, а внутреннее содержание исчезает за ненадобностью. Заголовок «Хаос в Мальмо» висел на первых страницах всех шведских изданий, хотя беспорядки затронули только один квартал, поскольку основные силы радикальных антифа и «Чёрного блока» были обращены на Германию, где предотвращалась массовая нацистская демонстрация. Но даже малое число левых радикалов создало больший информационный эффект, чем все организационные усилия активистов Соцфорума.
Так какой тогда способ заявить о себе левому движению, кроме демонстрации насилия?
Все понимают, что беспорядки не приведут к радикальному изменению ситуации, они подконтрольны и изначально подготовлены всеми сторонами, включая администрацию города, и рассматриваются как изюм в антиглобалистской булке. Среди владельцев бутиков, наверное, даже идёт тендер, на чьей улице пройдут беспорядки, чтобы содрать полагающийся куш со страховых компаний. Полиция получает нормальный опыт боевой подготовки, который пригодится для ликвидации действительных волнений, а журналисты, наконец, увидят настоящий и красочный информационный повод.
Но не надо обвинять участников леворадикальных выступлений в их неискренности и позёрстве. Если благополучие Западных стран построено на постоянном ограблении регионов третьего мира, то как ещё им напомнить, что они блаженствуют на наворованном. Все 90-е годы из России за бесценок вывозили сырьё, оборудование, всё, что накапливалось адским трудом многих поколений, и вывозили, в том числе, в сытую довольную Швецию. Нас грабили 10 лет. Страны Азии, Африки, Латинской Америки грабят столетиями. Каким ещё способом, кроме сожжённой полицейской машины, можно напомнить о том, что благополучие на отнятом у других очень зыбкое и также может быть отнято у нынешних хозяев завтра? Если житель Западной Европы понимает, что существовать на наворованном не совсем хорошо, то как ещё ему выразить свой личный протест, чтобы быть реально услышанным? Любые речи вянут и тонут в тине бесконечных диспутов, едва успев начаться. Вот и приходится вместе выворачивать камни из мостовых и ловить на свою грудь удары полицейских дубинок.
Эта игра опасна ввиду того, что адреналин может перейти за грань меры, и никто не отвечает за последствия. Один убитый во время Соцфорума в Генуе уже обозначил переход за некую черту. Но кто мне скажет способ, при котором недовольство несправедливой системой можно донести до каждого обывателя? Чтобы он почувствовал неудобство хотя бы через «ужасные» снимки местных развлекательных изданий.
Станислав Маркелов (
http://ikd.ru/node/7289 )