Журнал Андрея Мальгина - Евтушенко
June 25th, 2008
09:08 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Евтушенко
В № 29 журнала "Столица" за 1992 год была опубликована моя статья «БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО» - о поэте Евгении Евтушенко. Она имела большой резонанс и поссорила меня не только с поэтом, но практически с целым поколением литераторов. На днях я попробую разыскать несколько наиболее резких откликов и, если найду, вывешу здесь. По тем временам считалось, что я нанес Евгению Александровичу страшное оскорбление. В наши дни, когда в литературе не осталось неприкасаемых, она производит совсем иное впечатление.

БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО

Шестидесятники начали отмечать свои шестидесятилетия. В июне – Рождественский, в августе – Василий Аксенов. Между ними, как между полюсами, - Евгений Евтушенко, чье шестидесятилетие 18 июля.
Пожилые «звездные мальчики» празднуют юбилеи на этот раз сдержанно. Во-первых, накативший седьмой десяток – не повод радоваться для тех, кто всю жизнь эксплуатировал свою молодость и спекулировал на ней. Евтушенко неустанно подчеркивал в стихах, что он не просто поэт, а поэт «молодой и отчаянный», «молодой да ранний», «возмутительно нелогичный, непростительно молодой», «прямой, непримиримый, что означает молодой». Но уже в двадцать пять он начинает бить тревогу: «…немолодость упрямо наступает». В двадцать шесть: «…быть молодыми мы перестаем…» Страшно.
Вторая причина, по которой юбилей явно не афишируется: вдруг образовавшийся вакуум общественного внимания, что для пожилых мальчиков не меньший удар, чем обнаружившаяся необходимость заказать вставную челюсть. Еще Твардовский заметил по поводу молодого Евтушенко: «Прожекторный луч убегает от него, а он за ним гонится, чтобы снова под него попасть». На этот раз прожекторный луч окончательно убежал. До юбилеев ли?
Впрочем, Евгений Евтушенко имеет возможность отложить свой шестидесятилетний юбилей еще на год. Как с удивлением отметил в своей книжке о нем нынешний министр культуры Евгений Сидоров: «…сам поэт отмечал свое сорокалетие в июле семьдесят второго, а пятидесятилетие в июле восемьдесят третьего».
Мама Евгения Александровича, Зинаида Ермолаевна, и по сей день продающая газеты в киоске у Рижского вокзала, объяснила мне этот парадокс. Просто в войну мальчик Женя менял фамилию: подозрительную (и неблагозвучную) – Гангнус – на нейтральную – Евтушенко. Во время переписывания документов случайно изменили и год рождения. Вот почему в большинстве энциклопедий и справочников стоит: 1933. Конечно, при желании можно было исправить дату и в паспорте, и в справочниках. И если Евтушенко этого не сделал, значит для чего-то это было ему нужно.
Я вспоминаю казус, происшедший с одной немолодой писательницей. Когда в издательстве «Московский рабочий» готовился справочник столичных писателей, она какими-то правдами и неправдами сумела раздобыть верстку и изменить в ней дату своего рождения. Второпях она не заметила, что в биографической справке есть и другие даты. Когда справочник вышел, изумленные читатели обнаружили, что эта писательница – вундеркинд: она окончила Московский университет в возрасте 11 лет.
У всех есть свои маленькие слабости. Притчей во языцех стала нескромность Евтушенко, «ячество», его манера ярко и безвкусно одеваться, вести барский образ жизни… Когда Ахматова увидела юного Евтушенко в рубашке, из кармана которой торчала целая дюжина ярких, разноцветных авторучек, она поинтересовалась у него: «А зубная щетка у вас там тоже есть?»
Но не будем об этом. Он сам встал в центре прожекторного круга, никто его не вылавливал из темноты. Он знал, на что идет. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно на нем скрещивались взгляды. Его оценивали, рассматривали, о нем судачили. Он был центр внимания, он был пуп земли. Никогда не было у нас поэта более знаменитого, известного всем и вся – от мала до велика. Для большинства населения нашей бедной страны Евтушенко был не столько символом времени (как он сам считает), сколько символом поэзии как таковой. «Назовите известного вам поэта». – «Евтушенко». До сих пор это наиболее вероятный ответ. Ну, может быть, столь же часто назовут Пушкина. Хотя навряд ли.
Помню, осенью 1984 года мы гуляли по Переделкину. Накрапывал дождик. Настроение у поэта было неважное. В тот день на объединенном пленуме творческих союзов выступил К.У.Черненко – отмечалось 50-летие Союза писателей. Затем держалречь первый секретарь СП СССР Георгий Марков. В своем докладе он сказал, в частности, о достижениях современной советской поэзии, назвал имена поэтов. И вот что я слышал от Евгения Александровича: «То, что на первом месте Егор Исаев, я еще могу понять. Все-таки это единственный среди живущих поэтов лауреат Ленинской премии. Но почему дальше: Игорь Шкляревский, Евгений Евтушенко? Почему не наоборот?»
Проходили мимо высокого забора дачи Рождественского: «А вот здесь сегодня зеркала завешаны черным». – «Почему, Евгений Александрович?» - «Его же не упомянули».
Конечно, это была шутка. Но я от нее, помню, поежился.
Евтушенко с младых ногтей усвоил, что его стихи – явление политическое. Он всегда соизмерял силу своих «острых» выступлений с тем, что в данный момент дозволялось. Причем, что примечательно, несколько перехлестывал уровень дозволенного. Вопрос о печатании стихотворения «Наследники Сталина» был решен на Секретариате ЦК одновременно с разрешением печатать «Один день Ивана Денисовича». Существует легенда, что, выступая на том обсуждении, Никита Сергеевич сказал: «Если это антисоветчина, то я – антисоветчик». В дальнейшем выйти на самый высокий уровень для Евтушенко уже не представляло труда. В первые месяцы брежневской эры гранки его подготовленной к печати в журнале «Юность» поэмы «Братская ГЭС» расклеили по числу членов Политбюро, и обратно свою поэму Евтушенко получил испещренной сотнями замечаний. Помню, цензура не пропускала невиннейшую поэму «Фуку». Из-за того, в частности, что там был изображен (неназванный!) Берия. И снова – уже в первые месяцы Горбачева – вопрос решался на самом партийном и кагэбэшном верху.
Власти всегда считались с Евтушенко. Считались и тогда, когда он просил не за себя, а за других. Он помогал (а может, и до сих пор помогает) многим. Каждое исключение из Союза писателей, каждая посадка в тюрьму того или иного диссидента, каждая высылка из страны того или иного неугодного режиму персонажа вызывала возмущенное письмо от Евтушенко. Письма летели в прокуратуру, в Верховный суд, секретарям Союза писателей, в КГБ, в Политбюро. Иногда – да-да! – они помогали, людей освобождали, люди уезжали и чуть ли не первое, что начинали делать на свободе, - всячески ругали Евтушенко.
Подобную «неблагодарность» он воспринимал и воспринимает очень болезненно. Постоянный мотив его разговоров и даже тостов последних лет – мотив предательства. Все, решительно все – от Виктора Некрасова до Иосифа Бродского, от Владимира Войновича до нынешней молодежи, - все, кому он помогал, кого выручал, все его предали, все обливают его грязью, забыв об элементарной человеческой благодарности. Так он говорит.
Возможно, и мне после этой статьи придется услышать от мэтра подобные упреки. Но искренне пытаюсь быть объективным. А объективно Советская власть и Евгений Евтушенко – неразделимы. Как они помогали друг другу, поддерживали друг друга, я скажу несколько ниже, а пока замечу лишь, что для многих отношение к Евтушенко определялось отношением к власти.
В книге Сергея Довлатова есть такой эпизод. Он приходит в нью-йоркскую больницу к серьезно заболевшему Бродскому, рассказывает о событиях в СССР. «Представляете, прошел съезд писателей, и там Евтушенко выступил против колхозов». «Если он против колхозов, - сказал слабым голосом Бродский, не отрывая головы от подушки, - то я – за». Когда в конце восьмидесятых годов Евтушенко приняли в почетные члены Американской академии искусств, Бродский демонстративно, в знак протеста вышел из ее членов.
Бродский утверждал, что Евтушенко был консультантом КГБ во время его высылки из страны. Евтушенко факт своих бесед о Бродском с высшими чинами КГБ (видимо, Ф.Д.Бобковым) не отрицает, однако делает существенную поправку: в КГБ он обратился по своей инициативе – выручать книги, задержанные на Шереметьевской таможне, а разговор о Бродском зашел случайно. Как бы то ни было, именно от Евтушенко Бродский узнал о том, что ему разрешили уехать, и именно Евтушенко передал ему пожелание КГБ сдерживать себя в заграничных выступлениях (что могло бы стать условием возможного возвращения).
На вопрос, служил ли Евтушенко в КГБ (а некоторыми вопрос ставится именно так), я могу с уверенностью ответить: нет. Это слишком уж не отвечало бы его кодексу чести (который у Евтушенко все-таки есть). Но главное, это совершенно не было нужно властям. Им ценен был Евтушенко независимый и беспартийный. Для мелкой работы под рукой всегда были сотни готовых на все писателей. Евтушенко решал задачу более крупную: он был витриной мнимого советского вольномыслия.
Евтушенко однажды рассказал мне совершенно фантастическую историю о том, как он однажды получал зарплату в КГБ. В свое время его женой была, как известно, Белла Ахмадулина, а мать Беллы работала в КГБ, переводчицей. И вот Белле Ахатовне в стародавние времена приходилось по доверенности получать на Лубянке то ли зарплату, то ли пенсию. Однажды Ахмадулина была в отъезде и пошел Евтушенко с доверенностью на себя. Дело происходило в одном из зданий по улице Дзержинского. Касса была оборудована особым образом: в одну охраняемую дверь надо было входить, в другую – выходить, чтобы исключить столкновение носами в одном помещении двух сотрудников. К платежной ведомости прилагался трафарет с прорезью только на одну фамилию (чтобы расписывающийся не видел фамилию соседа). Получив деньги и выйдя из помещения, Евтушенко обнаружил, что забыл там кепку. Рванув обратно мимо опешившего охранника, он обнаружил у окошка одного известного детективного писателя, который в дальнейшем при встречах с особым чувством пожимал ему руку. Как своему.
В погоне за прожекторным лучом Евтушенко метался от поэзии к прозе, от прозы к кинематографу. Помню, как во время съемок фильма «Детский сад» для воспроизведения 1941 года Евтушенко понадобилось зачехлить кремлевские звезды. Комендант Кремля запрещал это сделать – Евтушенко пробил! Он даже стадо коров пропустил через Красную площадь – ему разрешили!
Удивительная энергия, целеустремленность, нерастраченный до сих пор жизненный потенциал, конечно же, помогали ему. А цель в конечном итоге была одна – остаться в круге света. Даже направляя громоподобные письма в прокуратуру и КГБ, Евтушенко не забывал после этого обзванивать иностранных корреспондентов и сообщать им об этом.
То же стремление быть на виду привело его к депутатству. Помните его выступление на первом съезде, когда он предложил закрыть депутатские залы в аэропортах и на вокзалах, чтобы не отрываться от народа? Мне было странно это слышать, так как я прекрасно помнил, что, когда мы с ним ездили в Иркутск и далее на станцию Зима, он пользовался именно депутатскими залами. Не будучи еще, между прочим, никаким депутатом.
На родине, кстати, его встречали как героя. Чтобы он со свитой (в составе которой был и я) долетел до Зимы, в Иркутске с самолета были сняты все пассажиры (под предлогом отмены рейса). Когда открылась дверь самолета на зиминском аэродроме, мы увидели, что вся местная знать, съехавшись на «газиках» и «волгах», уже салютует шампанским. На обратном пути к обычному поезду был прицеплен специальный, необычный, вагон, где в центре стоял громадный круглый стол, специально приспособленный для застолья. Наверное, только секретаря ЦК КПСС могли так встретить местные власти. Я сразу понял, что для них он был не только знаменитым земляком (под боком был В.Распутин, отнюдь не удостаивавшийся таких почестей), он был именно персоной, приближенной к московским верхам. Через него, при случае, можно было и челобитную подать.
Удивительно, но у Евтушенко хватало сил и времени на то, чтобы выполнять самые разные просьбы, хотя от многих, мне кажется, можно было бы уклониться. Его рабочий день – безразмерный, бывало сидишь с ним в компании до двух часов ночи, доползешь домой (я снимал дачу в Переделкино), в семь утра выглянешь в окно – бодрый Евтушенко в лыжной шапочке бежит трусцой, совершает утреннюю пробежку. Дом его постоянно заполнен людьми, телефон не умолкает, делается тысяча дел сразу. Хлопают двери, входят и выходят соседи (Савва Кулиш, Межиров), прислуга, какие-то подозрительные «друзья детства», которых по странной прихоти то приближал, то отдалял от себя Евтушенко, сидят сурового вида южные люди, оказывающиеся на поверку кавказскими писателями.
Однажды во время такого застолья (на Новый год) Евтушенко неожиданно спросил присутствовавшего за столом своего тогдашнего английского тестя (кажется, казначея церковного прихода): «Скажите, вот мы с вами ровесники, но почему у вас такие хорошие зубы, а у меня – нет?» Моих знаний английского языка хватило, чтобы понять ответ: «А это потому, Женя, что через мои уста никогда не выходило ни одного дурного слова».
Когда Евтушенко получил, наконец, Государственную премию СССР (за поэму «Мама и нейтронная бомба»), он всюду говорил, что рассматривает ее как камер-юнкерский мундир. Что означало одно: надо было давать раньше. Но и раньше Родина не забывала его: к пятидесятилетию Евтушенко Андропов, в гроб сходя, наградил его орденом Трудового Красного Знамени.
По собранию сочинений Евгения Евтушенко можно изучать послевоенную историю нашей страны (первое стихотворение было напечатано им еще в 1949 году). Все кампании партии и правительства нашли отражение в его творчестве: от развенчания культа личности до строительства КамАЗа, от торжеств по поводу ленинских, космических, революционных и других юбилеев до насаждаемой горбачевской гласности под лозунгом «больше социализма», от надуманной пропагандистской кампании против «нейтронной бомбы» до борьбы с расхитителями социалистической собственности. Назвать ли его «чутким барометром времени» или упрекнуть в конъюнктурности? Думаю, истина лежит где-то посредине.
В конце концов не каждый в 1990 году, когда даже Феликс Кузнецов уже стал антикоммунистом, - не каждый рискнул бы опубликовать такие строки: «Революция наша – Октябрьской, рожденная в лагере, дочка, завещания Ленина не доведенная перышком выпавшим строчка». Изменило чувство реальности? Или продемонстрирована стойкость убеждений?
Евгений Сидоров, думая, что делает комплимент, точно заметил: «Бунт» (примечательные кавычки! – А.М.) Евтушенко всегда направлен не на разрушение, а на упрочение социальных и духовных ценностей нового мира, певцом которого он себя ощущает и которому верно служит. Это ангажированный социализмом поэт…» Это так: не было у нас в стране (во всяком случае, в 60-70-е годы) поэта, столь много сделавшего для укрепления социалистического строя, как Евтушенко. Конечно, были тысячи и тысячи более ревностных защитников «социалистических ценностей». Но по действительной отдаче, по силе влияния – равных не было. Им просто не верили. А Евтушенко, с его популярностью и авторитетом, с постоянной «фигой в кармане», был пропагандистом не менее действенным, чем «Правда» с «Известиями».
Помню, как на одной из летучек у нас в редакции «Литературной газеты» А.Б.Чаковский однажды сказал: «У меня был Евтушенко, принес стихи. Я ему сказал: Женя, у вас семьдесят процентов – антисоветские, а тридцать – просоветские. Когда все будет наоборот, я вас напечатаю. Тридцать процентов антисоветчины мы вам позволим».
Самое удивительное, что Евтушенко безропотно следовал замечаниям Чаковского – менял пропорцию. Вообще его готовность править свои тексты по замечаниям даже ничтожных по своему умственному развитию людей была странной. За четыре года в «Литгазете» я повидал всяких авторов. «Гибкость» (так это называлось у литначальников) Евтушенко не знала себе равных среди писателей с именем.
Однажды он принес в редакцию стихотворение «Фанаты». Был 1984 год – первый всплеск футбольных страстей, когда болельщики «Спартака» побивали болельщиков «Динамо» (и наоборот), устраивали уличные беспорядки, переворачивали троллейбусы и т.п. Ю.Щехочихин, а следом и Евг.Евтушенко усмотрели в этом стихийном движении зарождавшийся фашизм. Хотя слово это не называлось. Более того – старательно вычеркивалось бдительными редакторами из статьи первого и стихов второго.
У меня сохранились не только все черновики этого стихотворения, переданные мне поэтом (один из них на обратной стороне счета за проживание в гостинице «Клэридж» в Буэнос-Айресе), но и рукопись с пометками А.Чаковского и его зама Е.Кривицкого. В первом же четверостишии Евтушенко проводил параллель между фанатиками-сталинистами (его излюбленная тема) и нынешними фанатиками-болельщиками: «они, в защитных френчах, в габардине, блю-джинсовых фанатов породили». Параллель не понравилась руководству «Литгазеты». Евтушенко «смягчает», зашифровывает: «они, в надменных шляпах, в габардине…» Уже непонятно, кто это – «они»…
Далее выкорчевываются все сравнения с «гитлерюгенд»: «идут с футбола, построясь в роты, лжепатриоты – спортпатриоты». Вымарано. Стало: «Как жалко сводят друг с другом счеты лжепатриоты – спортпатриоты…» Стало хуже.
«Идут блюджинсовые фанаты. В руках – невидимые гранаты». Вычеркнуто. Евтушенко меняет: «Идут фанаты с футбола строем. Подложно мужество быть лжегероем». Непонятно.
«Их крик и хлопанье: «Спартак-Спартак!» Как пулеметное: «Так-так-так-так…» Не устраивает начальство. Евтушенко оставляет одну строчку: «Рев богатырский: «Спартак! Спартак!», а потом, опираясь на неказистую рифму «Спартак – Пастернак», притягивает за уши к футбольной теме Бориса Леонидовича, до которого, как он считает, нет дела фанатам (а также до Баратынского и Бетховена – подбор странный).
Наконец, ключевой тезис: «На шапках, шарфиках цвета различные, а вот попахивают коричнево». Вымарывается. Новый вариант: «На шапках, шарфиках цвета командные, но это братство – оно обманное».
Итак, то, ради чего написано стихотворение, из него уходит. Зачем же тогда вообще его публиковать? Боюсь, Евгений Александрович не смог бы ответить на этот вопрос. А может, ответил бы своей же строкой: «Бросаю слова на ветер. Не жалко, пускай пропадают».
Слов, брошенных на ветер, слов суетных, пустых, сиюминутных у Евгения Евтушенко было предостаточно. Но если их положить на одну чашу весов, а на другую поместить стихи, ставшие событиями политической жизни, нашедшие широкий общественный отклик, вторая чаша, конечно же, перевесит.
Таких стихотворений-событий можно было бы назвать немало. «Наследники Сталина», «Бабий Яр», «Хотят ли русские войны» - это, как говорится, самое-самое.
Моему приятелю, историку литературы, позарез надо было определить точную дату первого публичного исполнения стихотворения «Бабий Яр». Никто этого не помнил, даже сам Евтушенко (вообще-то говоря, обладающий феноменальной памятью, «почти электронной», как заметил А.Межиров). Но я где-то услышал, что, когда это произошло, стихотворение произвело такое впечатление на публику Политехнического музея, что многие плакали, а у присутствовавшей в зале Галины Волчек (театр «Современник») начались родовые схватки, и ее увезли в роддом. Оставалось только узнать дату рождения ее сына Дениса Евстигнеева – и на яркой страничке истории нашей литературы можно было ставить дату.
Особенно захлестнула Евтушенко народная любовь в период гонений – после 8 марта 1963 года, когда Н.С.Хрущев выступил со своей знаменитой речью на встрече с художественной интеллигенцией. Началась жуткая ежедневная (без преувеличения) травля в газетах и всюду, где только можно. Евтушенко закрылся в своей квартире в Амбулаторном переулке и боялся выйти на улицу. Еду ему приносила Зинаида Ермолаевна. Она рассказывал мне, что когда пришла в первый раз, то обнаружила, что вся лестница, с первого этажа до шестого, была занята людьми, явившимися, как выяснилось, охранять поэта. Причем многие даже приехали из других городов. Они считали, что после того, как в газетах ежедневно и на разных полосах поэта называют предателем, его непременно должны были арестовать. Когда же по «Голосу Америки» передали, что он покончил жизнь самоубийством, внизу собралась такая толпа, что по просьбе участкового милиционера тридцатилетней знаменитости пришлось неоднократно выходить на балкон, чтобы люди могли убедиться, что он жив и здоров. В газетах публиковались подборки возмущенных писем трудящихся, а поэт в это время буквально тонул во всенародной любви.
Тогда, кстати, были заложены основы заграничной известности Евтушенко. И хотя гонения оказались краткосрочными (на встречу ближайшего Нового года Евтушенко с женой Галиной были приглашены в Кремль, после чего отправились в длительную зарубежную командировку – в США), иностранная общественность десятилетиями была свято убеждена, что имеет дело с оппозиционером, если не сказать диссидентом. Легкость, с которой Евтушенко выезжал за рубеж, условия, в которых протекал его быт, роскошные, недоступные простому смертному квартиры, в которых он проживал, государственная дача, незамедлительно ему предоставленная в Переделкине, - все это почему-то не смущало многочисленных зарубежных друзей Евтушенко. А главное, не смущало его самого.
Сейчас, когда вместе с семьей Евгений Евтушенко практически переехал за океан, преподает в американских университетах, я не спешу упрекать ни гостеприимных хозяев, ни его самого. Конечно, детей надо поставить на ноги. Конечно, заработать что-либо в России поэту сегодня труднее, чем вчера. Конечно, в штате Оклахома жить во всех отношениях безопаснее, чем в Москве. Конечно, есть здесь обиды, через которые трудно перешагнуть. Все этотак. Но как быть с этим: «Поэта вне народа нет»?
Прожекторный луч убежал от него. Но вот что должно утешать нашего героя: в этом луче никакого иного поэта нет. И не будет.
Евгений Евтушенко был и остался самым знаменитым поэтом послевоенных десятилетий, как бы мы к нему ни относились. Какой бы ценой это ни было достигнуто.
Это уже факт.

(71 комментарий | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]rus_warrior@lj
Date:June 25th, 2008 - 12:44 am
(Link)
жив курилка, так же попугайствует...
[User Picture]
From:[info]maria_gorynceva@lj
Date:June 25th, 2008 - 01:53 am
(Link)
Только такой облезлый уже...

А песню "Хотят ли русские войны" я любила петь в три года, абсолютно её не понимая. Но пафос захватывал.
[User Picture]
From:[info]rus_warrior@lj
Date:June 25th, 2008 - 02:07 am
(Link)
старость мало кого облагораживает, здоровый образ жизни помогает поддерживать форму, но и только...
а мне вот с детства "пафос" советский не нравился...
[User Picture]
From:[info]maria_gorynceva@lj
Date:June 25th, 2008 - 09:20 am
(Link)
Старость облагораживает очень многих при одном условии: чем меньше человек молодится, тем моложе выглядит. И благородней.
From:[info]domitori@lj
Date:July 19th, 2009 - 05:01 am

Спросил поэт, в совковы дни, xoтят ли русские войны..

(Link)
Более подробно –
http://zhurnal.lib.ru/k/kuznecow_d_j/xotqt.shtml
Там есть и ссылки; и каждый поэт
на этот вопрос приготовил ответ.

А меня пафос не захватывал. Я действительно на уроках истории не мог понять чего ради Сталин сотрудничал с Гитлером, с чего советские войска поперли на свою погибель в Польшу и в Суоми, и еще много такого. А ответ простой: "хотят"; при таком ответе многие противоречия совкового учебника истории разрешаются. Я отрицательно отношусь к Евтушенке, но вопрос он острый поставил.
[User Picture]
From:[info]vovapub@lj
Date:June 25th, 2008 - 01:19 am
(Link)
у Лимонова хорошие штрихи описаны в той книге, где он описывает свой кусок жизни, когда он служил мажордомом в нью йорке
история его слуги, по моему.
[User Picture]
From:[info]shaulreznik@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:24 am
(Link)
Лимонов, думается, дико завидовал Евтушенко. Да и сейчас занимается чем-то подобным.
[User Picture]
From:[info]vovapub@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:38 am
(Link)
может и завидывал, не знаю.
Разница для меня в том, что Лимоновские книжки у меня есть. Я их читал и перечитываю, а вот книжек Евтушенко у меня нету. Один текст сидит в памяти, написаный на смерть Высоцкого и пропечатанный в журнале Юность, по моему. И все.
[User Picture]
From:[info]vs_baronin@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:34 am
(Link)
Полагаю, что Лимонов - вообще профессиональный завистник. По отношению ко всем, кто удачливее его.
[User Picture]
From:[info]vorofikin@lj
Date:June 25th, 2008 - 01:46 am
(Link)
А к чему это? До юбилея еще месяц. И мелковато все это сейчас смотрится...
From:[info]alex_argen@lj
Date:June 25th, 2008 - 02:15 am
(Link)
Ну, по сравнению с биографиями большинства советских литераторов - просто панегирик, какой-то:)

(Евтушенко люблю, и прощаю ему все выбрыки и шалости, поэт имеет право быть эксцентричным)
From:[info]garikas@lj
Date:June 25th, 2008 - 02:31 am
(Link)
Даже и сейчас несколько жестковато статейка выглядит...
From:[info]topaz00@lj
Date:June 25th, 2008 - 02:46 am
(Link)
на днях посмотрел немецкий фильм "Жизнь других", там высокий чин в ШТАЗИ говорит: "Деятели культуры делятся на пять типов. Вот этот (имеется в виду один из центральных персонажей действия) - истеричный антропоцентрик. Ему всегда нужно быть в центре внимания, окружать себя людьми"

что ж делать, если высокие цели достигаются из низменных побуждений :)
[User Picture]
From:[info]fedor_shilov@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:02 am
(Link)
"Когда в конце восьмидесятых годов Евтушенко приняли в почетные члены Американской академии искусств, Бродский демонстративно, в знак протеста вышел из ее членов."

Это что, правда?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:04 am
(Link)
Это мне рассказывал сам Евтушенко.
[User Picture]
From:[info]fedor_shilov@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:19 am
(Link)
Cайт Американской академии исскуств и словесности числит Бродского в покойных действительных членах.
Но если и так - характеризует сие только Бродского, конечно.
From:[info]alex_argen@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:21 am
(Link)
Да ничего это не характеризует, поэты - они ж как дети малые, чуть что - стреляться!:))
[User Picture]
From:[info]fedor_shilov@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:24 am
(Link)
В конкретном именно случае - характеризует, как мне кажется.
[User Picture]
From:[info]ivashnev@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:10 am
(Link)
Конечно, правда.
[User Picture]
From:[info]fedor_shilov@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:39 am
(Link)
что-то нигде про это ни слова
[User Picture]
From:[info]ivashnev@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:58 am
(Link)
чепуху говорите, полно источников
поглядите хотя бы статью в википедии про евтушенко
[User Picture]
From:[info]ivashnev@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:03 am
(Link)
ну, и у Соловьева много про эту историю
[User Picture]
From:[info]fedor_shilov@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:03 am
(Link)
Приведите, пожалуйста, хоть один.
Википедия пишет про when Yevtushenko was made an honorary member of the American Academy of Arts and Letters, Brodsky himself led a flurry of protest
[User Picture]
From:[info]ivashnev@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:14 am
(Link)
мне это известно давно, как было дело в подробностях - вопросом не задавался, ибо для меня это не важно и даже совсем не интересно, какой там кто откуда вышел и куда вошёл

поискал по бродский+евтушенко+академия
[User Picture]
From:[info]fedor_shilov@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:26 am
(Link)
Понятно, спасибо.
[User Picture]
From:[info]shaulreznik@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:26 am
(Link)
При всех его эскападах и павлиньих одеждах Евтушенко - просто хороший советский поэт. Хуже Рождественского, более советский, чем Вознесенский, но хороший.

Что поделать, эпоха и страна были такими: литератор мог случайно стать фигурой общеполитического масштаба.
[User Picture]
From:[info]griseopallidus@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:52 am
(Link)
Осетрина, все же, бывает только одной свежести.
[User Picture]
From:[info]depesha@lj
Date:June 29th, 2008 - 04:23 am
(Link)
да, хороший советский поэт. главные здесь слова "хороший" и "поэт", а не "советский".
что то типа аллы пугачевой.
From:[info]kilotraktor@lj
Date:July 18th, 2009 - 09:55 am
(Link)
ага ...
(прочёл только сейчас пост а.в.)
кстати, примерно, как высоцкий - вполне совецкий автор/шоумен ...
From:[info]fi_nik@lj
Date:June 25th, 2008 - 03:41 am
(Link)
вспомнилось :)

- там жили поэты.
И каждый встречал
Другого надменной улыбкой.
Александр Блок
[User Picture]
From:[info]prophet_@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:10 am
(Link)
"Прожектрный луч убежал от него"

Луч в котором на самом деле не было никакого света....
[User Picture]
From:[info]duniashka@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:28 am
(Link)
В 9-м классе у нас в школе были экзамены, и сочинение можно было писать "по произведениям современных советских писателей". Ну, я и выбрала Евтушенко, "Братскую ГЭС". Учителя оторопели, в школьной библиотеке, разумеется, ни одного экземпляра не оказалось, позвонили маме, она прибежала в школу, принесла... Супротив комсомольской стройки учителя и ГОРОНО пойти не решились... Считаю - спас меня Евтушенко от всяких там Горьких и прочих "Матерей"...
From:[info]alex_argen@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:42 am
(Link)
Я выпускные экзамены писал по Маяковскому, все остальные темы были просто тошнотворными. Мы, короче, знали заранее, примерный список тем, и могли подготовиться заранее. Самое смешное, что готовясь написать сочинение по Маяковскому, я перелопатил множество его стихотворений, и в результате сильно возлюбил поэта, которого до того недолюбливал, за его просоветские агитки.
[User Picture]
From:[info]duniashka@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:54 am
(Link)
А Маяковского, наверно, все, кто помимо школьной программы, читал еще и что-нибудь наподобие:
"Приду в четыре - сказала Мария.
Восемь. Девять. Десять."
- все начинали если не любить, то "держать за поэта"...
[User Picture]
From:[info]sperlonga@lj
Date:June 25th, 2008 - 05:10 pm
(Link)
Ну и зря. Променяли по-настоящему хорошего писателя Горького на говённого Евтушенко.
From:[info]melehin@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:51 am
(Link)
очень интересный рассказ!
читал с удоволсьтвием. спасибо
[User Picture]
From:[info]domik44@lj
Date:June 25th, 2008 - 05:16 am
(Link)
Вы удивлены, что он обиделся? Подлинное грязное бельё - всё же грязное бельё(предмет интима).
[User Picture]
From:[info]griseopallidus@lj
Date:June 25th, 2008 - 05:29 am
(Link)
Это ж разве бельё?
[User Picture]
From:[info]domik44@lj
Date:June 25th, 2008 - 06:34 am
(Link)
сказанная в личной беседе не для интерьвью - бельё. О том что молния расстегнулась говорят не залу, а на ухо хозяину штанов. Ладно, когда смакуют посмертно в воспоминаниях о человеке, память о котором осталась, а факт знакомства с которым "приобщает". Но тоже... Вот Гармаш, поминая Абдулова не украсил память, рассказами о исподнем. имхо конечно имхо
[User Picture]
From:[info]kro1975@lj
Date:June 25th, 2008 - 07:35 am
(Link)
Очень неудобно читать, когда между абзацами нет пробелов.
From:[info]kilotraktor@lj
Date:July 18th, 2009 - 09:59 am
(Link)
а кому щяс легко ...
[User Picture]
From:[info]baisalov@lj
Date:June 25th, 2008 - 09:38 am
(Link)
"лжепатриоты – спортпатриоты…"

а Евтушенко звучит актуально и 25 лет спустя :))
[User Picture]
From:[info]sweetok@lj
Date:June 25th, 2008 - 09:42 am

Подводные камни

(Link)
Андрей, Вы же не могли не осознавать, какую реакцию вызовет эта статья (превосходная, кстати, я прочел на одном дыхании) и какие повлечет за собой последствия?

Что побудило Вас её написать и тем более - напечатать?
Спасибо.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:June 26th, 2008 - 01:32 am

Re: Подводные камни

(Link)
Это статья, приуроченная к 60-летнему юбилею поэта.
From:[info]unexim@lj
Date:June 25th, 2008 - 04:21 pm
(Link)
Андрей Викторович,

надоевший, м.б., вопрос - а как всё же обстоят дела с переводом номеров "Столицы" в электронный формат?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:June 26th, 2008 - 01:31 am
(Link)
Да никак не обстоят. Сейчас в журнале "Русская жизнь" готовится поборка материалов по ту, нашу, "Столицу",и я там во вступительном слове как раз написал, что надо бы это сделать, но не знаю, с какой стороны к этому подступить.
From:[info]mgershteyn@lj
Date:February 22nd, 2009 - 04:22 pm
(Link)
Название статьи Андрея Мальгна "Быть знаменитым некрасиво" не удачное. Точнее было бы назвать её "Зависть".

Она гораздо больше говорит о характере Mальгинa, чем о замечательном поэте и человеке Евгении Евтушенко.

Сначалa Mальгин злорадствует по поводу того, что Евтушенко стареет. Вот мол, поэт писал, что молодой, а стареет! Потом бросает странное обвинение, что Евтушенко всю жизнь "эксплуатировал свою молодость и спекулировал на ней." !!!

Сам подбор слов чего стоит! Просто обвинительное заключение. Так и слышится после этого: "За спекуляцию молодостью в особо крупных масштабах обвиняемый Евтушенко приговаривается..."

Если в этом духе продолжать, то и других настоящих поэтов придётся приговорить за спекуляцию собственной судьбой и чувствами.

Вываливая читателю свое злопыхательство по поводу фамилии, вoзраста и манер Евтушенко, автор видимо и сам чувствует неудобство, поэтому вдруг лицемерно заключает "Но не будем об этом"

Евтушенко абсолютно прав в том, что ждал благодарности за то,что защищал диссидентов.
То, что некоторые ему ответили неблагодарностью,свинство.

Критик Mальгин признаётся, что был в "свите" Евтушенко и общался с ним.
Такое впечатление, что он не общался, а собирал компромат.
Статья вся пропитана недоброжелательностью и завистью.

В то же время, приведённые в статье факты еще раз заставляют уважать Евгения Александровича. Особенно показательны история с Бабьим Яром и защитой диссидентов.

Михаил Л. Герштейн( Mikhail L. Gershteyn),AttractiveUniverse.com
February 22,2009

From:(Anonymous)
Date:May 20th, 2009 - 04:48 pm

Письмо Евтушенко

(Link)
Доброй ночи. Меня зовут Александр. Я сегодня был на творческом вечере Евтушенко в Капелле, в Питере. Хочется ему письмо написать, а куда я не знаю. Не подскажете адресок (думается, электронный, если есть. Ну, или Американский, мне всё равно) ?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:May 20th, 2009 - 11:14 pm

Re: Письмо Евтушенко

(Link)
В союз писателей Москвы пишите или в русский пен-центр (адреса есть на их сайтах).
From:(Anonymous)
Date:May 21st, 2009 - 01:42 pm

Re: Письмо Евтушенко

(Link)
Спасибо! А что такое пен-центр?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:May 21st, 2009 - 02:34 pm

Re: Письмо Евтушенко

(Link)
[User Picture]
From:[info]lesgustoy@lj
Date:July 18th, 2009 - 03:00 am
(Link)
да отличная статья
читал её первую публикацию
до сих пор помню. правда не знал что автор вы
так бывает да

давно хотел вас спросить
почему поэзия перестала вас интересовать
вы были таким сильным критиком и вдруг как отрезало

ежедневно проглядывая свою френдленту уже года три
но не помню чтоб вы высказывались у себя в жж о современной поэзии
или постили поэтические тексты так как вы вывешиваете
у себя хорошую музыку или архивные доументы

вы утратили к поэзии интерес?
т.е. совсем?

удивительно(
[User Picture]
From:[info]aruta@lj
Date:July 19th, 2009 - 08:53 am
(Link)
присоединюсь к мнению доброго знакомого((( минус только один прозорливый взгляд, и критика уже не та: "без меня народ не полный".
[User Picture]
From:[info]krasovkin@lj
Date:July 18th, 2009 - 03:16 am
(Link)
очень хорошая статья
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:July 18th, 2009 - 04:06 am
(Link)
адекватная
только противно его(Е.) постоянное апеллирование к простому народу
мол,я такой же и проч.
никогда не такой же
а щас - тем более
[User Picture]
From:[info]track_max@lj
Date:July 18th, 2009 - 03:24 am
(Link)
ну не знаю.

по-моему, Вишневская в своей книге очень точно этого Евтушенко охарактеризовала.
[User Picture]
From:[info]hasisin@lj
Date:July 18th, 2009 - 06:04 am
(Link)
По мне, статья почти апологетическая.
Ну, правда, я Евтушенко терпеть не могу.
[User Picture]
From:[info]tapirr@lj
Date:July 19th, 2009 - 03:10 am
(Link)
----На вопрос, служил ли Евтушенко в КГБ (а некоторыми вопрос ставится именно так), я могу с уверенностью ответить: нет. Это слишком уж не отвечало бы его кодексу чести (который у Евтушенко все-таки есть).-----

А зачем обязательно "служить"?
Тот, кто служит - кадровый сотрудник.

Агент не служит, но является осведомителем.
Достаточно один раз подписать бумагу.

(Как А.Кураев, например. Иерархи. Далее везде)
[User Picture]
From:[info]pr_x@lj
Date:August 19th, 2009 - 09:38 am
(Link)
А откуда инфа про Кураева?
В смысле-есть ссылка ?
[User Picture]
From:[info]tapirr@lj
Date:August 19th, 2009 - 02:14 pm
(Link)
Удаляю свой комментарий, поскольку он не точен. А.Кураев не подписывал бумаг о сотрудничестве с КГБ. Он сотрудничал без всяких бумаг:

http://tapirr.livejournal.com/2114454.html


From:[info]diak_kuraev@lj
Date:August 20th, 2009 - 02:16 am
(Link)
Опять врете. С КГБ я не сотрудничал. Мои встречи с ними, о которых я и рассказал (и без моего рассказа о них у Вас не было бы повода обливать меня этой грязью) из того же ряда, что и беседы чекистов с Менем или Сахаровым - когда чекисты заводили с ними для беседы, склоняющие к сотрудничеству.

Вы совсем не умеете вести полемику без клеветы? Так Мень и Чистяков Вас научили?
From:[info]diak_kuraev@lj
Date:August 19th, 2009 - 12:58 pm
(Link)
Вы врете. Никаких бумаг для КГБ я не подписывал. С этой минуты любые подобные Ваши утверждения становится не просто ложью, а клеветой. С перспективой Вашей судебной ответственности.
[User Picture]
From:[info]tapirr@lj
Date:July 19th, 2009 - 03:12 am
(Link)
И вся эта защита диссидентов и прочее вольномыслие могли сходить с рук (человек при этом оставался приближен к верхам!) только в одном случае: если это агент Безопы.
[User Picture]
From:[info]pr_x@lj
Date:August 19th, 2009 - 09:40 am
(Link)
Выездной-в те годы- всегда агент, это к бабке не х
[User Picture]
From:[info]ax_libris@lj
Date:July 19th, 2009 - 07:53 am
(Link)
статья отличная, об отношении Бродского к Евтушенко знаю много аналогичного из совершенно иных источников.
интересно, что всего спустя год (после данного поста) отношение к Евтушенко еще более ироничное, он все чаще воспринимается как обломок совка, неискренний самопиарщик, а не как поэт мировой величины.
по кирпичику...
[User Picture]
From:[info]lvoropaeva@lj
Date:July 19th, 2009 - 09:08 am
(Link)
отличная статья. на мой взгляд, это - лучшее о Е.А. ( знаю лично )
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:July 19th, 2009 - 12:20 pm
(Link)
После этой статьи в "Книжном обозрении" была опубликована полоса - ответ на нее Риммы Казаковой. Вот там уж мне досталось.
[User Picture]
From:[info]lvoropaeva@lj
Date:July 19th, 2009 - 02:22 pm
(Link)
многие играли в игры, да...)))
From:[info]repressii@lj
Date:August 16th, 2009 - 11:32 am
(Link)
интересно было бы почитать ответ
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 16th, 2009 - 12:00 pm
(Link)
Где-то в Москве у меня валяется. Но я теперь там буду нескоро.
From:[info]byvshev1972@lj
Date:March 7th, 2013 - 09:51 am
(Link)
"ПАМЯТНИК".
(пародия)
Мне не нравится будущий памятник мне.
Евгений Евтушенко

Сотню тысяч я строчек уже накатал.
Есть от Бога во мне исполинская сила.
Мне ещё не готов до сих пор пьедестал?
Вот те раз! И куда только смотрит Россия?!

Во весь рост возвышаться хочу над Москвой.
И,надеюсь,Отчизна меня не осудит.
Хорошо подпирать облака головой,
Что,пожалуй,талантливей пушкинской будет.

Я пошёл к Церетели: ну как,не пора б?
Тебе время,запомни,сторицей отплатит
За мой памятник. Но усмехнулся Зураб:
"На губу твою шифера столько не хватит!"

Александр БЫВШЕВ
My Website Powered by LJ.Rossia.org