Sun, Jul. 19th, 2009, 05:04 pm
Бесы из КГБ

протодьякон отреагировал на обвинение в сотрудничестве с Комитетом Госбезопасности, назвав меня клеветником, и пригрозив (земным) судом.

"Собеседник 8'1992

Исповедь диакона Андрея о том,как его искушали

БЕСЫ ИЗ КГБ


Вот и еще одна иллюзия разрушилась. Все-таки не верилось, что все общество жило во лжи, под колпаком у КГБ. Кто-то же должен был остаться чистым и не играть в эти игры. Казалось, это церковь и ее пастыри - они «отделены от государства», они в стороне, они ни при чем. Но вот открыли архивы, и выяснилось, что чуть ли не каждый второй священник сотрудничал с органами, а сквозь сито вербовки прошли все поголовно... Сегодня у газетчиков это модная тема, но мы не услышали, что по этому поводу думают сами священники. Те, кого вербовали, у кого брали подписку о сотрудничестве, кому давали клички.

Как общались они с гэбистами, какие чувства при этом испытывали. Об этом мне согласился рассказать референт Патриарха диакон Андрей Кураев,

Мария Лукина.


Первый звонок в мою дверь прозвучал через два дни после того, как я подал документы в семинарию. На пороге стоял человек и протягивал красную корочку: «Я капитан такой-то». И началось многолетнее ломание, которое (мы потом с друзьями сверили) обычно шло по вполне определенной схеме. Разговор, как правило, начинался с лести. «Вы такой талантливый человек. У вас и в миру есть все возможности. Куда вы идете? Я вот вам расскажу, этой весной был в семинарии жуткий случай: представляете, один преподаватель, монах-архимандрит, не буду называть его имени, пригласил к себе в келью семинариста якобы именины отпраздно-вать, споил коньяком и изнасиловал». Слава Богу, что я до поступления уже год проработал в семинарии вахтером, поэтому знал, что все это вранье. А на другого этот рассказ вполне мог произвести впечатление. Даже на встречах со своими "подопытными» КГБ занимался распространением клеветы на церковь и церковных людей. Потом в ход пускается следующее:

«Андрей Вячеславович, - называет гость меня по отчеству,- я вам должен сказать честно: кое-кто не хочет, чтобы вы поступили в семинарию. В Загорском исполкоме почему-то очень косо на это смотрят. Но, знаете, - продолжает чекист,- мы готовы все уладить, помочь вам. Однако у нас должны быть на то серьезные аргументы, что вы не антисоветчик и честный человек, ну, подумаешь, верующий, с кем не бывает... Знаете, что? Давайте еще paз встретимся, поговорим, все обсудим... Вы не могли бы зайти к нам в Загорске? - И оставляет свой телефон.- Спросите Александра Николаевича».

И я оказываюсь перед выбором. Вернуться в мир я уже не могу, там я со всем порвал, на работу меня тем более не возьмут. А главное - мечта служить церкви, к которой я шел уже несколько лет. Или какой-то ни к чему не обязывающий звонок... Сдаю экзамены и поступаю, прекрасно понимая, что это зависело вовсе не от того, как я их сдам. Все поступающие проходили сквозь сито КГБ и Совета по делам религий.

...Звоню Александру Николаевичу. Разговор вроде бы ни к чему не обязывает. Как себя чувствуете? Все нормально? Как кормят? Не устаете? Ну и слава Богу. Всего доброго. Все.

В чем смысл такого разговора? Человек позвонил, и это главное. Это своего рода проба на «советскость», тест на определение, диссидент ты или нет. Я никогда не был диссидентом, меня не прельщал этот путь. И брезгливости от контакта с органами власти я не испытывал. Кстати говоря, в 60-70-е годы таким собеседованиям и такой фильтрации подвергались практически все семинаристы.

Я поступил в 1986 году. Тогда фильтрация стала выборочной: обращали внимание лишь на тех, кто подает надежды, кто кем-то в церкви непременно станет, если не завтра, то послезавтра. Мой класс в семинарии был элитарным, в нем учились только люди с высшим образованием. С нашим-то классом они и «работали». Между прочим, в нашем классе мы друг от друга этих контактов не скрывали и более того - предупреждали друг друга: сегодня меня вызывают в известное место. Если что-то случится, то я там. Когда возвращались со встречи, рассказывали, о чем шла речь, о ком спрашивали, предупреждали, над кем нависла опасность.

На «собеседование» вызывали, бывало, самым необычным образом. Приходило, например, извещение с почты о посылке, идешь за ней, а там человек в сером плаще. Иногда самым неприкрытым образом караулили у выхода: «Следуйте за нами». Приводили в конспиративное место. Их было несколько: в гостинице, в загсе, в государственном музее, который находился в лавре. Последнее предназначалось исключительно для бесед с монахами, которые за пределы монастыря выходили редко.

Начинался разговор. События не форсировались, ведь система была рассчитана навечно, на всю человеческую жизнь. Они это знали, и мы - тоже. Сначала ничего не предлагали - просто «приручали». Они уже знали о нас все, даже больше, чем мы сами. Ясно было, что у них есть и хорошо разработанные методики психологической обработки. Первые фразы обязательно были «высокие»: мы так же, как и вы, хотим блага православной церкви. Осторожное касание политики. А затем - ни к чему не обязывающая болтовня. Какие-то пустяки, Но каждый раз добавляется по песчинке. Например, показывают фотографию кого-нибудь из моих сокурсников по семинарии и говорят: нам только что передали карточку, надо теперь узнать имя, вы не можете нам помочь? Конечно, они и имя его знают, и уж тем более фамилию. Просто это делалось для того, чтобы хоть полную чепуху, хоть совершенный «пустячок», но человек сделал по их просьбе.

Подписки на сотрудничество я не давал. Самое серьезное «предложение", которое было сделано, - написать свои соображения о том, как улучшить... противопожарную безопасность здания семинарии. Это на самом деле была очередная «наживка» - просто надо было приучить человека к тому, что он им все время что-нибудь пишет. Использовались и методы неприкрытого шантажа. Например, заводились у семинариста знакомые в городе. Его приглашали в гости, а это оказывалась специально оборудованная квартира. А дальше все, как в детективе. Подсыпают кое-что а рюмочку, человек впадает в беспамятство. А месяца через две ему показывают разные пикантные фотографии. Прием, кстати говоря, формально в органах запрещенный, но им широко пользовались в работе и с семинаристами, и с секретарями обкомов.

Можно ли было избежать всего этого? Можно ли было сказать «нет», «я не буду встречаться»? Открыто, по-моему, никто не решался. Но можно было прибегнуть к разного рода уловкам типа «я потерял ваш телефон» или «я должен посоветоваться со своим духовником или с ректором». Последних, кстати, такого рода советы не смущали. Мы действительно с ними советовались, и никого это не удивляло. Один из нас, правда, поступил остроумнее всех: он предупредил чекистов, что во сне разговаривает. И, знаете, отстали...

Дальше чекисты предлагают давать какие-то отзывы. Сначала - об иностранцах. На это ведь легче согласиться: иностранцы приехали и уехали, говори и пиши, что хочешь, никто от этого не пострадает. Но протокол составят: такой-то такой-то по нашему заданию встречался с гражданином такой-то страны. Показывает то-то и то-то... Но в какой-то момент надо было «повязать» человека окончательно - сделать агентом и дать ему кличку. Мой Александр Николаевич мне так прямо и сказал: «Понимаете, я ведь отчитываюсь перед начальством, и я должен как-то называть вас». Я предложил все-таки называть меня по фамилии и никакой клички не взял. Другие поступали иначе. Иногда давали клички и без ведома.

Часто ли мы встречались? Иногда удавалось избежать встреч на несколько месяцев. Но в конце концов я стал ощущать очень сильное давление. Все началось с того, что разразился скандал в Московском обкоме по поводу моего выступления в Коломенском пединституте зимой 88-го. Это был один из первых массовых диспутов между представителями церкви и носителями «господствующей идеологии», который закончился не в пользу госатеизма. Как это, - профессора и не смогли поспорить с каким-то семинаристом-недоучкой? Начались неприятности в семинарии. Я стал ходить в кандидатах на отчисление. Мои однокурсники передавали мне, что их кураторы-чекисты прямо предупреждали их, чтобы со мной не общались, если они, конечно, хотят поступить в академию., А был 1988 год, тысячелетие Крещения. Как Москву «чистили» перед Олимпиадой, так теперь «чистили» лавру. И тогда за меня вступился ректор - архиепископ Александр. Очевидно, он смог договориться с органами, чтобы меня не выгнали, но просто послали учиться в духовную академию в Румынию. Странное дело, но там меня никто не трогал. Хотя наверняка чекисты действовали при Чаушеску вольготно.

Последняя моя встреча с ними была уже после возвращения, в августе 1991, дней за десять до путча. Был перенос мощей преподобного Серафима Саровского. На обратном пути в самолете ко мне подсел незнакомый «товарищ» и начал опять ту же «песню»: «Отец Андрей, мы давно хотим с вами познакомиться. Не затруднит ли вас позвонить в Москве вот по этому телефону...» Слава Богу, не пришлось...

Я решился рассказать все это, потому что еще не уверен, что подобное повторяться не будет. Поэтому я хотел бы попросить всех, кому пришлось пройти через что-то подобное (особенно людей, служащих в церкви), не молчать, но рассказывать, как именно работают с ними чекисты, как можно им противостоять.

А всем остальным я хотел бы в связи с тем, что сейчас пишется об отношениях высших церковных иерархов с КГБ, сказать следующее: если вы узнаете, что члены коллегии Минздрава назначались по согласованию с КГБ, вы не перестанете ходить в поликлинику и не станете всех врачей считать «чекистки в белых халатах»? Но так же и с церковью: если был грех на совести иерархов - это их забота.

Греха нет на Христе. И нет на священниках, которые никого не предавали. Если вы сейчас отвернетесь от церкви - это будет посмертный триумф КГБ."

------------

Материал приведён тут: krotov.info/spravki/persons/21person/kurayev.html#44

Только не надо говорить, что это униат и раскольник Кротов сам сочинил. Автор статьи другой (Лукина) и газета (Собеседник) вполне сама по себе.

В статье говорится:

"Можно ли было сказать «нет», «я не буду встречаться»? Открыто, по-моему, никто не решался."

Почему же не решался? Протоиерей Александр Борисов  (тогда диакон) отказался сотрудничать, и на многие годы карьера его церковная затормозилась. Всё изменила революция. Священником он смог стать только, когда Горбачёв дал Церкви свободу - в 1989.

Сотрудничали с "органами" далеко не все священнослужители. Хотя и многие."

Sun, Jul. 19th, 2009, 07:35 am
[info]dmitry_voronkov@lj

А вы бывали в такой ситуации?

Sun, Jul. 19th, 2009, 08:08 am
[info]tapirr@lj

Нет.
Я к другому поколению принадлежу (хотя сейчас это всё повторяется - вон Яшина пытались вербовать)

Но был мой отец. Вот его рассказ.

Он работал в учреждении, и его вызвали в 1 отдел. Вежливый человек приятно поговорил с ним, и попросил, если будет "что-нибудь необычное" происходить, заходить и сообщать им. Подписывать ничего не просили.

Он сказал: "Хорошо". Выйдя из комнаты, подумал: "Что ж это я ?!"

Возвратился и сказал: "Заходить я к вам не буду и сообщать что-либо - тоже".

Тот был, судя по его виду, удивлён.

Больше отца не беспокоили.

Sun, Jul. 19th, 2009, 08:35 am
[info]dmitry_voronkov@lj

Я был на профилактической беседе. Стучать тоже отказался, как и ваш отец. Да и не сильно требовали, смысл не в информации был, а человека поломать, хватало стукачей, мне следователь целую пачку доносов показал, приятелей, между прочим. Кажется, написать донос не отказался никто, как и пишет Кураев, а некоторые сами это делали. Хотя вру, единицы мягко увильнули. Да и если они видели, что не пойдёт человек, не давили - тонкие психологи. Их цель была показать - куда ты прёшь, все такие, дерьмо народ. И были недалеки от истины. В нашем городке реально посадили группу молодых немцев всего лишь за желание собрать деньги на кирху для своих высланных кенигсбергских стариков. А уже Горбачёв был, между прочим. Так что не о карьере речь, не облегчайте. А вот насчёт себя я подписал бумаги, обязующие не петь на концертах некоторые песни и изъять с записей. Впрочем, я всё рано нарушил обязательства за невозможностью выполнения. Я ваш полный единомышленник и любви к Кураеву не питаю, но судить бы не стал и поминать тоже без нужды. Он покаялся, следует простить по всему, а не поминать лишний раз. Он ведь и промолчать мог легко. Уверяю вас, трудно сказать заранее на какую подлость или подвиг мы способны, не баловались бы вы сослагательным наклонением и очевидностью задним числом. Для этого надо быть на его месте. Или на месте вашего отца.

Sun, Jul. 19th, 2009, 09:43 am
[info]tapirr@lj

Спасибо.

Я, во-первых не сужу его за это.

Его расисм - да, осуждаю.

А эти вербовки - дела давно минувших дней.
Привёл статью, да.
Статья, в основном из его собственных слов состоит.

Если бы не его нынешняя вредная деятельность - я бы о нём не приводил таких материалов. Но считаю, что нацистов надо выводить на чистую воду.

Кстати, он в этом не кается.
Вот Патриарх Алекий покойный, Владыка Хризостом (Мартишкин) - те, да , покаялись.

А Кураев - судя по статье, нет.

Я ещё вот что подумал:

Вот, наверно, те, кто публично покаялись в сотрудничестве с Комитетом: Патриарх Алекий , Владыка Хризостом (Мартишкин) должны были потом сожалеть об этом! Кто ж знал, что ветер переменится, и окажется, что ЧК - это не преступная организация, а сообщество патриотов своей Родины, элита!


Sun, Jul. 19th, 2009, 02:22 pm
[info]dmitry_voronkov@lj

Да я же писал, что в целом разделяю. Частности и крайности порой царапают. Ну, это так, подробности.:)

Sun, Jul. 19th, 2009, 08:50 am
[info]dmitry_voronkov@lj

Кстати, нескольких из тех, кто говорил твёрдое нет и был готов нести крест до конца, я знал. Это очень редкие люди, цвет, соль нации. Их не может быть много. Грешно требовать этого от всех. И Кураев на это, кажется, не претендует. Даже тех, кто сломался, не сужу, вроде Павловского. Они хотя бы пытались, уже за это благодарен. А там - Бог им судия.

Sun, Jul. 19th, 2009, 07:53 am
[info]domohozjayka@lj

Знаете, что меня смущает во всех этих разговорах про ГБ и священников. Никак мое огорчение по этому поводу злорадству людскому удивляться не перестает. И всё видится радостный усатый недоучка-семинарист.

Sun, Jul. 19th, 2009, 08:14 am
[info]tapirr@lj

А я эту тему и не поднимаю никогда. Это впервые (и впоследний раз) надеюсь.

Я сам всегда подчёркиваю, что вербовали ВСЕХ: писателей, врачей, актёров, журналистов, инженеров, служащих, рабочих (наверное). На священниках свет клином не сошёлся.

А насчёт усатого - да, это была его политика - развратить церковь, наполнив её двуликими Янусами, которые в контору пишут пожелания об улучшении противопожарной безопасности, а выглядят, как служители церкви.

Sun, Jul. 19th, 2009, 08:27 am
[info]domohozjayka@lj

Нет, именно сошелся. Именно священников - всех, писателей - почти всех, а вот врачей - мало, служащих - по необходимости, не говоря уж о инженерах и рабочих.
Однако благодати в Церкви всегда будет больше, чем, как вы изволили выразиться, янусов, потому что благодать - Божья. А Бог сильнее.

Sun, Jul. 19th, 2009, 09:52 am
[info]tapirr@lj

---Именно священников - всех, писателей - почти всех, а вот врачей - мало, служащих - по необходимости----

Нет! Это просто чисто фактически не верно!

Вот архиереев - да, они хотели иметь всех в агентах (просто все хиротонии утверждал КГБ). При этом, возможно, не все стучали. И тогда начинались у архиерея проблемы.

А священники - просто даже бывало, что на определённомприходе было известно (поверьте мне): этот стучит, а этот не стучит.

Александр Мень, знаете, не был агентом.

Sun, Jul. 19th, 2009, 10:29 am
[info]domohozjayka@lj

Вы стопроцентно уверены, что никогда Александра Меня не вербовали?! Не давили? Не пытались?
Вернитесь к своему комменту, тогда, может быть, поймете, о чем я пишу.
"Чисто фактически", повторяю, пытались вербовать священников - практически всех. Писателей - почти всех. Круги нарезали, информацию собирали, искали слабые места - на всех. Но иногда бывало понятно, что бесполезно.
Слабых мест нет только у неживого.

Sun, Jul. 19th, 2009, 10:46 am
[info]tapirr@lj

А, с этим я не спорю.

Может, пытались и всех - не все соглашались.

На А. Меня - не только давили. Его подчас изнуряли допросами в ГБ, травили и т.д.

Tue, Nov. 16th, 2010, 04:33 am
(Anonymous)

Благодать Божья -Силу (Святой Дух)должна давать - все перенести? И остаться верным Богу и ближним. Разве нет???

Tue, Nov. 16th, 2010, 04:39 am
(Anonymous)

Нет, именно сошелся. Именно священников - всех, писателей - почти всех, а вот врачей - мало, служащих - по необходимости, не говоря уж о инженерах и рабочих.
Однако благодати в Церкви всегда будет больше, чем, как вы изволили выразиться, янусов, потому что благодать - Божья. А Бог сильнее.
______________________________________________________________________________
На этот комментарий:
Благодать Божья -Силу (Святой Дух)должна давать - все перенести. И остаться верным Богу и ближним. Разве нет???

Sun, Jul. 19th, 2009, 08:24 am
[info]kosmopoliten@lj

Мне все же кажется что сотрудничество формальное, от которого было почти невозможно увильнуть воцерковленным, отличатеся от сотрудничества духовного, к которому прибегали толпы стукачей и осведомителей этой конторы.
Мне А.Кураев не очень то и симпатичен..но я бы не стал его осуждать.Он сам выбрал себе цель- служить Богу и путь его был тернист,хотя может и не так тернист , как у Христа,но всё же.
Машина давления, которая называется государство, в России никогда не имаела моральных тормозов..но не всякий позволял раздавить свое личое "Я" ,даже попадая в её жернова.
Мне кажется Кураев из этих..которых не раздавили.

Sun, Jul. 19th, 2009, 10:58 am
[info]kosmopoliten@lj

Я уже лет 5-6 не читаю его записи..Он мне тоже неприятен.

Mon, Jul. 27th, 2009, 05:23 am
[info]priestal@lj

Да, как видно, он не столько ощущал себя под колесами, сколько в салоне автомобиля. Потому как даже высказывался в таком духе, что теперь понимает, имея в виду развал СССР и его последствия, что настоящий патриот должен был бы верой и правдой сотрудничать с КГБ. Было б неплохо найти точную цитату, конечно...

Mon, Jul. 27th, 2009, 10:22 am
[info]kosmopoliten@lj

Я читал Кураева лет может 5 назад, пока он не встал на позиции " истинного патриота"..
Не думаю, что он принял веру из материальных интересов..но вот сподобился.Сожалеет о том , что не сотрудничал.Печально! Печально что люди считают, что только КГБ и был оплотом государства..а мы так, грязь на дороге в их "светлое будующее".
И такое ощущение у меня, что вся телега обратно "под гору" скатывается..в их " темное прошлое".

Sun, Jul. 19th, 2009, 10:13 am
[info]steba@lj

выступления в Коломенском пединституте зимой 88-го

странно - мне кажется (без фактов и т.п.), - что после 88 года все стало тут иначе (впрочем, зиму можно понимать и январь).

Sun, Jul. 19th, 2009, 10:26 am
[info]tapirr@lj

Да, если январь - то пока всё по старому.

Mon, Jul. 20th, 2009, 02:53 am
[info]prorokenox@lj

Похоже диакон не видит тут ничего предосудительного - дескать все сотрудничали...

Mon, Jul. 20th, 2009, 03:12 am
[info]tapirr@lj

Да, это не раскаяние (сожаления нет).

Это самооправдание.

Mon, Jul. 27th, 2009, 05:13 am
[info]priestal@lj

Обычно так воришки говорят: "Так все ж воруют". Или пьяницы: "Все пьют!".

Mon, Jul. 27th, 2009, 05:02 am
[info]priestal@lj

Например, отец Сергий Гордун, о котором я Вам говорил, тоже прямо отказался от сотрудничества. Кстати, он бывший коллега Кураева - преподавал в МДА.

Mon, Jul. 27th, 2009, 01:43 pm
[info]diak_kuraev@lj

Опять врете. И устного "согласия" на сотрудничество с ГБ я не давал.

Хотите вести дискуссию - пожалуйста. Но научитесь ее вести без тотальной демонизации и дебилизации оппрннента.

Tue, Jul. 28th, 2009, 03:04 am
[info]tapirr@lj

Дискуссию с Вами я вести не собираюсь.
Националисты и расисты в моём журнале права голоса не имеют.

(То, что я отредактировал своё сообщение, означает не то, что я собирался вступать в дискуссию, а то, что признал свою конкретную ошибку - моё утверждение не соответствовало цитируемому материалу. Теперь соответствует)

А врёте на этот раз именно Вы.
Вам не привыкать.

Передайте привет дочери немецкого органиста Кларе Цеткин.