Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет andreurm ([info]andreurm)
@ 2008-04-18 20:52:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Гегель неисчерпаем... (многое умалчивает, с осторожностью)

Г.В.Ф. Гегель. Работы разных лет в 2 тт. - т.2. - М.: Мысль. - 1973
 “Заштопанный чулок лучше, чем разорванный”; не так с самосознанием.

***

 

Круг жизни крестьянки очерчен ее коровами — Лизой, Чернушкой, Пеструшкой и т.д., сынишкой Мартеном и дочкой Уршелью и т.д. Философу так же интимно близки — бесконечность, познание, движение, чувственные законы и т.д. И что для крестьянки ее покойный брат и дядя, то для философа — Платон, Спиноза и т.д. Одно столь же действительно, как другое, но у последнего преимущество вечность.

 ***

“Allgemeine Zeitung” сообщает, что королева, обращаясь в Берлине к мадам де Сталь, сказала: “J'espere, Madame, que Vous nous croyez de trop bon gout, pour n'etre pas flatte de Votre arrivee a Berlin. Il y a longtemps, que je Vous ai admiree, et que j'ai ete impatiente, de faire Votre connoissance”. И здесь обращался дух к духу, а равный с равным, как говорит пословица, охотно сближается.
(“Надеюсь, мадам, что Вы верите, что у нас слишком хороший вкус, чтобы не быть польщенными Вашим прибытием в Берлин. Я уже давно восхищаюсь Вами и с нетерпением жду случая с Вами познакомиться” (фр.)

***

Вреднее всего желание предохранить себя от ошибок. Страх впасть в заблуждение из-за своей активности — удобство и спутник заблуждения, проистекающего от абсолютной пассивности. Так, не впадает в заблуждение из-за активности камень, кроме, например, извести под воздействием воды. Тогда она совершенно выходит из себя, взрывается, переходит в другое состояние, погибает. Не таков человек. Будучи субстанцией, он сохраняется. От этой каменности или каменистости немецкий язык с трудом делает определение из существительного, из вещи, из солидного человека и добропорядочного бюргера, у которого есть жена и дети, от этой твердости и неразмываемости надо отказаться. Истина состоит в оформляемости, а не в инстинктивном aridet [не подходит]. Лишь поняв предмет (а это приходит после обучения), можно встать над ним.

***

Обычный царский путь в философии состоит в том, чтобы при помощи чтения предисловий и рецензий получить приблизительное представление о предмете.



(Добавить комментарий)


[info]kiprian_sh@lj
2008-04-19 01:34 (ссылка)
*у последнего преимущество — вечность*
Многое должно было измениться, прежде чем философы поняли: "Мудрость философа - это мудрость пахаря, идущего вслед за сохой" (Хайдеггер).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

так и знал
[info]andreurm@lj
2008-04-19 06:23 (ссылка)
:)
это была ключевая фраза, на которую нельзя было не откликнуться...
Благодарю. Мысль Хайдеггера повторяет фразу Гегеля о сове Минервы.

Вечность - это вечный поиск собственного (даже особенного) "я" в истине. Справедливо замечает Гегель -

"Не жалующийся больше на Бога, но сознающий свою зависимость человек хочет знать, для чего он здесь. И если он не может добиться ответа, он все же хотел бы знать, почему природа, остановившись с ним на полпути, заставляет его теряться в догадках там, где ему требуется уверенность. Человек — господин своей судьбы и своего назначения. Знание дает ему возможность и способствовать прогрессу морального мира, и задерживать его, и все человечество — от нищего до короля — есть демиург морального мира. Как любая другая вещь в видимом мире, человек следует лишь тем стремлениям, которые в него заложены, с той только разницей, что он один благодаря своей свободной воле и благодаря сознанию, понимающему, что такое добро и зло, подлежит наказанию или награде..."

И еще интересная ремарка, у него же -

"Наука. Вне зависимости от того, обладает ли человек знанием, он может заверять в этом и себя и других. Верно ли это, решает ближайшее окружение и современники, а когда они уже выразили свое одобрение — потомки. Но сознание выросло благодаря образованию, и варварская непроницаемость для понимания растопилась, так что уже через немногие годы можно услышать теперь суд потомства. Приговор философии Канта вынесен уже давно, а философия Вольфа держалась более пятидесяти лет. Еще быстрее приходит оценка исходных позиций философии Фихте, и вскоре будет ясно, в чем суть философии Шеллинга. Приговор над ней будет произнесен совсем скоро, ибо многие уже ее поняли. Но ограниченность этих философий вскрыло не столько доказательство, сколько опыт. Вслепую создавали они себе сонмы последователей, но ткань делалась все тоньше, и в конце концов они неожиданно обнаружили, что она прозрачна, как паутина. Она растаяла, как лед, и проскочила между пальцами, как ртуть, так что они даже не заметили, как это произошло. У них просто больше ее нет, и, если кто заглянет в руку, в которой должна находиться предлагаемая ими мудрость, он не увидит ничего, кроме самой руки, и с насмешкой пойдет прочь. В то время как одни, снедаемые холодом, пытаются еще завернуться в эту ткань, другие пытаются объяснить, в чем дело, исходя из ее нынешнего ничтожества, а не из того, чем она была. И те и другие обманываются. А правда в том, что их привело сюда уже исчезнувшее. Исполняется слово Писания: когда мы молчим, вопиют камни."

(Ответить) (Уровень выше)