andreurm's Journal
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
[Friends]
Below are 7 journal entries, after skipping by the 120 most recent ones recorded in
andreurm's LiveJournal:
[ Next 20 >> ]
| Saturday, March 25th, 2006 | | 10:36 pm |
ирония Вот где христианское отношение, ирония, добродушие и незлобие -
"И того не знал я, что крайне грубо и невежественно давал советы человеку высокоученому! Какое высокоумие! Не вразумиться и народной пословицею: "плешивый, не наклоняйся лбом к барану и не дразни ос", т.е. язык, готовый говорить худо. Правда, что этим не очень еще огорчаюсь, потому что, как слышу, поставлен я наравне со многими, а если будешь жив, то стану и впереди многих; но больше всего для меня горько твое недоверие в том, что делаю это с дружеским расположением. По крайней мере, будь здоров и телом и душой, и впредь, если можно, сдерживай язык; а на этот раз стерпим свою участь."
Свт. Григорий Богослов. Письмо 130 (62) к Евстохию-софисту. | | 10:35 pm |
о ересях Священномученик Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви -
"...Пусть никто не думает, будто добрые могут отделиться от Церкви. Ветер не развевает пшеницы, и буря не исторгает дерева, растущего на твердом корне. Только пустые плевелы уносятся вихрем; только слабые деревья падают от устремления бури. Их-то предает проклятию и поражает апостол Иоанн, говоря: от нас изыдоша, но не беша от нас, аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами (Ин. 2, 19). Ереси происходили и происходят часто оттого, что строптивый ум не имеет в себе мира и посевающее раздор вероломство не держится единства. Господь, сохраняя свободный наш произвол, допускает быть сему, чтобы, через искушение сердец и мыслей наших состязанием об истине, в ясном свете представилась чистой вера достойных.
Об этом предвозвещает Дух Святой через апостола, говоря: подобает и ересем в вас быти, да искусниц явлени бывают в вас (1 Кор. 11, 19). Так испытываются верные и открываются вероломные; так, еще прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных и отделяются плевелы от пшеницы! Отделяются те, которые без божественного распоряжения, самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, без законного посвящения поставляют себя вождями, присваивают себе имя епископа тогда, как никто не дает им епископства. Дух Святой в псалмах называет их сидящими на седалище губителей (Пс. 1, 1), язвой и заразой для веры; людьми, обольщающими посредством змеиных уст, искусными в извращении истины; пагубным языком, изрыгающим смертоносный яд; людьми, которых слово распространяется, как рак (2 Тим. 2, 17), и беседа вливает смертную заразу в сердце каждого.
Против них вопиет Господь, от них удерживает и отклоняет заблуждающийся народ свой, говоря: не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прелщают вас: видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних. Глаголют отвергающим Мя: мир будет вам и всем, иже ходят в похотех своих, и всякому ходящему в строптивости сердца своего рекоша: не приидут на вас злая. Не глаголах к ним и тии пророчествоваху. И аще бы стали в совете Моем, слышаны сотворили бы словеса Моя и отвратили бы людей Моих от пути их лукавого и от начинаний их лукавых [3] (Иер. 23, 16—17; 21—22). Их же описывает и обозначает Господь, говоря: Мене оставиша источника воды живы и ископаша себе кладенцы сокрушены, иже не возмогут воды содержати (Иер. 2, 13). Тогда как, кроме одного, не может быть другого крещения, они думают, что могут крестить. Оставивши источник жизни, они обещают благодать животворной и спасительной воды. Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу. Рожденные от лжи не сподобляются обетовании истины..." | | 10:58 am |
из золота св. Григория Богослова "О чем ты писал, рассуждаю так. Презираемые, мы не огорчаемся, и почитаемые не радуемся. Ибо одного мы достойны, а другое - дело нашего любочестия. Помолись обо мне. Извини за краткость; хотя и коротко это, однако же, без сомнения, длиннее молчания". (65 (36) свт. Григорий Богослов. Письмо к свт. Григорию Нисскому. Творения. 2 т., АСТ. М.2000, с. 555.
Еще раз по поводу любомудрия -
Григорий пишет Сакердоту
"Если ты не чаял для себя никаких неприятностей, когда приступал к любомудренной жизни, то начало было не любомудренное, и я порицаю твоих учителей. Если же ожидал неприятностей, но пока не встретил, то благодарение Богу! А когда встретил, или переноси с терпением, или сделаешься нарушителем своего обета (быть любомудрым. - А)". 204 (215)
"Что не испытано, тому нельзя назначать и цены, а что изведано на самом деле, тому совершенно определяется цена, как золоту в горниле. И если ты достаточно утвердился в философии, то благодарение за сие Богу! А если еще не совершенно, то представляю тебе в пример себя и свое положение. Меня оскорбляли, меня ненавидели; ибо каких не потерпел я бедствий, сколько зависило это от злоумышлявших? А потом избавился я от огорчавших меня, и кто мог оказать мне большее, чем они, благодеяние? Представляя себе это, и ты за искушение воздай благодарением, если не причинившим тебе искушение, то Богу." 205 (215)
А вот Григорий пишет неизвестному -
"Что говоришь? Убеждаю ли тебя этими словами, и ты переменишь предмет изучения, станешь заодно со мной, который некогда был в одном ряду с тобой, а теперь, если позволишь сказать, стал выше тебя? Или должен я напевать тебе гораздо долее? Нет, чудный, не жди этого. Ибо тому, кто имеет у себя большую часть, стыдно не приобрести всего; начало бывает уже половиной целого дела, а где больше половины, там чему другому быть, как не целому? Поэтому, если моих советов достаточно, то прекрасно; ничего больше и не требуется. Если же тебе все еще нужен советник, и притом лучший, и, как Соломон велит тебе пить вино с советом (Притч.31, 41), чтобы не падать от опьянения и головокружения; так и я, изменив немного совет, говорю: с Богом советуйся, и не согрешишь в своих обязанностях." 223 (120)
"Я не таков, чтобы не знать сытости, получая от друзей благодеяния, хотя ты и щедр на благодеяния; [...]" к Македонию, 227 (124)
"...Не останавливайся в философии на том, что уже приобрел, и быть вторым в деле второстепенном не предпочитай первенству в важнейшем. А если в этом и уступим тебе первенство, то не соглашайся иметь превосходство между галками, когда ты в состоянии быть орлом. Долго ли кичиться нам тем, что маловажно и пресмыкается по земле? Долго ли играть с детьми в куклы? И приходить в восторг от рукоплесканий? Прейдем отсюду, станем мужами, бросим грезы, не будем останавливаться на тенях, предоставим другим приятности или, чаще, горести жизни. Пусть над другими издеваются, другими играют и мечут зависть, время и случай, как непостоянство и неправильность всего человеческого.
Прочь от нас, высокие чины, властвование, богатства, блеск, превозношение, падение - эта малостоящая и презренная слава, превозносимый которой терпит больше безславия, нежели осмеянный! Прочь от нас эти детские игрища и лицедейство в этом великом театре! Мы придержимся Слова и взамен всего пожелаем иметь Бога - единое вечное и свойственное нам благо, чтоб заслужить нам одобрение даже здесь за то, что, будучи еще так малы, ищем столь великого, или непременно - там. Поскольку награда добродетели - стать богом, озариться чистейшим светом, созерцаемым в Троичной Единице, от Которой имеем теперь едва ли несколько лучей, то к сему шествуй, в сем преуспевай, окрыляйся мыслью, молись за вечную жизнь. Ни на чем не останавливай своих надежд, пока не достигнешь вожделенной и блаженной вершины. И очень хорошо знаю, похвалишь меня теперь немного, а вскоре несравненно больше, когда увидишь себя в том сотоянии, какое обещаю, и найдешь, что это не пустое блаженство, не вымыслы ума, но сама действительность." К Евдоксию ритору. 135 (63) | | Friday, March 24th, 2006 | | 11:40 am |
возлюбленные святые Велик Господь во святых своих!
Не знаю, за что лично бы я держался, и цеплялся, и поддерживался, и утешался (в конкретике) в жизни - не будь божественных Григория Богослова, Максима Исповедника, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Исаака Сирина (список не обрывается)...
В ранней юности, когда я болтался по немецкой (с французской, и Ламетри даже затесался) философии вперемежку с древнегреческой (и Сократ, и Сенека и др.), были и попытки разобраться в бреде Блаватской (Безант ей фору даст) и Рерих - душа терзалась, не находила покоя, мучилась (муки рождения?).
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. (1-е Коринфянам, 10, 23) Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. (1-е Коринфянам, 6, 12) Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, (К Ефесянам, 6, 11)
Но когда нырнул в свв. Отцов - сердце успокоилось (родилось!), и так хорошо (внутренне) стало. И по сей день. Кстати, (чуть меньше) люблю и Кузанского, и Паскаля (сердце его подкупает).
Вот Григорий Богослов по поводу любомудрия -
"...Особенно же не будет для нас трудно с терпением переносить бедствия, и стать выше многих во время скорби; если размыслим, что обещали мы Богу и на что надеялись, когда вступали в философскую жизнь. Богатства ли? Веселостей ли? Благоденствия ли в сей жизни? Или противного сему: скорбей, злостраданий, тесноты, того, чтобы все переносить, все терпеть в упование на будущие блага? Знаю, что сего, а не первого ожидали мы. Поэтому боюсь, не нарушаем ли заветов своих с Богом, когда одно иметь домогаемся, а на другое надеемся. Не будем же отказываться от своей купли; понесем одно, чтобы сподобиться другого. Нам причинили скорбь ненавистники? А мы соблюдем душу от раболепства перед страстями. Через сие одержим вверх над оскорбившими. [...] Я уверен, что души святых видят дела наши. А паче всего и прежде всего рассудим то, что неуместно как философствовать без нужды, так в страданиях оказываться немудрыми и не служить для других образцом и благодарности в благодушии, и терпения в горе..." (215 (201) Письмо к Фекле.) "Что для нас страшно? Ничто, кроме уклонения от Бога и божественного. А прочее, как Бог управит, так да и будет! Устраивает ли Он дела наши оружии правды десными и милостивыми или шуими (2 Кор.6,7) и тяжкими для нас; причины тому знает Домостроитель жизни нашей. А мы будем бояться единственно того, чтобы не потерпеть чего-либо противного любомудрию. Кормили мы нищих, упражнялись в братолюбии, услаждались псалмопениями пока сие было можно. А если отнята эта возможность, посвятим себя другому роду любомудрия. Благодать не скудна. Изберем уединение, жизнь созерцательную, станем очищать ум божественными видениями; а это, может быть, еще выше, нежели перечисленное прежде. Но мы поступаем не так; как только не удается одно, думаем, что уже лишились всего. Нет, всмотримся не осталось ли для нас еще какой благой надежды. И не допустим, чтобы с нами случилось то же, что бывает с молодыми конями, которые, не свыкнувшись со страхом, свирепеют при всяком шуме и сбрасывают с себя всадников." (203 (213) Письмо к Сакердоту) | | Thursday, March 16th, 2006 | | 6:42 pm |
се ля ви http://snekkar.livejournal.com/19133.html?view=194493#t194493А помните, что было велено написать Ангелу Сардийской церкви?Вот, вот, и я о том же. "знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв". Ведь смотрите, бодрствование не позволяет жить противно повелениям Божьим, равно как и не блюсти чистые (брачные) одежды. Бог, со Своей стороны, дает благодать и помощь в таких случаях. Здесь ВСЕГДА двустороннее сотрудничество: Бог - человек. Плоть должна следовать духу, а не наоборот. Причем, никаких "насилий", гармонизация чувств. Потому как плоть делает еще более тусклым стекло и более гадательным мироощущение (по апостолу). Прорастая в вечности духом - становишься мудрее, и прозрачнее становится мир вещей. Приобретает человек свойства некоего "стороннего наблюдателя" на "аквариум" бытия, в котором происходит ярмарка тщеславия. На подмостках жизни разыгрываются спектакли плоти... Не хотел св. Григорий Богослов быть актером в навязываемых нам ежесекундно сценах мертвецов, стремясь в уединение. Св. Максим Исповедник справедливо сетует, что страсти плоти отравляют дух и делают его рабом тления и суеты. Помните? Григорий говорит, что он не служит своему мешку (т.е. плоти), не угождает чреву (в широком смысле). Да не укорит здесь нас проницательный читатель в платонизме или манихействе или симпатии к стоицизму. Иисус - сладчайший... Душа наполняется радостью, "благоуханием", "сладостью". Впрочем, часто думаю - это ведь не "сладость" как таковая, а подъем души, твердое основание, на котором отдыхаешь, море бальзама, в которое проваливаешься с головой и т.д. А скорби? Да они на каждом шагу вонзают жало в пятку... Делая еще мудрее, когда хватаешь ртом воздух. "Все быстро кружится и переходит, и само себе противоборствует, так что более можно доверять ветру и писанному на воде, нежели благоденствию человеческому, потому что зависть полагает преграду счастью, а милосердие несчастию. И это, по моему рассуждению, премудро и удивительно, потому что скорбь не остается без утешения, а счастье без вразумления...
Смертные человеки, порождение истекшей влаги, ничтожные, вы, которые, живя смертью, надмеваетесь суетным! Долго ли вам, оставаясь игралищем ложных и наяву представляющихся сновидений, и играя ими, блуждать на земле без цели..." (Свт. Григорий Богослов) Кроме того, да, не все мы умрем, но все изменимся :)Разумеется. Кто достойно пройдет земную "епитимью", служа духу, но не чреву... И явится в брачных одеждах, чтобы не ..."связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" Брачные одежды - мощный оформившийся (возросший) дух, как движущий рычаг естества. | | Tuesday, February 28th, 2006 | | 5:11 pm |
краткость = мудрость "Писать лаконически не то, как ты об этом думаешь, - не просто написать немного слогов, но в немногих слогах заключить многое. Так Гомера называю самым кратким писателем, а Антимаха - многословным. А почему? Потому что о длине речи сужу по содержанию, а не по числу букв".
18. (3) свт. Григорий Богослов - к Никовулу. Творения. т.2, АСТ, М. 2000 | | Wednesday, February 1st, 2006 | | 11:12 am |
Мейендорф не прав о.Мейендорф о св. Григорие Богослове пишет - "Григорий был утонченным и интеллигентным молодым человеком... Обладая слабым и несколько капризным характером, он был способен на непоследовательные поступки. Когда в 361 году отец призвал его, чтобы поставить пресвитером, Григорий яростно протестовал. Потом он поддался на уговоры и принял рукоположение, но на следующий же день убежал в горы..."http://apologia.narod.ru/catholic/modern/mosgreg.htmЭто что? Мейендорф пытается показать "реального" Григория, дескать, все мы грешны и слабы? Нет. О.Иоанн не прав. Ни из писем, ни из стихов, ни из Слов св.Григория не может следовать такое умозаключение Мейендорфа. Григорий, в частности, пишет своему другу свт. Василию Великому - 49 (32). Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов (отказ от епископства в Сасимах. - А.), не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело - бездействие. И чтоб знать тебе нечто из моих совершенств, настолько хвалюсь своею беспечностью, что величие духа в этом почитаю законом для всех; и думаю, что, если бы все подражали мне, то не было бы беспокойств Церквам, не терпела бы поруганий вера, которую теперь всякий обращает в оружие своей любви к спорам. ( Творения. т.2, АСТ, М.2000, с.542) |
[ Next 20 >> ]
|