Грэм-Диксон, часть 3 Предсказуемым образом, испанское искусство (Art of Spain, 2008) освещается Бибисями в том же ключе что русское и немецкое. Испанцам припомнили все грехи: кровавую реконкисту, религиозно-этнические чистки, зверства конкистадоров, террор инквизиции, диктатуру Франко. Современный испанец представляется таким же католическим дурачком как современный русский дурачком православным. Под мышкой у дурачка цветастая статуэтка святого. В голове – байки про чудесные исцеления. А направляется он сейчас, конечно, в церковь поцеловать святые мощи. Католическая традиция вдохновляла, согласно, Грэм-Диксону, не только Эль Греко, но также Пикассо и Дали. И даже Буньюэль был, по его мнению, латентным католиком.
Всё это, разумеется, имеет мало общего с реальностью. Испания по факту – секулярная страна европейского образца, с мощнейшей антиклерикальной традицией, возникшей в противовес католическому игу. В Гражданскую войну попов там элементарно расстреливали, и по сей день многие относятся к ним не сильно лучше. То есть католических дурачков тоже, конечно хватает, но по сравнению с США или даже соседней Италией, дела обстоят очень даже цивилизованно.
Возникает вопрос: не является ли дурачком сам Грэм-Диксон? Версия эта слишком проста чтобы быть правдой. Грэм-Диксон – не говорящая кукла. Пробейте по imdb.com. Он и сценарии сам пишет, и продюсирует, если надо. И надо отдать должное – его фильмы интересны. Испанцу или немцу, наверное, так же тошно от его интерпретации испанского или немецкого искусства как мне тошно от его высказываний об искусстве русском. Но, не скрою, из испанской и немецкой частей я почерпнул для себя кое-что новое, как, вероятно, испанцы или немцы почерпнули что-то новое из русской части. Надо иметь в виду что серия делается под британскую аудиторию, имеющую равноскудные представления о всех перечисленных культурах. Но именно среди этой аудитории снобизм в отношении европейских соседей популярен, востребован и идеологически поощряем.
Способность Грэм-Диксона выводить какие угодно ассоциации и выводы из чего угодно внушает даже такому скептику как ваш покорный слуга известный трепет. Такого рода жонглёрство требует живости ума, зоркости к деталям и недюжинной эрудиции. Но вместе с тем – фундаментального презрения к объективной (или хотя бы субъективной) истине. Грэм-Диксон – идеальный искусствовед в понятиях культурной «элиты», всегда находящийся в позе «чего изволите» и готовый развивать по заказу любые нарративы и дискурсы. Проблема в том что релятивизм как интеллектуальная установка не может ограничиваться только одним аспектом реальности. Эстетическая плоскость неизбежно коррелирует с этической, в которой культивирование замшелых национальных стереотипов – это самое безобидное из того что может произойти.