11 апреля 2011 года 13:14 | Андрей Полунин, Павел Пряников Свободная пресса
Запад «сливает» Путина? Бывший глава разведки Монако обвиняет председателя российского правительства в коррупции Роберт Эринджер, бывший советник князя Монако Альбера II по делам безопасности и разведки, выступил с разоблачительными материалами на премьера РФ Владимира Путина. Обвинения строятся на информации разведок Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Сан-Марино и Монако, объединившихся в ассоциацию Columbus Group, а также из оперативных отчетов отдела уголовных расследований Департамента внутренних дел княжества Монако. Об этом сообщает «Новая газета».
В декабре 2010 года Роберт Эринджер заявил, что князь Монако Альбер II в 2007 году был подкуплен тогдашним президентом России Путиным, и потому проголосовал за Сочи как за место проведения зимней Олимпиады в ранге члена МОК. Кроме того, разоблачитель попытался связать Путина с «тамбовскими»: в материалах отдела уголовных расследований полиции Монако в качестве подозреваемых в отмывании денег фигурируют представители «тамбовской» группировки и известные нефтетрейдеры.
Интересно, что Эринджер начал непримиримую борьбу с Путиным ещё в 2008 году, но «Новая газета», принадлежащая банкиру Александру Лебедеву и президенту СССР Михаилу Горбачеву, обратила внимание на монакского силовика только сейчас. Кстати, в заметках на своём сайте Эринджер не скрывает не только знакомства с Горбачёвым, но и своего восхищения им.
Эринджер не стесняется в выражениях, описывая деятельность Путина, иногда даже переходя грань допустимого. Так, Путину он «присвоил» имя «Полоний», а Медведева называет «марионетка Путина».
Ещё в октябре 2008 года Эринджер называл компании, через которые Владимир Путин и его друзья якобы отмывают деньги. В Монако это оффшор Satram, в Лихтенштейне - Horizon International Trading и Petroruss Inc. Именно монакский силовик впервые назвал предполагаемое личное состояние Путина (и только потом эти цифры подхватили российские оппозиционеры и политологи). На осень 2008 года оно, по словам Эринджера, составляло «минимум 15 млрд долларов, максимум – 40 млрд». Эринджер на одном примере показывал, как «ковалось» это состояние. Так, в 2005 году Роман Абрамович продал государству свою нефтяную компанию «Сибнефть», сумма сделки составила 13,1 млрд долларов. «Сам Абрамович получил из этих денег только 4 млрд, остальное поделили Путин (от 1 до 5 млрд долларов), его друзья, а также экс-президент России Борис Ельцин», - утверждает Эринджер.
Монакский силовик убеждает, что вся информация, касающаяся Путина, добыта им через российских и европейских разведчиков, хорошо осведомлённых о «тайных операциях Кремля».
Эринджер уверяет, что был хорошо знаком с последним председателем КГБ Владимиром Крючковым и вообще имел тесные связи с советской внешней разведкой. На своём сайте Эринджер даже приводит фотографию удостоверения, на котором на русском языке написано: «Региональная общественная организация «Ветераны внешней разведки». Роберт Эринджер. Почетный член. №4038». При этом Эринджер не скрывает, что до своего назначения на работу в Монако был агентом американского ФБР.
На примере Эринджера хорошо заметно коллективное мнение западных политологов и спецслужбистов о судьбе Путина. Монакский разведчик приводит слова одного из своих коллег, некого Сэма Вакнина: «Путин теряет свою власть. Его союзники – бывшие члены КГБ и нынешние оперативники ФСБ – уходят от него. Путина в последнее время преследуют экономические неудачи, ухудшение ситуации в области безопасности. Также окружение Путина стало стыдиться его шутовского и нарциссического общественного поведения. Олигархи, долго сохранявшие верность Путину, хеджируют свои ставки – они теперь протягивают свои щупальца на Запад и даже пытаются вступить в сговор с опальными олигархами Березовским и Ходорковским».
Кому и зачем понадобилось копаться в грязном белье Путина, рассуждает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
«СП»: – Евгений Николаевич, о компромате на Путина вспомнили вскоре после визита в Кремль вице-президента США Джозефа Байдена, который, как говорят, дал понять Медведеву, что США ставит именно на него. Запад теперь играет против Путина?</p> – Это, конечно, часть системной работы против Путина. Другое дело, я не уверен, что работа – «за» Медведева. Во мне зреет убеждение, что Медведев в глазах людей, которые ведут борьбу против Путина, воспринимается, скорее, как промежуточная фигура, временная, вроде Керенского.
Насколько я понимаю, сам Дмитрий Анатольевич это тоже осознает. В последнее время оба участника властного тандема посылают негласные сигналы окружению – снизить накал конкуренции. Это показывает, что и Медведев, и Путин не хотят, чтобы их разводили втемную.
«СП»: – Насколько разоблачительные публикации понижают рейтинг Путина на Западе?
– Понижают, но не критически. У Путина и так не очень хороший имидж на Западе. Премьер, правда, предпринял усилия, чтобы этот имидж улучшить, но всякий раз получает ответные удары. Например, был большой проект, условно говоря, «Путин и западные звезды» – встречи премьера с Ларри Кингом, Наоми Кэмпбелл, с созвездием западных знаменитостей на благотворительном концерте в Петербурге. И – раз – ответный удар: а был ли концерт реально благотворительным? В итоге положительный эффект нивелировался.
«СП»: – Вы говорите, для Запада и Медведев – временная фигура. А кого они видят в качестве фигуры постоянной?
– Те, кто играют в эту игру, делают ставку на расчленение России. Возможно, это выглядит конспирологически. Не вся западная элита, конечно, в этом заинтересована. Если брать США, там очень сложные элитные игры, и кто-то с удовольствием сыграл бы с Путиным в качестве партнера. Нельзя поэтому сказать, что Америка – злобный хладнокровный монстр, который только и думает, что уничтожить Россию. Но часть американской элиты, повторюсь, играет в игру «расчленение России». Думаю, это те же самые люди, которые сейчас системно работают против Путина. Показательная вещь в этом смысле – американцы до сих пор не отменили закон от 1959 года о порабощенных нациях. Там упомянуто, в частности, что Россия угнетает казаков и народы Идель-Урала. Это очень важный момент.
«СП»: – Почему?
– Горбачеву, когда он сдавал Германию, Запад на словах обещал не расширять НАТО на Восток. Потом, после расширения Североатлантического блока, мы пытались предъявить претензии, и нас спросили: а где документы, кто вам это обещал?! Надо очень серьезно относиться к документам. Если мы с США сейчас такие друзья, если у нас перезагрузка – давайте внесем поправку в этот закон о порабощенных нациях. Давайте юридически зафиксируем, что американское правительство не считает российскую власть угнетателем.
«СП»: – Все-таки: Запад идеологически различает Медведева и Путина?
– А в чем это различие? Я его не вижу. Если говорить, что Медведев – большой либерал, это неправда. Он, как глава президентской администрации, был одним из архитекторов построенной ныне политической системы. Более того, Дмитрий Анатольевич в последнем своем послании Федеральному собранию сказал, что нынешняя политическая система России практически идеальна – после тех изменений, которые он в нее внес. Речь идет, в частности, о таких нюансах, как введение приставных стульчиков в парламенте для партий, набравших 5% голосов. Это лишь доказывает, что принципиально политика Путина и политика Медведева не различаются.
Другое мнение
Дмитрий Орешкин, политолог:
– Среди политических игроков очень много желающих, чтобы Путин не прошел на второй срок. Они не просто желают, они работают. Отсюда появляются – вдруг – утечки про строительство «дворца Путина» в Прасковеевке на Черном море, отсюда события в Монако. Трудно не вспомнить, как в 1999 году господин Доренко говорил о недвижимости Лужкова в Испании. Все это очень знакомо, все, кто занимается политтехнологиями, это понимают. Население надо мобилизовать, внести ясность: вот этот человек – хороший, а этот – плохой.
У меня нет ощущения, что это делает Запад. Скорее, как всегда, через Запад работают наши собственные интересанты. Так делают и «путинские», и «антипутинские» – чтобы дискредитировать что-то во внутренней политике.
Я не вижу в этом ничего удивительного, и нахожу лишь подтверждение тому, что тандем, видимо, кончился. Хочет того Медведев или нет. Наверное, скоро мы получим в ответ какую-нибудь ассиметричную путинскую штуковину. Возможно, штуковина будет резко ассиметричной – не в смысле наезда на Медведева (это было бы симметрично, а следовательно, не умно), а какой-то агитационный прорыв – скорее всего, во внешней политике. Во внутренней политике особо прорываться некуда. Ну, повысят зарплату бюджетникам, подарят по тысяче рублей пенсионерам – это дела не решает. Чтобы выглядеть королем, этого мало. Нужно, к примеру, снова начать войну с Грузией и быстро победить. Или присоединить Белоруссию. В этом смысле очень интересно то, что происходит с Лукашенко. Его держат на крючке, и я не удивлюсь, если Белоруссия вдруг резко двинется в объятия России – хотя бы визуально, к 2011-2012 году. Все это позволит выйти за пределы инерционного сценария.
Полиция Монако: Путин связан с «тамбовской» группировкой?
Эринджер подал на Альбера II в американский суд еще в 2008 году - через год после того, как его уволили с должности. Формальным поводом для иска стали недоплаченные 40 тысяч евро жалованья (годовой оклад Эринджера составлял около 300 тысяч евро). Значительная часть жалобы Эринджера посвящена и россиянам, замешанным в сомнительной финансовой деятельности. Речь идет об известных бизнесменах, депутатах Госдумы, членах Совета Федерации и правительства, офицерах спецслужб, а также премьер-министр Владимира Путина. Так, Эринджер сообщил в исковом заявлении, что перед поездкой принца Альбера в экспедицию на Северный полюс в 2006 году, после которой он встречался с президентом Путиным в Москве, глава разведслужбы представил своему шефу пять документов о России и Путине. В одном из них сообщалось о компании, расположенной в Монако, под названием Sotrama, которая была связана с тамбовской преступной группировкой из Санкт-Петербурга и лично Путиным. Директором компании являлся Дмитрий Скигин, депортированный в 2000 году из княжества как представитель российского криминалитета. Он возглавлял компании, которые занимались перепродажей нефти. Скигин был связан с Ильей Трабером, имевшим деловые отношения с лидерами тамбовской преступной группировки. Дмитрий Скигин умер в Ницце в 2003 году. Илья Трабер в 90-х годах наряду с Владимиром Кумариным (Барсуковым) считался одним из самых влиятельных «авторитетных» предпринимателей Санкт-Петербурга. Трабер эмигрировал из России в начале 2000-х годов. По данным Эринджера, Sotrama была звеном в сети нефтетрейдерских компаний, созданных российским лидером и его окружением по всей Европе. Целью этой сети было отмывание похищенных из российского бюджета денег путем вложения их в европейскую недвижимость.
По мнению испанского адвоката Пабло Себастьяна, Скигин был знаком с Владимиром Путиным, который будучи председателем Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга регистрировал несколько компаний, принадлежавших Скигину. Впрочем, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил «Новой газете», что Путин не имел отношения ни к компании под названием Sotrama, «ни к созданию сети нефтетрейдерских компаний, где бы то ни было».
http://svpressa.ru/politic/article/41866/
См. также материалы о Владимире Скигине.
|