Из ненаписанного - Есть три эпохи у воспоминаний [entries|archive|friends|userinfo]
Balla Olga

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Есть три эпохи у воспоминаний [Jan. 13th, 2009|12:13 am]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
В результате обмена репликами с [info]green_hairs@lj об отношении к уходящему вообразилось мне, что у отношений с прошлым на протяжении жизни (по крайней мере, насколько я могу об этом судить на материале собственной) случается три этапа. С неизбежными огрублениями, они выглядят примерно вот как.

В начале жизни прошлое в целом, прошлое как таковое, в том числе и собственное, обыкновенно не чувствуется ценным (по меньшей мере – любопытным). В моём случае почему-то было несколько иначе, ума не приложу, почему. Одним из самых сильных, до болезненности, детских чувств, причём совсем ранних, ещё дошкольных, было острейшее и беспричинное сожаление о том, что «этого больше не будет». Даже не чего-то моего или со мной связанного, что было бы ещё понятно, а – вот этого осеннего дерева, вот так падающего света, вот этого стечения обстоятельств и сложения предметов, вот этого места, в которое я больше не вернусь – неважно, что у меня с ним ничего не связано, но не вернусь же никогда! Однако такое бывало, скорее, приступами. А в целом жизнь чувствовалась как некое «всегда», к самым существенным чертам которого принадлежала глубинная неизменность. Да, было жаль преходящего, этих эфемерных, хрупких чешуек на надёжном хребте бытия, но само-то бытие было, разумеется, незыблемым.

Во всяком случае, начальную эпоху жизни я заканчиваю – и начинаю следующую - там, где появляется систематическая, душеобразующая тоска по прошлому - прошлому как таковому, всему-подряд, в целом и в мелочах (каждая из которых, мнится, имеет самое существенное отношение к целому) уже за то, что оно было и больше не будет, - и начинается систематическое же его открытие, восстановление и удержание. У меня переход от первой эпохи к следующей занял примерно лет семь – с семнадцати до двадцати четырёх (когда я, вдруг обожжённая осознанием невозвратности и особенности детства, начала писать о нём воспоминания, зная, что и такого восприятия ушедшего, как сейчас, у меня тоже никогда больше не будет). На протяжении всей следующей эпохи исчезающее хочется сохранять (в острых случаях, к которым смело могу причислить собственный – всё, вплоть до автобусных билетов: не всех подряд, конечно, но образчиков – потому что в них время). Весь этот период – в молодости сильнее всего, потом мягче, но всё-таки тоже – мучает чувство, что непременно что-то надо делать с уходящим временем и с собой в нём, и ни за что нельзя при этом ошибаться, нельзя растрачивать себя на случайное, неважное, ложное: всё сделанное – как и несделанное - «затвердеет» и потом будет управлять нами. Я бы назвала эту часть жизни «временем несвободы от времени».

А потом кончается и это – наступает другая эпоха.

И в этой эпохе мы прошлое от себя начинаем отпускать. От него (а потихоньку и от себя) хочется освобождаться. Это начинает происходить, по моим наблюдениям, примерно в начале «сороковых» годов. Ослабевает «сохранятельский» зуд. Уже не хочется записывать дни, какими они были, просто ради того, чтобы хоть так сохранять их живыми (а я этим стала заниматься очень рано: прекрасно помню, как в шестом классе убила целый урок геометрии, подробно описывая – с другой стороны тетради - то, как за окном тёмное зимнее утро становилось днём. Это казалось жгуче-важным. Кстати, я по сей день жалею о том, что ту тетрадку меня как-то угораздило выбросить вместе с другими: очень любопытно было бы перечитать. Эпоха ничего-не-выбрасывания в отношении исписанных бумажек наступила заметно позже). Может быть, потому, что ослабевает связь между прошлым и нами? Отчасти, скорее всего, и так. Но отчасти и потому, что эта связь делается другой.

Отпускание прошлого и его деталей сопровождается ещё и чувством, что всё исчезающее всё равно в некотором смысле никуда не исчезает: хоть бы уже потому, что оно оставляет в нас след, и этого не только предостаточно, но даже и избыточно. Deus, как водится, conservat omnia.

Я бы сказала, третья эпоха отношений с прошлым характеризуется тем, что, отпуская его от себя, не цепляясь за него, мы тем не менее чувствуем, что вот оно всё здесь – рядом. Стоит цельным куском. Что всё преходящее и уходящее проходит только затем, чтобы остаться.

Может быть, потом будет ещё и четвёртая эпоха. Никак не исключаю.
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]tarusai@lj
Date:January 13th, 2009 - 05:02 am
(Link)
великолепно и очень точно (особенно про *в острых случаях..*))

вполне возможно что после этой 3й эпохи - развилка: выбор направления четвертой? например у меня это уничтожение всяческих следов собственного бытия - наследила я достаточно приходится прибираться))

допускаю что люди которым что называется *есть что сказать* напротив наконец усаживаются за толстенные тома воспоминаний и мемуаров когда *бесценные чешуйки с хребта бытия* обильно сдобренные слезами уже сегодняшнего возраста и сегодняшней начинающейся катаракты становятся драгоценностью - памятником утраченному времени

книгой..- в земной или райской библиотеке :)
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:January 13th, 2009 - 01:33 pm
(Link)
:-) Да, у меня уж и то случались приступы "четвёртого" состояния, понятого как желание уничтожать свои следы: раздавать собранные книги, например, совокупность которых составляет слепок с моей драгоценной индивидуальности; иногда даже на всякое написанное рука поднималась, но всякий раз потом было неизменно жалко. Наверно, не дозрела ещё до четвёртого состояния! :-)

А воспоминания надо было, наверно, всё-таки во "вторую" эпоху писать (несмотря на то, что жизнь ещё как бы не состоялась вполне), когда всё прожитое чувствовалось ценным до мелочей. А когда пуповина между тобой и жизнью начинает потихоньку перетираться - уже не так и хочется всё это сохранять.

В "четвёртую" - лучше уж опус магнум, в котором не было бы ничего явно-личного, а только некоторая формульная сумма прожитого с некоторой претензией хоть на какую-то на общезначимость. Если уж что-то писать вообще.
[User Picture]
From:[info]tarusai@lj
Date:January 13th, 2009 - 01:58 pm

формульная сумма прожитого

(Link)
ну да: вполне образец *Вторая книга* Н.Я.Мандельштам.
(я тут полистала *Третью* - и както грустно стало... хотя возможно (и скорее)) это моя проблема, уж не Н.Я.!)

Вы абсолютно точны в формулировках: в этом 4 состоянии на этой развилке до выбора действительно надо *дозреть*! и тогда уж точно: или выкинуь все скопленное и понаписанное все эти билетики фантики записочки ежедневники о письмах и не говорю стихи открытки театральные программки и т.д. - вполне так сказать ритуально уничтожить (костер в саду - прекрасный выбор - юрий казаков выбрал именно его))
или уж - всем этим архивом обвязавшись как понятно кто - наконец родить свою книгу или быть ею взорваным..

хм. получается - главное как всегда сделать правильный выбор на перепутье :)



[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:January 13th, 2009 - 05:04 pm

Re: формульная сумма прожитого

(Link)
Я думаю, что внутренняя склонность на этом самом перепутье нас сама подтолкнёт - куда органичнее пойти :-) "Своё" и "не своё" к тому возрасту, думаю, будет различаться уже очень отчётливо. Так что я пока и не беспокоюсь :-)
[User Picture]
From:[info]tarusai@lj
Date:January 14th, 2009 - 03:36 am

Re: будет различаться уже очень отчётливо

(Link)
Да будет так! :)
[User Picture]
From:[info]bigstonedragon@lj
Date:January 14th, 2009 - 03:20 pm
(Link)
>>Одним из самых сильных, до болезненности, детских чувств, причём совсем ранних, ещё дошкольных, было острейшее и беспричинное сожаление о том, что «этого больше не будет».
Удивительно, как перекликаются эти слова с тем, что я писал о своих детских воспоминаниях – об остром чувстве «однократности бытия», которое, собственно, и запомнилось из детства больше всего!

>>…там, где появляется систематическая, душеобразующая тоска по прошлому…
А это вот я называю «ностальгией». Тоже было, тоже проходили… Я вот даже запомнил момент, когда вдруг впервые ощутил это чувство – когда то ли на первом, то ли на втором курсе универа, когда вдруг день выдался свободным, решил съездить посмотреть на тот район, где прошло моё детство (а мы поменяли очень много адресов в Петербурге (Ленинграде), пытаясь – и небезуспешно, благодаря талантам моей матери! - улучшить жилищные условия), приехал, увидел -- и сердце вдруг сжалось от такой сладкой, щемящей тоски, что дух перехватило… И больно, и сладко… Пожалуй, лучше всего это у Набокова в стихе выражено (и в очень ИМХО адекватной песне Градского на его стих) – «Отвяжись, я тебя умоляю!
Вечер страшен, гул жизни затих.
Я беспомощен. Я умираю
от слепых наплываний твоих…»
А потом вдруг всё кончилось. Очень быстро, так, будто и не начиналось. Буквально через год решил вновь пережить неповторимое ощущение сладкой ностальгии – и не смог… И район тот оказался весь уже изломан и перестроен… Вот так вот вдруг…
С тех пор больше так и не удалось ностальгию вернуть…

>>Может быть, потом будет ещё и четвёртая эпоха. Никак не исключаю.
А четвёртая эпоха – это время, когда на всё происшедшее начинаешь смотреть, словно со стороны. Словно было вот это всё, интересное и важное, но было --- не с тобой! И начинаешь писать мемуары, словно роман о случайно повстречавшемся человеке, раскрывшем вдруг ни с того ни с сего тебе свою душу.
Это ощущение очень точно ИМХО описал Питер Дэвид в своём романе «Легионы огня» (http://bigstonedragon.livejournal.com/73720.html); может, и мне тоже, как и Рему Ланасу, злокозненные Дракхи уже дремотника подсадили? ;-)

[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:January 14th, 2009 - 07:14 pm
(Link)
Да, я читала у Вас об "однократности бытия", очень мне понравился этот оборот :-) А у меня такое чувство, хотя так и не называвшееся, много-много раз бывало. И до сих пор бывает, только уже без той катастрофической остроты.

А ностальгия возвращается, голубушка, без неё никак. Не умеет совсем перестать быть острой, разве чуть-чуть смягчается, поскольку с возрастом у человека вообще (слава Богу!) нарастают защитные механизмы.

Вот, вот, со стороны, - похоже, что-то происходит и такое - уже :-) Я как-то уже ловила себя на том, что, например, совершенно извне, "как души смотрят с высоты на ими брошенное тело" - смотрю на собственное детсадовское детство, и даже на ранне-школьное понемногу начинаю - и пока ещё этому немного удивляюсь. Но эдакое медленное освобождение явно началось.

А вот "Легионов огня" не читала. СтОит?
:-)
[User Picture]
From:[info]bigstonedragon@lj
Date:January 14th, 2009 - 11:24 pm
(Link)
Конечно, стОит!
Я предлагаю с послесловия начать - я там кратко, но эмоционально излагаю свой взгляд на проблематику романа и даю его оценку. Оно вот здесь выложено - http://bigstonedragon.livejournal.com/140950.html. И дальше, если понравится, - вот зесь оглавлние: http://bigstonedragon.livejournal.com/141226.html