Из ненаписанного - Из выписок [entries|archive|friends|userinfo]
Balla Olga

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Из выписок [Mar. 10th, 2009|09:19 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
[info]argrig@lj о несовпадении человека с самим собой.

Вот и мне издавна кажется очень утешающей и поддерживающей (если вообще что-то мне кажется таким - а кажется очень немногое) та мысль, что человек всегда, в принципе не совпадает с самим собой-фактическим, а если совпадает, то лишь моментами. Что он (значит, и я) всегда может быть другим и всегда в какой-то степени является не-собой. Что он (значит, и я) не то чтобы "опережает" всегда сумму своих фактичностей (запросто может и отставать - я, похоже, делаю это на каждом шагу), но способен взглянуть на все эти фактичности и их сумму - извне, не отождествляться с ними хотя бы как осознающий ум - и тем самым быть от них свободным. Тем самым мы в известной мере свободны даже от собственной смерти, поскольку можем осознавать её и придавать ей те или иные значения. Способность придавать (и отнимать) значения - великая сила, может быть, самая большая из человеческих сил.

И, наконец, не-совпадение с собой - это просто глоток воздуха. Помимо всяких значений.
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]tupitochka@lj
Date:March 10th, 2009 - 02:39 pm
(Link)
угу - и "половинками" такие люди не бывают.
и насчёт смертиверно (и не только своей)
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:March 10th, 2009 - 03:23 pm
(Link)
А половинками никто и не бывает: все мы целые :-)
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:March 10th, 2009 - 03:25 pm
(Link)
Да, я вот вычитала в "Чайной книге" Макса Фрая, как герой одного рассказа сказал об умершей женщине, которую он любил: "Она давала мне смысл жизни, а теперь дала смысл смерти". Буду помнить.
[User Picture]
From:[info]tupitochka@lj
Date:March 10th, 2009 - 03:43 pm
(Link)
в этот день - 11.III - это звучит особенно символично (для меня, вам знать не обязательно)
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:March 10th, 2009 - 03:45 pm
(Link)
Я понимаю. И сочувствую - тому, о чём не знаю. А мне есть кого вспомнить 12-го марта.
From:[info]v_ersilov@lj
Date:March 10th, 2009 - 07:06 pm

непопадание в себя

(Link)
Осознание этого факта поначалу радует, как всякое почти осознание. Ведь обнаруженный зазор -- достижение "осознающего ума", в определённом смысле "свобода от".
Затем этот факт "тянет" за собой понимание других реалий. Наличие зазора, оказывается, является причиной неудачных действий. Я себя то переоцениваю, то недооцениваю ("не попадаю в себя"). Поэтому не могу толком планировать и прогнозировать. "Попадание в себя" становится жизненно важным вопросом. Его решение открывает путь к "свободе для".
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:March 10th, 2009 - 07:38 pm

Re: непопадание в себя

(Link)
Всегда ли только неудачу обещает зазор? Можно ведь и "вытягивать" себя опережением. Точное совпадение с собой-данным, в сущности, тавтологично. Ну, я=я, и дальше чего? А вот область несовпадений, размытых границ очень, напротив того, эвристична. За возможность всяких интересных находок вполне можно заплатить и возможностью неудачи.
From:[info]v_ersilov@lj
Date:March 10th, 2009 - 08:00 pm

Re: непопадание в себя

(Link)
Непопадание в себя означает вообще-то незнание себя.
А "я=я", если не абстракция, указывает на наличие адекватного понимания мира. Это же "акме", гоняясь за которым многие сбили ноги и свихнули мозги. Так что, чем ближе мне "Я и Мир", тем больше творчества и "веселия жизни".
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:March 10th, 2009 - 08:11 pm

Re: непопадание в себя

(Link)
Неполное знание себя - вещь, по моему разумению, вполне естественная: всяких бесконечностей тут хватает. А возможно ли "адекватное" понимание мира, я, честно сказать, не уверена; мне ближе чувство, что мир всякое наше понимание превосходит, а мы только ощупываем небольшую освещённую площадку перед собой. Но это не отменяет никак ни творчества, ни тем паче веселия жизни. Честное слово! :-)
From:[info]v_ersilov@lj
Date:March 10th, 2009 - 08:59 pm

Re: непопадание в себя

(Link)
Да, новое знание -- это и новая дверь в неизведанное.
Тем не менее размер освещённой площадки перед собой человек задаёт сам. И возможность "добавить освещённости" у него имеется.
Меня удручает "скромность" соотечественников. Будто энергетика (психолог скажет: мотивация) для масштабного действия покинула нас. Как раз тогда, когда это действие стало возможным. (Мысли глобально, действуй локально!).
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:March 11th, 2009 - 05:43 pm

Re: непопадание в себя

(Link)
Я не очень поняла, признаться, про соотечественников (к какой области относится их скромность? К области духовных практик, что-ли?) и про то, какое действие стало возможным теперь и было невозможно когда-то раньше (когда?)
From:[info]v_ersilov@lj
Date:March 11th, 2009 - 06:53 pm

Re: непопадание в себя

(Link)
Попадание в себя достигается через индивидуальное самоопределение (по Маслоу -- через самоактуализацию и самореализацию). Можно его назвать духовной практикой, поскольку предполагается развитие мыслительных способностей. Доступность знаний и средств саморазвития (я предпочитаю этот термин) стремительно возрастает.
Нельзя сказать, что у нас об этом молчат, но достижения весьма "скромные".
[User Picture]
From:[info]tupitochka@lj
Date:March 11th, 2009 - 10:33 am

я=я

(Link)
я не гонялся, оно само приползло. правда, давно это было...
изучая и понимая мир - отделяешься от него и разделяешь на части. отождествляясь же - понимаешь больше чем можешь.
From:[info]v_ersilov@lj
Date:March 11th, 2009 - 04:37 pm

Re: я=я

(Link)
Да, почти никто не может сказать (вспомнить), когда к нему "приползло" самосознание (разум).
Модель понимания в первом приближении состоит из двух видов деятельности:
1) анализ-синтез, интуиция -- выработка гипотезы о новом действии ("добавление освещённости" в свой фонарик для освоения жизненного пространства -- см. комментарии чуть выше);
2) использование-проверка полученного знания-гипотезы.
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:March 11th, 2009 - 06:19 pm

Re: я=я

(Link)
Да, мысль о том, что отождествляясь - понимаешь (притом иной раз больше, чем тебе самому по силам) - мне очень близка.
[User Picture]
From:[info]farraige@lj
Date:March 10th, 2009 - 08:46 pm
(Link)
а я в этом вижу повод для тревожных мыслей, дрожжи для развития неврозов даже.
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:March 11th, 2009 - 03:55 am
(Link)
О, невроз такая штука, что разовьётся на любой почве, был бы повод :-(
From:[info]literator_r_r@lj
Date:March 11th, 2009 - 09:13 am
(Link)
Мысль, в самом деле, привлекательная, поскольку выставляет нас в лучшем свете в собственных же глазах: могу быть каким угодно неудачником, люди в мою сторону не смотрят или смотрят косо, гады, сам двух слов связать не могу... но в душе-то знаю, что потенциал ого-го какой!..:)

Впрочем, это и не шутка даже, а так и есть: не может быть объективным ни мнение других обо мне, ни моё собственное о себе же. Вероятно, правда где-то на пересечении этих отношений, а ещё вероятнее - она вообще не дана раз и навсегда, а создаётся нами в каждый момент жизни. То есть, как ни банально звучит, но всё в наших руках. Извините за выражение:)

А насчёт свободы по отношению к смерти – так это до поры до времени, в добром здравии и с хорошим настроением. Как говорил один персонаж, «вот и возьмись её отрицать, когда она сама тебя отрицает», - а сам р-раз и ненароком скальпелем по пальцу… точнее, сначала по пальцу, а потом уже сказал. Другое дело, что постоянно пытаемся обставить смерть какими-то фанерными декорациями. [Важно поправляя очки] Типа как у Хайдеггера: дескать, животное околевает, потому что не имеет чувства смерти, а человек именно умирает – в течении всей жизни чувствуя приближение смерти. [Снимая очки и ероша волосы] Хотя что толку придавать значения тому, о чём мы вообще ничего не знаем? Пятигорский отказывает в праве на существование философии языка, дескать «масло масляное»… но язык всё же связан с жизнью, а вот как возможна «философия смерти»? Что тут можно сказать, не имея никаких оснований рассуждать… Только «свету ли провалиться или мне чаю не пить».
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:March 11th, 2009 - 06:22 pm
(Link)
А почему бы и не выставиться в лучшем свете в собственных глазах? Защитный механизм не хуже прочих. Ведь потенциал и в самом деле у каждого из нас скорее всего больше, чем то, что мы осуществили. Хорошо бы об этом вспоминать, да подеятельнее.

В "объективности" же мне давным-давно подозревается нечто нечеловеческое...

О, в дурном здравии и настроении мы, может быть, и того свободнее по отношению к смерти, ибо и то и другое способно быть до того дурным, что человек сам готов пойти ей навстречу.