Из ненаписанного - Открыть окно - что жилы отворить [entries|archive|friends|userinfo]
Balla Olga

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Открыть окно - что жилы отворить [Apr. 26th, 2009|01:02 am]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Солнце кричит криком, распирает мир, который его уже не вмещает. Большая Истерика весны. Великое её Отчаяние.

Каждую Божью весну мне стыдно перед этой весной, перед этим солнцем, сиянием, ликованием, цветением (и заодно, конечно, перед своей недоосуществлённой, недосбывшейся человеческой сущностью) за то, что я, вечно занятая, обязанная и виноватая, не могу прожить всё это в полном объёме. Не могу радоваться ей, шататься по улицам, участвовать в мире своим простым физическим присутствием на этих улицах, потому что должна сидеть и работать. Для меня – не в том главная беда, что я недополучаю каких-то удовольствий. Беда в том, что я чувствую в этом тоже своего рода недовыполнение долга: человек «должен» эти удовольствия получать, должен быть распрямлённым, свободным и радостным – чтобы быть вполне человеком. Должен радоваться, даже если не хочется, даже если не получается, даже если типовые источники радости никакой радости ни фига не вызывают: значит, надо пойти и заставить себя, пойти и добиться. Должен, так сказать, отработать программу: программу смелости, программу свободы, программу беззаботности (без смелости – базового условия – эти вещи, конечно, никак не получаются). А если нет – ну тогда недочеловек, человек второго сорта. Особенно трудно – отрочески, я бы сказала, трудно и мучительно – там, где включается (а оно включается) сравнение себя с другими: «А вот у других получается. Они могут, а ты нет. Они живут, а ты не вполне. Они люди, а ты не совсем.»

Не походила по улицам, особенно в так называемый выходной – не заплатила налога бытию: налога участием на своё существование. Не говоря уж о том, что и сама не вполне состоялась. «Состояться» ж, как гласит коренной предрассудок, можно только, когда как можно больше всего отдаёшь. Хотя бы в форме простого присутствия и участия. Или – той же радости: это большааааая форма!

Душа, не вмещающая чистой, беспримесной, избыточной радости (ведь к ней же, к ней призывает нас апрель?!) – мелка. Душа, избегающая неистовства и безудержности – ничтожна.

Но у «отдачи» есть множество неравноценных, иерархически организованных форм, из которых работа, конечно, первейшая. Поэтому приходится жертвовать одной формой самоотдачи в пользу другой.

Эх, мы даны самим себе затем, чтобы себя растратить. Собираем себя единственно затем, чтобы себя растратить.

Излишне говорить о том, что я сама себе устроила такую жизнь и перестала бы себе доверять, если бы устроила её иначе. Ту же весну мне непременно надо видеть сквозь узкую щель между упорно выполняемыми обязанностями – иначе, мнится, она слишком крупна и ярка, слишком режет глаза, иначе я вообще не знаю, что с ней делать. Если я не шатаюсь по улицам, не глотаю жизнь большими глотками – мне стыдно перед весной и жизнью. Если я не работаю день и ночь напролёт – мне стыдно перед работой, перед людьми, с которыми я связана обязательствами (мне реально кажется, что какая-то часть мира держится на моих усилиях, что она пропадёт, рухнет, если я не буду эти усилия прикладывать) – и в конечном счёте опять перед жизнью, которой я не отработала, которой недодала усилий.

Штука в том, что я эту вину того или иного сорта, похоже, устраиваю себе нарочно. Это – не только запускание обязательного ради адреналина и острых ощущений (простой и доступный вид повседневной опасности, обыденного экстрима), хотя и это тоже. Вина – необходимый фермент моего самосознания и самочувствия, я без неё не могу быть самой собой – я без неё не отбрасываю тени, не притягиваюсь к земле, не отражаюсь в зеркале.
LinkLeave a comment

Comments:
From:[info]maruty@lj
Date:April 25th, 2009 - 04:50 pm
(Link)
Это очень, очень, очень созвучно. Мы и вправду одним воздухом дышим!!!!
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 25th, 2009 - 10:23 pm
(Link)
Надо же, как удивительно! А мне упорно чувствуется, будто "я одна такая неправильная" :-)))) Но раз не одна, значит, не всё так плохо!
From:[info]grymzastar@lj
Date:April 25th, 2009 - 05:13 pm
(Link)
А я - шаталась и глотала! Вот!)))
Выползли сегодня, как тролли из подземелья - зеленые, страшные (особенно я) и болтались по паркам. На месяц весна опоздала - по ощущениям - самое начало апреля, нет еще Истерики, Йетти!)) Только раскачивается - если сделаешь над собой усилие (и затолкаешь свою вину поглубже - потом всласть помучаешься)) - еще успеешь))
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 25th, 2009 - 10:22 pm
(Link)
А под Истерикой весны я разумела всего лишь избыток яркого солнца! :-))) А не какие-то свои раздирания :-)
From:[info]grymzastar@lj
Date:April 26th, 2009 - 05:54 am
(Link)
Да я так и поняла)) По моим ощущениям избытка-то еще и нет! Вот сегодня - пожалуй!))
From:[info]grymzastar@lj
Date:April 25th, 2009 - 05:16 pm
(Link)
Да, и еще. Мне кажется, что базовое условие - это как раз внутренняя свобода. Смелость к ней прилагается в обязательную "нагрузку" - как в советских "заказах" - морская капуста к венгерской баночной ветчине))
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 25th, 2009 - 10:15 pm
(Link)
Это правда; вот мне её и недостаёт, - но она, по-моему, вообще высший пилотаж!
From:[info]grymzastar@lj
Date:April 26th, 2009 - 05:56 am
(Link)
С моей точки зрения, внутренняя свобода и перманентное чувство вины (да еще и ревностно культивируемое) - не смешиваются в одном сосуде)) Как вода и масло.
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 08:22 am
(Link)
Точно, не смешиваются. Даже отторгают друг друга :-(
From:[info]grymzastar@lj
Date:April 25th, 2009 - 06:31 pm
(Link)
Дам тебе ссылку на пост - немного парадоксально, но перекликается с твоим
http://neivid.livejournal.com/251343.html
И вообще, мне кажется, этот журнал будет тебе интересен. По-моему, у тебя его в ленте нет.
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 25th, 2009 - 10:21 pm
(Link)
Спасибо! Да, neivid'а у меня нет во френдленте (а у неё аж 9 тыщ с лишним читателей, ого-гооооо!). Самое интересное для меня там - то, что она пишет об Израиле, я очень неравнодушна ко всяким еврейским делам. Соображения же насчёт бессмертия души не очень меня убедили, признаться; хотя в самой мысли о желании ускоренно вырасти в год, остающийся до смерти - то есть спрессованно прожить недожитое - что-то, пожалуй, есть. Но вот бессмертие души и её перевоплощения плохо укладываются в мою голову.
From:[info]grymzastar@lj
Date:April 26th, 2009 - 05:52 am
(Link)
Она вообще очень хорошо пишет - для меня ее тексты, в первую очередь, общечеловеческие, наднациональные.
А насчет бессмертия души она как раз ничего не утверждает - рассматривает как один из 2х вариантов: да-нет - и возможную мотивацию в каждом из этих случаев.
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 08:20 am
(Link)
Понятно, что общечеловеческие! :-) Просто мне интересно, как они там в Израиле живут.

Понимаю и то, что не утверждает. Но мне посюсторонняя мотивация всяко внятнее.
From:[info]grymzastar@lj
Date:April 26th, 2009 - 10:15 am
(Link)
Могу тебе еще один "израильский" журнал предложить)) И тоже врачебный: doctor_alik, посмотри у меня в профиле, если интересно))

Да и мне, естественно, тоже, как я есть закоренелый и нераскаявшийся атеист-материалист)) Меня даже не эта часть заинересовала, а размышления о частном времени в контексте всеобщего.
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 11:59 am
(Link)
С Доктором Аликом мы как-то переговаривались - помнится, мы с ним нашли большое согласие по вопросу о способах употребления колбасы! :-)))
From:[info]grymzastar@lj
Date:April 26th, 2009 - 12:18 pm
(Link)
Точно-точно, я забыла)) Не заглядывала к нему? Его врачебные "Записки" - очень-очень))
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 01:08 pm
(Link)
Заглядывала, он мудрый дядька и хорошо пишет. Буду к нему безусловно иногда заглядывать - френдлента-то у меня агромадная, и прочитывать-то как следует не успеваю. Я уж теперь френжу, когда действительно что-нибудь прямо совсем сильно цепляет.
From:[info]grymzastar@lj
Date:April 26th, 2009 - 01:31 pm
(Link)
Да уж, не знаю, как ты со своими сотнями справляешься))
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 01:36 pm
(Link)
А я набегами - время от времени! А ещё можно по группам читать.
[User Picture]
From:[info]olga_tair@lj
Date:April 25th, 2009 - 10:13 pm
(Link)
интересно, тчо такое ежедневный экстрим? написание текстов? ;-)
или все-таки их публикация?
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 25th, 2009 - 10:14 pm
(Link)
Ежедневный экстрим - это когда аврал и дэдлайны со всех сторон! :-)

А публикация - это уже само по себе, это от меня не зависит!
[User Picture]
From:[info]cambala@lj
Date:April 25th, 2009 - 10:36 pm
(Link)
оч. узнаваемо. у меня тоже - чувство вины - когда гуляю, то почему я не за компьютером. и наоборот.
истерическое солнце я не люблю. поэтому у меня любимое время - утро. рассвет.
вот сегодня взяла собачку на поводок - и с пяти до шести. без собачки как-то непонятно, почему это тётка по улицам бродит.
ой, сколько всего у нас цветёт! и пахнет! а теперь всё ещё утро. но можно уже и поработать.
а вы гуляйте, гуляйте - а то весна, она скоропреходяща.
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 11:54 am
(Link)
:-) Эх! да ведь и работа скоропреходяща! Не сделаешь её - а она актуальность и утратит, а меня возьмут да и перестанут принимать всерьёз! (Вот весна - никогда не перестанет! Сколько ею ни пренебрегай, она всё равно вернётся - точно такая же, как прежде и как ни в чём не бывало! :-))
From:[info]alexjourba@lj
Date:April 25th, 2009 - 10:58 pm
(Link)
Не знаю, имхо, никто не умрет если какой-то дедлайн не будет соблюден. Нехорошо, конечно, это - но не смертельно (к тому же заказчики всегда выставляют дедлайны на 1-2 недели раньше того срока, когда им что-то реально нужно - проверял сам неоднократно). Так что если хочется погулять - то можно спокойно пойти и погулять, это настолько нормально, что нет ничего нормальнее этого!
А вот "приковвывать себя цепью к компьютеру" когда за окном солнце и свежая зелень - это, имхо, некоторый изврат...насилие над человеческим, насилие сознания над бессознательным...
Впрочем, это известная болезнь, однако.
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 11:55 am
(Link)
Не, нельзя, людей подведу :-((( Ради важной цели не грех себя и понасиловать. Главное - других не насиловать, а себя можно! :-)
From:[info]alexjourba@lj
Date:April 26th, 2009 - 12:09 pm
(Link)
Есть такое дело, да...за мной грешок уже копится :(
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 12:11 pm
(Link)
Ну вот и за мной гроздь грехов, - не успеваю общипывать!! :-)))
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 11:56 am
(Link)
...да и неспокойно будет. Всё-таки по-настоящему хорошо гуляется тогда, когда нет чувства вины, убегания от обязанностей и "ворованного воздуха". А это ышшшо заслужить надо!
:-)
[User Picture]
From:[info]nikoljja@lj
Date:April 25th, 2009 - 11:40 pm
(Link)
Я пытаюсь совмещать. Пройтись домой ножками (да чуть дольше, но зато вроде весна мимо не совсем прошла). В обеденный перерыв попу от стула и себя от компа оторвать и дойти до кафе на соседней улице, а не до офисного подвала-столовой. Сейчас потеплее еще станет, можно будет ноут в лапы и в парк... поработать :-)
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 11:58 am
(Link)
Ах, какой юзерпик прекрасный! :-)))

А у меня так не получается, потому что вся работа в основном дома: ни тебе законного обеденного перерыва (всё - за компом!), ни даже - за исключением двух дней в неделю - дороги на работу и обратно. В этом есть своя прелесть, и много. но вот внешний мир при этом сильно теряется!
:-)
[User Picture]
From:[info]lady_vi@lj
Date:April 26th, 2009 - 01:19 am
(Link)
это точно
[User Picture]
From:[info]zenzinich@lj
Date:April 26th, 2009 - 03:16 am
(Link)
очень похожие ощущения, особенно в том, что касается вины перед работой
[User Picture]
From:[info]da_fortochka@lj
Date:April 26th, 2009 - 03:20 am
(Link)
Ой как же похоже на меня-в-последние-несколько-лет... Но, знаете, в этом году я почувствовала, что у меня это уже болезнь. Которая вытягивает силы уже не только у меня, но замахивается и на моих близких. Теперь пытаюсь снова научиться просто радоваться жизни. Никогда бы не подумала, что в двадцать три года это так трудно:) Но уже поняла, что это стОит приложенных усилий:) Жизнь дарит нам столько непритязательной радости, она изо всех старается нам ее подарить, вопреки всем нашим условностям и даже вопреки нашим преступлениям против этой радости, - все равно дарит, так почему же мы должны эту радость игнорировать?:) Для меня сейчас неожиданный урок в том, что умение радоваться - это тоже большая работа. Этому тоже, оказывается надо учиться:) Удивителен наш мир...

А вот Вам весны обрывок:



Изо всех сил желаю Вам позволить себе простой весенней радости!
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 08:15 am
(Link)
Кусочек весны прекрасен!!!

И я, и я желаю Вам этого же самого! - тем более, что прекрасно помню, что в 23 года это почему-то как раз труднее, чем в 43: к 43-м всё-таки уже защитные механизмы развиваются. А в 23 всё воспринимается куда безусловней, в том числе и то, что мнится невозможностью радости. Но это пройдёт!
[User Picture]
From:[info]da_fortochka@lj
Date:April 27th, 2009 - 01:29 am
(Link)
Спасибо:)
Весна в этом году совсем шальная - никак нельзя не посумасбродить:)
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 08:16 am
(Link)
Ой, не видела, я тут со своим авралом во френдленту едва заглядываю! Сейчас посмотрю!
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 08:17 am
(Link)
Ой, 27-го в понедельник в 7 я не успею точно, у меня присутственный день в "Знание-Силе", буду до упора там торчать... :-(
[User Picture]
From:[info]ezevika@lj
Date:April 26th, 2009 - 11:41 am
(Link)
Жалко - но мы Вас еще как-нибудь пригласим:-).
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 26th, 2009 - 11:42 am
(Link)
:-)))
[User Picture]
From:[info]causa_siu@lj
Date:April 27th, 2009 - 05:10 pm
(Link)
а у меня у мамы внеплановые ремонтные работы, которые придется осуществлять во вторн. - закупки шпатлевки и обоев в своб. время... и ползание по стенкам в среду:(((ууууууууууу
Я позвоню уже после майских, ладно? (жалобно)
[User Picture]
From:[info]yettergjart@lj
Date:April 28th, 2009 - 12:30 am
(Link)
Ремонт - это прекрасно! :-)

А книжка никуда не убежит!