По-медвежьи. В Барнауле арестован тираж оппозиционной газеты

Раньше подобные эпизоды встречались редко, в основном на фоне высшего накала страстей во время выборов (так, в 2004 г. милиция изъяла тираж агитационной продукции М. Евдокимова в интересах действовавшего тогда губернатора А. Сурикова. Это, кстати, не помешало {а, возможно, даже и помогло} Евдокимову одержать победу).
Теперь региональные СМИ подвергаются нападкам просто за то, что их критическая позиция не нравится местной власти. Как-то совсем без оглядки на законы, ПО-МЕДВЕЖЬИ.
Что ж, надо хотя бы фиксировать такие эпизоды, чтобы видеть реальную картину на фоне официозных песнопений о гражданском обществе, слившемся в любовном порыве с властью под крышей Общественной палаты.
UPD: Самой запоминающейся стала произнесенная с широкой улыбкой фраза одного из оперов: "Вы, небось, до сих пор считаете, что живете в правовом государстве? Серьезно, что ли?!".
UPD: Самой запоминающейся стала произнесенная с широкой улыбкой фраза одного из оперов: "Вы, небось, до сих пор считаете, что живете в правовом государстве? Серьезно, что ли?!".
Ниже приводятся информационные сообщения об этом эпизоде «РЕГНУМа» и «Банкфакса»:
Сегодня, 23 апреля, в Барнауле сотрудники УБОП по Алтайскому краю изъяли часть тиража газеты "Барнаульский Листок". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил учредитель издания Сергей Михайлов.
По его словам, днем в квартиру, где живут сотрудницы редакции и куда в этот день из типографии был доставлен тираж газеты, пришли сотрудники правоохранительных органов. Они заявили, что проводят проверку относительно законности издания газеты. "Сначала я отказался выполнять их требования, - говорит Михайлов. - Тогда милиционеры стали угрожать тем, что посадят сотрудников в "обезьянник". После этого у меня не было выбора и мы отдали 1,5 тыс. экземпляров газеты".
По словам Михайлова, в ходе неформальной беседы один из милиционеров обмолвился, что тираж приказано арестовать за одну из публикаций, в которой подвергается критике деятельность губернатора Алтайского края Александра Карлина.
В настоящее время редакция обратилась за помощью в Фонд защиты гласности и в ближайшее время намерена опротестовать действия сотрудников МВД.
"Барнаульский листок" входит в группу изданий "Листок", которые издаются в Алтайском крае и Республике Алтай. "Барнаульский листок" начал выходить с марта текущего года тиражом 3 тыс. экземпляров. В обоих регионах издания имеют репутацию оппозиционных.
_____________________________
16.51 В настоящее время офис недавно начавшегося издаваться в Барнауле еженедельника "Барнаульский листок" занят группой оперативников МВД. Под предлогом поисков группы преступников, якобы занимавшейся похищениями техники, милиционеры проникли в помещение, переписали паспортные данные находившихся там сотрудников газеты, и сейчас проводят опрос их.
... Налет был произведен ко времени прибытия из типографии ИД "Алтапресс" отпечатанного там 3-тысячного тиража нового издания (это лишь пятый номер новой газеты). По словам сотрудников редакции, милиционеры предприняли попытку ареста тиража. При этом общавшиеся с журналистами оперативники неофициально поясняли свои действия тем, что на первой полосе номера помещена критическая статья о недавнем московском вояже губернатора Алтайского края Александра Карлина, в ходе которого он презентовал игорную и туристическую зоны. Статья построена на изложении отчета о пресс-конфренции губернатора, опубликованном московской газетой "Время новостей", перепечатанной с сайта "Банкфакс".
Сотрудники "Барнаульского листка" (коллектив состоит преимущественно из студентов) запуганы, часть из них не имеет возможности покинуть офис редакции.
___________________________________ _
В настоящее время бригада из четырех офицеров УБОП ГУВД Алтайского края покинула помещение, где живут и работают сотрудники еженедельника "Барнаульский листок". Несколько часов назад оперативники (известна фамилия лишь одного из них - Горбачев) прошли в квартиру, которую снимают двое сотрудниц газеты - они живут в квартире и работают в ней (также в квартире приходят и работают другие сотрудники газеты). Как пояснил журналистам один из милиционеров, в адрес УБОП поступил анонимный сигнал о том, что в этом помещении "якобы незаконная газета печатается". С этой целью оперативники были намерены провести проверку. Они затребовали договор аренды помещения, переписали личные данные находящихся в нем, осмотрели технику и номера газеты. В этот момент из типографии ИД "Алтапресс" прибыл отпечатанный тираж очередного номера еженедельника, издающегося скромным трехтысячным тиражом.
Большую часть тиража сотрудникам издания удалось занести в квартиру, однако часть его - несколько сотен экземпляров - была на месте конфискована милиционерами. По словам журналистов, в ходе общения с сотрудниками газеты УБОПовцы так и не смогли сформулировать какие-нибудь претензии, не был оформлен ими и итоговый формальный документ - акт и пр. Как поясняют журналисты, руководитель опергруппы составил некий документ, который он именовал "Акт проверки местности", однако его содержание осталось неизвестным.
В ходе контактов молодых журналисток с милиционерами общение зачастую переходило в достаточно неформальное - так, посещавший с девушками магазин милиционер неофициально заявил им, что реальной причиной налета стали два материала - обсуждение слухов о вероятности отставки губернатора Алтайского края в третьем номере газеты и материал о пресс-конференции губернатора в последнем, пятом номере "Барнаульского листка".
Закончив "осмотр местности", офицеры УБОП предложили двум сотрудницам редакции выехать с ними для дачи объяснений. Девушки начали собираться, однако в это время к квартире прибыла новая группа офицеров более высокого ранга. Вновь прибывшие предложили представителям редакции изъять под расписку весь тираж газеты. Также представители УБОП направились для проверки в типографию ИД "Алтапресс" и сотрудничающие с изданием сети розничного распространения.
____________________________________
В итоге продолжавшегося несколько часов давления бригады оперативников УБОП ГУВД Алтайского края (предполагаемый руководитель - майор Александр Морозов) на сотрудников еженедельника "Барнаульский листок" в их офисе, представители МВД, так и не озвучившие свои претензии к этому СМИ, все-таки арестовали тираж его последнего номера. ...
По словам сотрудников редакции, финальная стадия переговоров с милиционерами проходила в весьма напряженной форме. В конечном итоге их требования свелись к одному - арестовать запертый в квартире тираж газеты под расписку (несколько сотен экземпляров газеты милиционеры сумели захватить ранее). После того, как журналисты отказались выдать тираж, в их адрес последовали угрозы о том, что они будут задержаны и препровождены в милицию. В конечном итоге представители редакции приняли решение выдать тираж, который и был арестован УБОПом.
По словам сотрудников редакции, финальная стадия переговоров с милиционерами проходила в весьма напряженной форме. В конечном итоге их требования свелись к одному - арестовать запертый в квартире тираж газеты под расписку (несколько сотен экземпляров газеты милиционеры сумели захватить ранее). После того, как журналисты отказались выдать тираж, в их адрес последовали угрозы о том, что они будут задержаны и препровождены в милицию. В конечном итоге представители редакции приняли решение выдать тираж, который и был арестован УБОПом.
________________________________________
Сегодня:
________________________________________Сегодня:
Как сообщает источник в правоохранительны органах Алтайского края, имевший место 23 апреля милицейский налет на редакцию еженедельника "Барнаульский листок" мог являться следствием ошибки.
Как известно, в ходе неофициальных бесед представители ГУВД Алтайского края поясняли "прессуемым" журналистам, что истинная причина разгрома редакции и ареста тиража начинающей газеты - в публикациях ряда критических статей, в которых упоминается имя губернатора Алтайского края Александра Карлина. Однако, очевидно, что всех деталей замысла операции не знали и ее рядовые исполнители.
Как выяснилось сегодня, причина давления на редакцию, лежит по-видимому в том, что власти края оперировали неверной информцией, рассматривая инициативу по изданию "Барнаульского листка" как пиаровский проект, спонсируемый в интересах правительства Республики Алтай. Именно в этой связи в рамках "политического блока" администрации края и была разработана спецоперация по разгрому редакции начинающей газеты. При этом информация о фактическом отсутствии влияния малотиражного молодого еженедельника на общественное мнение или не принималась во внимание, или, скорее всего, чиновники просто не располагали таковой. Конечной же целью операции было желание досадить руководству соседнего региона-соперника, ряд социально-экономических показателей которого в последнее время существенно превышают краевые.
В реальности этих целей достигнуть не удалось. Налет на "Листок" стал очередным скандалом, активно подхваченным федеральной прессой и в очередной раз ухудшил отношения властей края с журналистским сообществом. Власти края продемонстрировали худшие "северокавказские" образцы отношения к иногородним проектам, что безусловно скажется на инвестиционной репутации региона. Отрицательные последствия может иметь инцидент и на отношения "двух Алтаев".
Пока неясно - продолжится ли издание подвергшегося репрессиям еженедельника. Однако, будет ли он издаваться или нет - реально на информационное поле региона какого-либо влияния молодая газета не окажет еще долго. А вот скандал вокруг попытки ее разгромить стал фактором уже не краевой, а общефедеральной информационной картины.
Предлагаем вашему вниманию заявление, распространенное редакцией еженедельника "Барнаульский листок".
23 апреля сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью при ГУВД Алтайского края изъяли только что вышедший номер газеты "Барнаульский листок". В ответ на нежелание сдавать тираж журналистам угрожали довольно неприятным времяпровождением в участке. Ко всему прочему четкого объяснения своих действий стражи правопорядка не предоставили.
Действие разворачивалось у подъезда и в квартире, где живут студенты - корреспонденты газеты "Барнаульский листок". Журналистки, которые только что отдали часть тиража в киоски и торговые сети в реализацию, вернулись с оставшимися упаковками свежей газеты. Их уже ждали сотрудники УБОП в штатском. К этому времени они переписали паспортные данные корреспондентов, находившихся в квартире ранее.
Вели себя милиционеры престранно: сначала расспросили о наличии подозрительных соседей, рассказали невнятную историю о поиске воров оргтехники, приглядываясь при этом к компьютерам.
Затем проявили пристальное внимание к экземплярам новой газеты и неожиданно заявили о "временном" изъятии тиража! Проигнорировав их ненастойчивые просьбы оставить пачки газет на улице, журналисты занесли большую часть в квартиру. Когда сотрудники правоохранительных органов вышли из подъезда, пытаясь задержать хоть часть тиража, журналисты по совету учредителя газеты закрыли квартиру на ключ и выдавать результаты своего труда отказались.
Разрешения на обыск и на арест тиража милиционеры, конечно, не предъявили. Прием взятия "на испуг" не удался, и озадаченные оперуполномоченные стали вызывать начальство. Ожидание было веселым, но немного нервным. Пятеро журналистов перекидывались шутками с бравыми ребятами из УБОП. Самой запоминающейся стала произнесенная с широкой улыбкой фраза одного из оперов: "Вы, небось, до сих пор считаете, что живете в правовом государстве? Серьезно, что ли?!".
Более или менее четкого объяснения своим действиям опера давать не хотели. Однако во время ожидания "главного" произошел занимательный случай. Корреспонденты захотели сходить в магазин: за сигаретами, сладостями - словом, за тем, что по части успокоения нервов. Но одних их не отпустили - вдруг, сбегут? - и прикрепили к ним провожатого. По дороге конвоир позволил себе открыть некоторые секреты: весь сыр-бор, по его признанию, начался из-за критической публикации о губернаторе Алтайского края Александре Карлине. Материал был размещен в одном из предыдущих номеров - в каком точно, милиционер не уточнил (скорее всего, это выпуск под N 3, где сообщалось о возможной отставке Карлина уже в 2008 году - прим. редакции). Также он посоветовал журналистам вовсе не писать о подобных персонах.
Стоит отметить, милиционеры действовали корректно, хоть и порядком растерянно. Пытались даже своим благожелательным поведением расположить к себе студентов и разрешить дело полюбовно: "Возьмем ваш тираж на время, все выясним. Вам ведь нетрудно". В ответ - вежливый отказ.
Наконец приехал хоть какой-то начальник. Но, как выяснилось, он сам не до конца понимал, что происходит. Взяв последний номер "Барнаульского листка", начальник стал перелистывать страницы. Другие сотрудники что-то ему нашёптывали на ушко. Как результат, молодые журналисты услышали новую экспертную оценку: "Скорее всего, тираж не будет изъят". Просто проверка документов, а начальнику и его подчиненным нужно отчитаться о проделанной работе.
Однако радость корреспондентов длилась недолго. После серии серьезных звонков "наверх" помилование было отменено. Снова начались переговоры, закончившиеся ничем. По ходу журналисты созванивались с учредителем и продолжали стоять на своем. Чтобы разрешить тупиковую ситуацию, начальник стал вызванивать тех, "кто главнее".
Милиционеры тем временем стали оформлять бумаги: как они сказали, "описание места преступления". Из-за того, что в квартиру им входить было не разрешено, описывать стали участок, включавший лавочку с несколькими пачками газет. Нашли понятых, измерили площадь метром. Заурядная скамейка у подъезда оказалась "местом", а "Барнаульский листок", соответственно, - "преступлением".
Через некоторое время приехал подполковник милиции Евгений Макушин со своим помощником. Судя по их суровому виду, строгим костюмам, которые так отличались от помятых курток простых оперов, можно было понять, что ситуация обостряется. Добродушная атмосфера общения испарилась. Снова осмотр свежего номера газеты и вопрос: "И что?". Опять небольшая заминка. Затем, как и первого начальника, этого отвели в сторонку и объяснили суть загадочного "что".
Корреспонденты уже в который раз стали ссылаться на учредителя газеты Сергея Михайлова, который проживает в Горно-Алтайске.
И разговор двух начальников состоялся. УБОПовец требовал выдачи тиража и обещал вернуть его через два дня. Оказалось, что они хотят удостовериться в том, что газета не подпольная. О сомнительной подлинности документов на "Барнаульский листок" сообщили анонимные источники (интересно, как с нами, подпольными и без лицензии, уже месяц работают типография ИД "Алтапресс" и специализированные газетные торговые сети?! Любопытно также, что обычной анонимной жалобой озабочена целая группа сотрудников столь серьезной структуры во главе с подполковником милиции - прим. редакции). Сергей Михайлов на такие условия не согласился. Тогда милиционер прибегнул к шантажу: либо мы изымаем тираж, либо ваши журналисты следуют в спецприёмник. Макушин также пригрозил вызвать ОМОН. Мол, окружим здание: никто не выйдет и номер не вынесет.
После телефонного совещания корреспондентов и учредителя газеты было принято тяжелое решение не усугублять положение и выдать тираж. Добившись своего, начальство сразу же уехало с "места преступления". Журналисты узнали, кто будет заниматься "делом "Барнаульского листка" - оперуполномоченный УБОП капитан милиции Константин Никифоров.
Он же составил объяснительную от имени журналистки, на которую оформлен договор аренды квартиры. Возмущенные студенты, в свою очередь, получили от капитана лишь расписку об изъятии: 1390 экземпляров N 5, 534 экземпляров N 3, фактур, товарной накладной и других документов. Письменного объяснения правового повода изъятия тиража нигде не было зафиксировано.
А вы все еще верите, что мы живем в правовом государстве?