Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Anatolij Wassermann ([info]awas1952)
@ 2009-02-20 03:24:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Предельное оскорбление
В предыдущем сообщении я помянул Александра Петровича Казанцева -- первоклассного инженера, замечательного изобретателя, выдающегося этюдиста (составителя шахматных этюдов -- задач, приближенных к реальным практическим позициям и не предписывающим конкретного числа ходов в решении). Словом, если бы он ещё литературой не занимался, цены бы ему не было.

Увы, писал он как раз очень много. Хотя, по мнению большинства любителей (да и профессионалов) творческого метода "фантастика", его творения исчерпывающе описываются названием его же фантастико-исторического романа об Эркюле Савиньене де Сирано де Бержерак "Клокочущая_пустота". Более того, благодаря строго выдержанной в его трудах коммунистической идеологии он в конце концов был объявлен главой советской фантастики. Вокруг него сгруппировалась изрядная группа литераторов, в большинстве своём писавших так, что на их фоне труды вождя представлялись недосягаемым образцом (хотя были среди "молодогвардейцев" -- так после зачистки редакции фантастики издательства ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" именовались авторы казанцевской группы -- и некоторые пристойные писатели).

В 1981-м журнал "Уральский следопыт" решил учредить первую в СССР литературную премию по фантастике "Аэлита". Естественно, первыми должны были наградить братьев Аркадия и Бориса Натановичей Стругацких: в нашей фантастике доселе нет никого равного. Но высокое начальство потребовало, чтобы первым награждённым стал Казанцев. Журнал вышел из положения, присудив премию одновременно и тем, кто заслужил, и тому, кому велено. Очевидцы утверждают: для парадного фотоснимка Александра Петровича и Аркадия Натановича придвинули друг к другу усилиями нескольких фэнов, и сразу после щелчка затвора они разбежались в разные концы зала.

К началу 1980-х -- концу эпохи Бровеносца -- в СССР сложилась обширная сеть клубов любителей фантастики (КЛФ). Их члены не ограничивались идеологически выдержанными текстами. Они с удовольствием читали авторов, чья благонадёжность изрядно сомневала агитпроп, а то и самостоятельно переводили иностранцев, не одобренных официальными инстанциями (немалая часть ФЛП -- фантастики в любительских переводах -- напечатана у нас на заре рыночной экономики и обеспечила стартовый капитал многих ныне известных издательств). Вдобавок они откровенно высказывали свои мнения -- как правило, неутешительные для Казанцева и его клана.

Естественно, такое свободомыслие не могло долго существовать под пристальным оком идеолухов. Например, одесский КЛФ "Протей", официально учреждённый в 1983-м (я был в числе соавторов его устава) -- при Долгоруком -- уже в 1984-м -- при КУЧере -- был закрыт надлежащими инстанциями. Впрочем, официальных решений о закрытии нам на руки не выдали (дабы нечего было оспаривать) -- просто Одесский дом науки и техники сообщил, что более не вправе выделять нам помещение для заседаний.

Подобная же судьба постигла и многие другие КЛФ по всему Союзу. И среди любителей прошёл слух (по тому времени вполне правдоподобный, хотя -- насколько я знаю -- доселе не подтверждённый документально): к кампании причастен клан Казанцева, оскорблённый откровенностью оценок творчи большинства членов клана.

Мы всячески обивали пороги, пытаясь добиться разрешения на работу клуба. Забегая вперёд, скажу: практически сразу по воцарении Меченого запрет тихо исчез.

В разгар борьбы наступила какая-то дата (увы, уже не помню -- то ли общесоюзная, то ли касающаяся лично Казанцева), с которой принято поздравлять. Мы -- несколько активистов, сочинявших челобитные -- решили воспользоваться случаем, дабы высказать лично "вождю советской фантастики" наше мнение о нём. Но, как известно, телеграф не принимает явные оскорбления. Да и добавлять к трагическому состоянию клуба оргвыводы по поводу публичного оскорбления было по меньшей мере безрассудно.

Обсуждение возможного текста заняло, по-моему, пару часов. В конце концов в адрес официального мэтра отправилась телеграмма:

"Уважаемый Александр Петрович! Одесский клуб любителей фантастики "Протей" поздравляет Вас с [название повода к поздравлению] и желает Вам дальнейших успехов в Вашей плодотворной инженерной, изобретательской и шахматной творческой деятельности".


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


(Анонимно)
2009-02-20 01:04 (ссылка)
может вы зря так про армию, армия реально воевала и в ПортАртуре и в Манчжурии, без больших успехов, но и без катастроф Цусимы. Опять же флотское командование даже после неудач Чемульпо и ПортАртура не сделало выводов и послало в Цусиму корабли с такими же снарядами. Это и называется полная неподготовленность.
А вот что пишут про Руднева (ссылка "tu22m3")
webpages.charter.net/abacus/page2.html ==> abakus.narod.ru/chem/2.html
"Дело в том, что "Варяг" и до прихода в Чемульпо был, мягко говоря, не образцом боевой подготовки и дисциплины. В Чемульпо же, вдали от строгого начальства, предоставленная сама себе, команда "Варяга" быстро теряла и те навыки и настрой, которые были до "поступления на дипломатическую службу". Не способствовал укреплению боеспособности и командир. В отличии от известного своей строгостью и нетерпимостью к малейшей разболтанности и непорядку, прежнего командира Бера, Руднев в силу своих личных качеств не мог удерживать порядок службы на прежнем уровне. Напомню, что и в дальнейшем его профессиональная несостоятельность как командира была подтверждена. После войны экипаж броненосца "Андрей Первозванный", куда был назначен командиром новоиспеченный герой, весьма быстро докатился до митингов, был признан бунтующим, а Руднева адмирал A.A. Бирилев представил к увольнению с флота "за преступное отношение к части, находящейся под его командованием". "

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]awas1952@lj
2009-02-20 04:48 (ссылка)
an> может вы зря так про армию, армия реально воевала и в ПортАртуре и в Манчжурии, без больших успехов, но и без катастроф Цусимы.

Армия просто отступала перед численно слабейшим противником. Решение, принятое ещё до войны, было стратегически осмысленным: не тратить силы, пока не подтянутся резервы, обеспечивающие подавляющий перевес, а тогда перейти в наступление с решительной целью полного уничтожения вражеских войск. К сожалению, при этом не учтена массовая психология: непрерывное отступление деморализовало не только общественное мнение, но и саму армию. В результате к моменту подхода нужных резервов в стране бушевала революция, а командиры не решались вести солдат в наступление даже при явном превосходстве. Не говоря уж о том, что стратегия недооценила новые технологические возможности штурма крепостей и переоценила силу недостроенных укреплений Порт-Артура: оставленная в японском тылу военно-морская база не дождалась русского контрнаступления, а с её падением весь рисунок кампании поменялся столь радикально, что российский стратегический замысел обесценился.

an> Опять же флотское командование даже после неудач Чемульпо и ПортАртура не сделало выводов и послало в Цусиму корабли с такими же снарядами. Это и называется полная неподготовленность.

Флотское командование только после войны получило сведения о (не)эффективности новых взрывателей. В ходе боевых действий эта информация была недоступна Главному Морскому штабу. По косвенным же данным установить эту проблему вряд ли возможно.

an> А вот что пишут про Руднева (ссылка "tu22m3") http://webpages.charter.net/abacus/page2.html (http://webpages.charter.net/abacus/page2.html) ==> http:// abakus.narod.ru/chem/2.html (http:// abakus.narod.ru/chem/2.html) "Дело в том, что "Варяг" и до прихода в Чемульпо был, мягко говоря, не образцом боевой подготовки и дисциплины. В Чемульпо же, вдали от строгого начальства, предоставленная сама себе, команда "Варяга" быстро теряла и те навыки и настрой, которые были до "поступления на дипломатическую службу". Не способствовал укреплению боеспособности и командир. В отличии от известного своей строгостью и нетерпимостью к малейшей разболтанности и непорядку, прежнего командира Бера, Руднев в силу своих личных качеств не мог удерживать порядок службы на прежнем уровне. Напомню, что и в дальнейшем его профессиональная несостоятельность как командира была подтверждена. После войны экипаж броненосца "Андрей Первозванный", куда был назначен командиром новоиспеченный герой, весьма быстро докатился до митингов, был признан бунтующим, а Руднева адмирал A.A. Бирилев представил к увольнению с флота "за преступное отношение к части, находящейся под его командованием"."

Руднев действительно далеко не лучший российский военно-морской командир. Но насколько мне известно, довольно исполнительный. Если бы ему были заблаговременно даны разумные инструкции на случай угрозы открытия боевых действий, ход событий в Чемульпо мог бы существенно измениться.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -