Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bars_of_cage ([info]bars_of_cage)
@ 2005-07-26 23:44:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мортус - Юстасу
Есть такая книжка, называется "Мир и Дар Владимира Набокова". И ее до сих пор читают невинные девы, обливаясь слезами над вымыслом.

В комментах к одному посту симпатичного юзера [info]nell0@lj я не удержался и написал легковесное "имхо, книжка эта ужасна". Ну, коготок мой и увяз. И написал я огромный никому не нужный коммент со сравнением двух книжек - который приведу здесь, чтобы не пропадал мой скорбный труд.

Борис Носик: Мир и Дар Владимира Набокова: Первая русская биография писателя.- М., Пенаты, 1995.
Брайан Бойд: Владимир Набоков: Русские годы: Биография.- М.-СПб.: Изд-во Независимая Газета/ Симпозиум, 2001 (Перевод сделан по изданию 1990 г.).



Носик, с. 29:

..."Именно поэтому взволновало его, например, сообщение кузена о том, что прадед их Николай Набоков (1795-1873), по всей видимости, участвовал в русской картографической экспедиции на Новую Землю (у писателя Набокова еще за два года до этого сообщения появилась в новом романе некая, столь похожая на Россию загадочная Нова Зембля). "Когда подумаешь, - написал Набоков кузену по этому поводу, - что сын мой..." (далее цитата)

Бойд, с.27, качество перевода игнорируем:

"Младший сын Александра, Николай (1795-1873), - прадед писателя. В 1959 году Владимир Набоков испытал суеверный восторг, когда ему сказали, что его предок был первопроходцем. За два года до этого он начал обдумывать роман "Бледный огонь" <...> И вот его двоюродный брат Сергей сообщает ему о своей последней находке: их прадед, очевидно, участвовал в картографической экспедиции на принадлежавшую России Новую Землю и одна из рек там носит его имя. Набоков ошеломлен: "Когдя я думаю о том, что мой сын..." (далее цитата)

(Попутное замечание bars_of_cage: я не знаю, откуда Бойд взял, что экспедиция была «картографическая» - по российским источникам, в начале 19 века на Новой Земле активно искали серебро и минералы, собирали геологические коллекции и пр.пр., ради одной береговой линии корабли бы никто не отправлял. Все это тем характернее. Видимо, Н.Набоков участвовал в одной из экспедиций Литке, про которого Шергин с улыбкой написал, что тот «предпочел блуждать у Новой Земли в поисках Маточкина Пролива, нежели «оконфузить себя услугами мужиков», то есть поморов, досконально знавших Новую Землю» (Борис Шергин: Запечатленная слава, М., 1967, сс.10-11) Надо бы также проверить, есть ли на картах эта пресловутая река)

Бойд, с. 31:

"В середине февраля 1881 года Александр II одобрил проект реформы, которая, как позднее признавал даже Ленин, стала бы шагом вперед на пути к принятию конституции. <…>
Автор документа неизвестен, но им вполне мог быть и Дмитрий Набоков, поскольку 28 февраля 1881 года он, по некоторым данным, получил записку от Александра II с просьбой принести ему "новый закон" после вечерней службы.
На следующее утро Александр поручил одному из своих министров ознакомиться с текстом обращения и представить ему соответствующие замечания. Несколько часов спустя на набережной Екатерининского канала он пал жертвой покушения - очередная бомба террористов достигла цели. Когда Дмитрию Набокову, который в этот момент находился у себя в Министертсве юстиции, сообщили о покушении, он немедленно бросился в Зимний дворец к одру царя. Будущий царь Александр III позднее подарил ему на память об отце пуговицы, срезанные с его окровавленной рубашки"

Носик, страница почти та же - 32:

«В конце февраля 1881 года Александр II одобрил проект реформы, которую даже крайние радикалы, даже начинающий юрист В.И.Ленин (впоследствии покончивший с русским демократическим правосудием) называли шагом к конституции. <…> Правительственное коммюнике было, как многие считают, написано Дмитрием Николаевичем Набоковым. 12 марта 1881 года под вечер Д.Н.Набоков получил записку от Александра II: «Дмитрий Николаевич, нынче, после вечерней службы, принесите мне новый закон. Александр». Наутро император отдал проект коммюнике на отзыв одному из министров, однако пополудни того же дня, в результате третьего покушения на его жизнь, он был убит бедолагами-террористами, спешившими достичь «зияющих вершин» любой ценой и как можно скорее.
Д.Н.Набоков бросился в Зимний дворец и очутился у смертного ложа императора. Несколько времени спустя новый император (при котором он еще четыре года оставался министром) вручил ему на память пуговицы с окровавленной рубашки отца.»

(= Думаете, славно, что Носик посчитал сам 4 оставшиеся года? увы, у Бойда будет через два абзаца: в 1885 подал в отставку.
= Даны инициалы одиннадцатилетнего Вовы, уже Ленина и уже юриста.
= записка императора приведена Носиком полностью, в отличие от робеющего Бойда. Увы, она фиктивна – Бойд приводит только два слова, поскольку цитирует письмо к нему Серг.Серг. Набокова, где дан _пересказ_ записки. Автор пересказа пересказа пересказа решает расцветить фломастером свою бледный отпечаток... но не решается уличить Д.Н. и АIII в связи, что жаль - Звереву б радость)

И так еще 500 страниц, но не буду же я их два раза перепечатывать.

По-моему, это называется одним латинским словом.

…Внешний вид книги неприятен.


(Добавить комментарий)


[info]ex_evva@lj
2005-07-26 10:11 (ссылка)
да! - Носик велик!

А Вы Анну и Амедео не пробовали читать? Я хотела впарить ребенку как лав стори, но на фразе "О чем молилась тоненькая глазастая Аннушка?" сломалась совершенно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

))
[info]bars_of_cage@lj
2005-07-26 10:29 (ссылка)
где-то есть в залежах, но так и не открывал ни разу.
Сегодня у юзера aruta был как раз пост про АА и НС, поругались мы с ним под замком. Странно, что Вы вспомнили: "сближенья".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ))
[info]ex_evva@lj
2005-07-26 10:42 (ссылка)
Синхроны. Со мной часто бывают и - на абсолютно непредсказуемые темы. С какого-то времени я перестала искать в этом даже минимальный смысл)).

А Вы за кого болели - за АА или НС?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ))
[info]bars_of_cage@lj
2005-07-26 10:46 (ссылка)
ну, подзамочное я не могу обсуждать, но вообще мне кажется, что АА как-то устойчивее ко внешним воздействиям, НС легче оболгать, как закрытого персонажа (мне непонятного).
А в синхронах, конечно, смысл такой максимальный, что даже не ухватиться рукой. Как стену не взять рукой, и лучше даже не понимать, что это огромный шар, а не стена.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ))
[info]ex_evva@lj
2005-07-26 11:12 (ссылка)
Меня тоже интересовал этот момент: ведь в биографии НС почти нет пространства для маневра. Все сжато, лаконично, выверено хищным глазомером, - не жизнь, а художественный жест, - нет, обязательно маразматический бант одоевцевой прощебечет какую-то пакость или еще кто. Эккерманами он не успел обзавестись, - хотя, наверное, и не стал бы обзаводиться.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ))
[info]bars_of_cage@lj
2005-07-26 11:41 (ссылка)
АА под конец жизни настолько сделала даже свой быт предметом стихов, - тем более поразительных, чем более конкретных - что уже странно было бы стараться опустить ее достоинство какой-нибудь новой подробностью, подсознательно понятен провал таких попыток, рядом с тем же самым, сделанным сознательно (в каком-то смысле секрет непробиваемости невелик - когда ты прозрачен, уже не зацепить, и самому хотелось бы жить настолько же открыто). А НС непрозрачный совсем. Соединение неясных туманов и жестких заявлений, равно малоадекватных личности автора. Я даже все эти "пули" - не понимаю толком. Никакая не "литература", впрочем, это понятно - это уже знак подлинности, с этим уже можно жить, даже не понимая

(Ответить) (Уровень выше)


[info]odinn@lj
2005-07-26 10:51 (ссылка)
Я думаю, на этой книге (Носика) Набоков бы и сломался, прочитай он ее как-нибудь, скажем, за час, не выходя из машины времени. Взял бы карточку и быстро написал: "этот..." и т.д., несмотря на страшный крик Веры Евсеевны.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-26 11:30 (ссылка)
не, В.Е. нету рядом - уже выпрыгнула из цайтмашинки и быстро удаляется, размахивая кухонным ножом ))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]odinn@lj
2005-07-26 11:38 (ссылка)
Она всегда носила с собой браунинг в сумочке. И всегда мечтала кого-нибудь убить. Например, Троцкого почему-то. :-)

Никуда она не удаляется. Она твердо уводит под руку растерянно оглядывающегося мужа.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-26 11:44 (ссылка)
а, так они из Берлина прилетели? ну тогда да, тогда и сам Сирин сиреневый синяк мог подсадить)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]odinn@lj
2005-07-26 11:50 (ссылка)
Да, прямиком из Лербина, на автолете. Вера Евсеевна не успела даже снять пилотного шлема. Быстро провела Набокова по спящей Москве - "видишь, нет никого, никакого Носика, не смотри туда, дай шарф поправлю", и быстро назад. "А написал ты, Владимир, все-таки гадость". "Но ведь..." "Я же сказала тебе, его БОЛЬШЕ нет".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crivelli@lj
2005-07-26 11:10 (ссылка)
Вера Евсеевна автора просто испепелила бы телепатически, без крика.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-26 11:31 (ссылка)
да уж, ей бы на зуб не хотел бы попасться )

(Ответить) (Уровень выше)

Носик
[info]aliceorl@lj
2005-07-26 22:37 (ссылка)
вообще В.В. предполагал себе биографа именно такой степени пошлости и глупости. То есть, не только его конечно. но и его тоже.Мистер Гудмен отдыхает.Такой чистоты брульянт :-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Носик
[info]mbla@lj
2005-07-26 23:35 (ссылка)
Носик - удивительный автор. Что мне совершенно недоступно - это каким образом он находит издателей - ведь его книги не только пошлы и глупы, они ещё и несусветно скучны.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Носик
[info]bars_of_cage@lj
2005-07-27 06:03 (ссылка)
В 1994 или пятом году я случайно встретился с молодым человеком из этих "Пенатов", в первой "Гилее" на Знаменке, как-то речь зашла о Набокове - и помню, как он предупреждал меня о выходе Книжки, которая Потрясет Основы... Так оно и вышло, кстати. Издатели, как и читатели, эгоистичны - они интересуются только собственной выгодой - количеством эмоций и соответственных им денег, авторство же неважно - кто досматривает титры блокбастера?

Книжка Носика не плоха, если суметь отрешиться от пошловатостей, именно в случае с Набоковым особенно нестерпимых (и будто нарочно в отместку к нему липнущих, тут [info]aliceorl@lj права) - и, главное, если не знать о существовании оригинала Бойда. Она светит отраженным светом, но людей интересует, как найти дорогу, а не качество света

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Носик
[info]mbla@lj
2005-07-27 21:59 (ссылка)
Про людей - согласна. Издателям неплохо бы всё-таки быть пообразованнее.

Но на самом деле, я ведь этого Носика не читала - я читала его собственную книжку про Коктебель, "художественную", и это была смесь пошлости и скуки.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dennett@lj
2005-07-27 04:43 (ссылка)
Вопрос - вы, мне кажется, профессионально интересуетесь набоковым - или же мне показалось?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-27 05:50 (ссылка)
с моими нынещними занятиями Набоков никак уже не связан, он был для меня нстолько важным отдаленным ориентиром в юности, что я даже рад, что не превратил его в платформу для собственных архитектурных упражнений - хотя да, я Набоковым занимался, и порой даже думаю заявиться в какой-нибудь колледж с легкомысленным предложением прочесть спецкурс из десяти, скажем, лекций. Хм, интересно было подобрать десять тем, которые бы весело исчерпали его поэтику... Вот видите, о Набокове как ни вспомнишь, под каким бы то ни было ракурсом, сразу оживляется душа - это уже не "профессиональное", тут прицел надо еще дальше переставлять

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-07-27 05:54 (ссылка)
А я вот занимался набоковым профессионально, написал по нему диссертацию, потом ее перевел и издал в Москве. Я просто подумал, что вам бы, возможно, было бы интересно ее почитать.

На русском книжка вот здесь, но я не знаю, можно ли ее еще в России купить:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/123593/

Набокова я превратил в платформу - но не знаю, жалеть об этом или нет. Его заменили другие, я думаю, более крупные люди.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-27 06:09 (ссылка)
Большое спасибо! я как-то пропустил ее - но отыщу, как и вторую!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-07-27 06:22 (ссылка)
Напишите, когда прочтете - если нетрудно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-27 06:26 (ссылка)
конечно, само собой! я тут как раз сижу и думаю: ну вот хамски я ответил, отпиской какой-то... думал вдогонку что-нибудь написать... поверьте, это от того, что я разволновался, не мог тона найти, и выбрал нейтральный - всегда самый неудачный! ))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-07-27 06:34 (ссылка)
Мне не показалось, что ответ был невежлив. Наоборот, я возрадовался, что происходит встреча двух набоковедов в беспредельности. Если книжку найти не удастся, тоже напишите.

А вы, кстати, где живете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-27 06:38 (ссылка)
В Москве. Книжку - уверен на 99%, что найду. Сейчас, медитируя, вспомнил, что видел ее в лавке на Тверском бульваре. Правда, я философии побаиваюсь, страст - тьфу! - сартров там. Ну, хоть образуюсь заодно ))
А это не Вы переводчик в НАСА?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-07-27 06:49 (ссылка)
Я - а откуда вы знаете?

Кстати, если книжку найдете - она отвратительно издана, без корректора, изуродована - если сможете, не обращайте внимания.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-27 07:01 (ссылка)
гугл, за что ему спасибо - прочитал на Эхе Москвы встречу у Болтянской, очень интересно. Про осмыслить сначала общую идею, а уж потом приниматься за конкретную работу - это очень точно, насколько я могу судить. Я, кстати, к "космосу" очень неравнодушен - тут много точек - бываю в Хруничева, ин-те мед-биол.проблем, в Звездном городке, с журналистскими поручениями, и служил в армии тоже в одной из точек, ответственной за связь, скажем так (хм, моя подписка еще действует? ))) так что в холоде бесконечных пространств встретились не только набоковеды ))

Про книжку - все понимаю, самому книжки приходилось издавать ))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nell0@lj
2005-08-01 22:29 (ссылка)
Простите, что вмешиваюсь в чужую беседу. Я вашу книжку читал и хочу выразить вам свое восхищение: очень неожиданный аспект и метод анализа, очень любопытные идеи. Одна из немногих стОящих книг о ВВ, попавшихся мне в последний приезд в Питер на набоковскую конференцию, окончательно добившую во мне литературоведа %)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-08-02 01:32 (ссылка)
Неожиданный и приятный сюрприз. Спасибо за отзыв.

Однако - отчего же книжка добила в вас литературоведа?? Она на это совершенно не была рассчитана. Скорее наоборот.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nell0@lj
2005-08-02 05:02 (ссылка)
Нет-нет, не ваша книжка - конференция добила %)))
Я посмотрел на ее участников, уловил кое-какие кулуарные разговоры и понял, что "набоковеды" в большинстве своем - это люди, паразитирующие на Набокове, сделавшие из него свой приватный бизнес. И очень мне не захотелось оказаться среди них.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-08-02 05:33 (ссылка)
О, это вы очень верно подметили. И это можно сказать не только о набоковедах, но и о литературоведах вообщей. Они как могильные черви живут в трупах известных писателей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nell0@lj
2005-08-02 13:15 (ссылка)
Не совсем согласен.
Во-первых, тех писателей, которыми всерьез занимается литературоведение, я не могу назвать "трупами": они обеспечили себе бессмертие. Так что скорее можно сравнить с клещами, блохами или еще каким паразитами ;)
А во-вторых, я надеюсь, что под "литературоведами вообще" вы не имеете ввиду вообще всех литературоведов. Все таки таких людей, как Тынянов, Лихачев, Лотман язык не повернется назвать "паразитами" %)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-08-03 03:25 (ссылка)
Трупы - это с точки зрения самих червей.

Конечно, настоящие литературоведы существуют. Мои «герои» - Барт, Женетт, Тодоров, Триллинг, Бахтин, Жан-Пьер Ришар.

Самый великий литературовед - Эрих Ауэрбах - и его поразительная книга Мимесис.

(Ответить) (Уровень выше)