Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bbb ([info]bbb)
@ 2005-05-14 00:16:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Что делать с конституциями
Отвечая на вопрос ImageВити и отталкиваясь от многочисленных дискуссий о роли судей в толковании конституции (обычно в американском контексте), склоняюсь к тому, что необходимо присмотреться к самому феномену "конституции", как мы привыкли ее видеть.

С легкой руки американцев стало принято рассматривать конституции как некие священные тексты, стоящие намного выше обычных законов. Если законы и кодексы воспринимаются как нечто инструментальное и изменяемое по мере необходимости, то есть как продукт нормальной человеческой деятельности - то конституции видятся как нечто неизменное.

Законы должны отражать наши представления о законности и правильности, и если между законами и этими представлениями возникает расхождение - законы меняются. Если мы считаем какое-то положение закона или кодекса неправильным или ошибочным, то так прямо и говорим об этом, объясняя, чем именно вредно это положение. Ссылка на текст закона не служит аргументом в дискуссии о содержательной правильности или неправильности того или иного поведения. В то же время ссылка на конституцию таким аргументом служит очень даже нередко - если какое-то действие нам не нравится, мы спешим назвать его "неконституционным", как будто неконституционность сама по себе порочна.

Видимо, такое обожествляющее отношение к конституции - такое же неудачное заимствование уникальной американской практики, как и институт президенской республики. В Америке эти вещи имеют исторические корни, Америка к ним худо-бедно приспособилась, хотя тоже кривовато, но мы не обязаны следовать американским суевериям.

По-моему, конституция просто-напросто не нужна. Для функционирования демократического общества достаточно простых законов, в том числе - законов о порядке формирования самих законодательных органов. Роль судов сведется к применению этих законов и, в случае неясности в законах, противоречий между законами или просто отсутствия релевантного закона - в их интерпретации на время, пока законодательный орган не исправит вновь открывшиеся огрехи и проколы.

Но вот чего быть не должно - так это возможности судейской отмены законов со ссылкой на некие лаконичные и туманные тексты "высшего происхождения", которым приписывается какая-то самостоятельная власть над людьми.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]bbb@lj
2005-05-14 10:45 (ссылка)
Ты смешиваешь конституционную модель и ее воплощение. Модель - президентская, и Путин стал президентом именно в рамках этой модели. Так уж получилось, что в 1999 году уходящий президент пользовался достаточным весом, что мог предложить своего кандидата, а кандидат смог получить достаточную поддержку избирателей. Что он был ВЫБРАН - никто не сомневается.

Президентская система была в России введена по образцу СССР, а в СССР она была введена с весьма конкретной целью - вывести Горбачева из-под контроля ЦК.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scholar_vit@lj
2005-05-14 16:33 (ссылка)
Президентская система была в России введена по образцу СССР, а в СССР она была введена с весьма конкретной целью - вывести Горбачева из-под контроля ЦК.

Мне кажется, что именно это и сказал [info]taki_net@lj: для того, чтобы вывести Горбачева из-под контроля ЦК, было создано новое ЦК -- АП. Но новое ЦК -- все-таки ЦК.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2005-05-14 17:40 (ссылка)
Слово "ЦК" в СССР имело два смысла - бюрократическая контора на Старой площади и коллегия партийных деятелей, периодически собирающаяся на пленумы и формирующая из своего состава политбюро. АП - это ЦК в первом смысле, и Горбачев от него никуда не уходил. Наоборот, он стал немедленно переводить своих людей из ЦК в Кремль. Уйти он хотел от ЦК как коллегии, от него не полностью зависимой. И такого ЦК больше нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taki_net@lj
2005-05-14 18:30 (ссылка)
И каким образом это приближает нас к трактовке Президента России как органа демократического государства?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2005-05-15 01:24 (ссылка)
Никаким, но разве мне уже запрещено отвечать на вопросы и обсуждать темы, не связанные непосредственно с проблемой трактовки должности президента России как органа демократического государства?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]taki_net@lj
2005-05-14 18:32 (ссылка)
Кто-кто был "выбран"?

Ты согласен с утверждением, что в РФ с момента основания государства ни разу не поменялась власть в результате народного голосования?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2005-05-15 01:18 (ссылка)
Как не поменялась? А Ельцин откуда взялся - разве его не выбрали? Только не надо говорить про "основание государства"; нынешняя Россия вполне преемственна с СССР, это одно и то же государство, только в ужавшихс границах.

Далее, Ельцин в 96-м году выиграл выборы совершенно реально. Политтехнологии-шмехноологии, то да се, но избиратели реально проголосовали за него.

Наконец, Путина имел очевидную поддержку большинства как в 2000-м году, так и в 2004-м. Может быть, тебе кажется, что он этой поддержки не заслужил, а электорат должен был голосовать совсем иначе, но ведь демократия - это не обязательно когда электорат строго следует твоему совету.

Лично для меня совершенно не очевидно, что если бы Путин набрал реальных 20 процентов голосов, а кто-то из его оппонентов - 70 процентов, президентом стал бы именно Путин (что означало бы НЕдемократию).

Я совершенно согласен, что демократическая смена инкамбента на нового - политически вещь страшно важная, и в этом смысле Россия оказывается принадлежащей категории, отличной от той, к которой принадлежат Украина, Молдавия, Польша и т.д., а также целый ряд российских областей. Но факта демократии это все не отменяет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taki_net@lj
2005-05-15 06:27 (ссылка)
Как не поменялась? А Ельцин откуда взялся - разве его не выбрали? Только не надо говорить про "основание государства"; нынешняя Россия вполне преемственна с СССР, это одно и то же государство, только в ужавшихс границах

Ты понимаешь, что ты написал? И когда же это Ельцина выбрали Главой Государства, "преемственного, но в ужавшихся границах"? Летом 1991? А кем тогда был Горбачов? В декабре 1991? Не помню никаких выборов или даже референдума.

Ельцина выбрали ГУБЕРНАТОРОМ провинции, он превратил эту должность в должность главы в результате госпереворота.

Про то, что Ельцин в 1996 и Путин в 2000 и 2004 получили большинство - не имеет никакого значения, не больше, чем тот факт что за комми было большинство в СССР. Мое определение демократии конструктивно, и, при некоторой экстравагантности, вполне себе восходит к Попперу: должна смениться высшая власть. Пока это не произошло - нет доказателств, что в данной стране демократия, какие бы внешние декорации нам не показывали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2005-05-15 22:11 (ссылка)
Ельцина выбрали президентом России - на момент выборов все прекрасно понимали, что он, как минимум, является персонажем одного уровня с Горбачевым, и уж никак не "губернатором провинции". Как экспериментально выяснилось, слово Ельцина имеет больший вес, чем слово Горбачева. И когда я ездил с Шахраем в Германию в октябре 91-го года, посольские прекрасно понимали, что имеют дело не с представителем провинциального губернатора, а с Начальником.

В СССР мнение большинства известно не было - избирательная система была очень тщательно заточена на то, чтобы НЕ допустить тайны голосования и альтернативности. Точнее сказать, мнение большинства невозможно было выяснить с помощью избирательной системы. В то же время избирательная система ельцинской и после-ельцинской России вполне альтернативна, а возможности фальсификации, по всеобщему мнению, не превышают двух-трех-пяти процентов.

Твое определение демократии, действительно, экстравагантно. Если электорату нравится Путин, то он все равно, ради чистоты эксперимента, должен проголосовать против него. Замечу, кстати, что в регионах такое случалось неоднократно.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -