Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bruno_westev ([info]bruno_westev)
@ 2010-05-06 03:11:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Михалков против Михалкова
Рекомендую.
Всем читать статью\колонку Андрея Максимова в "Российской газете". № от 4 мая, страница № 7. Андрей Маркович создал крохотный шедевр - виртуозно исполненный отзыв на кинокартину Никиты Сергеича достоин помещения в учебники для начинающих публицистов. Читается с неподдельным интересом. Отточеный формулировки, логика и неожиданные сюрпризы в виде парадоксальных суждений гарантируют эпопее долгую и счастливую жизнь.
Но закрадывается сомнение - а так ли уж искренен Андрей Маркович? Не направил ли он жерло своего мастеровитого орудия массового уговаривания на удобную ему сторону - все-таки нельзя забывать, что глас раздаётся со страниц самой правильной, самой правдивой и самой правительственной газеты, а если учесть, что Андрей Маркович с некоторых пор лишился телевизионной кафедры и вынужден был вернуться к постылой газетной подёнщине, то тут и оживает вопрос, насколько он сам перед собой-то правдив?

Лично меня его воззвание не воодушевило, но вызвало весьма даже уважительное отношение к уровню исполнительского мастерства.
Вот эта колонка.

"Внимание! Только на страницах "Российской газеты"! Неслыханный эксперимент по мгновенному приобретению врагов и недоброжелателей! Пишешь буквально одну фразу, и сразу масса народу начинает тебя не любить, а то и презирать. Приготовились! Пять, четыре, три, два, один... И...

Мне очень понравился фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Предстояние".

Дальше следует вопрос: "Ты что, серьезно?" А дальше - смотри выше...

Нет, оно конечно, Никита Сергеевич раздражает очень. Во-первых, он - победитель, а у нас в стране, если кого и любят судить, так вот именно победителей. Во-вторых, он занял все командные высоты в кинематографе и теперь даже деньги распределять стал. Хотя, на мой взгляд, не дело это художника - деньги распределять. В-третьих, он дружит с властью, что всегда вызывает подозрение у представителей интеллигенции.

Только вот к кино все это не имеет ровным счетом никакого отношения. Михалкова можно любить (что трудно). Можно не любить (что легко). Совсем легко к нему подлизываться. И, как выяснялось, совсем тяжело смотреть его картину так, словно ее автор вовсе не имеет никакого отношения к скандалу в Союзе кинематографистов.

Оно ведь как все произошло, если попросту? Случился скандал в Союзе кинематографистов. Михалков по одну сторону баррикад оказался, а почти все кинокритики - по другую. Дальше Михалков выпустил кино... Критики сглотнули слюну и облизали губы.

Забавно, что фильм Михалкова оценивают так, словно это не кино, а некое средство для выжимания слез. Те, кто ругает, сетуют: "Плохое кино. Я не плакал совсем". Те, кто хвалит, радуются: "Хорошее кино. Я рыдал".

Я рыдал. Но я считаю, что кино хорошее не по этой причине. В конце концов человек может плакать (или не плакать) по своим личным, душевным причинам. Считаю, что это кино выдающееся, потому что впервые я увидел картину о войне, где показывается, как в 1941 году столкнулись два трагических абсурда: абсурд советской власти, с одной стороны, и абсурд войны, с другой.

"Предстояние" - это не кино про подвиг. Это кино про абсурд. Про трагическую нелепость войны. Про ее неестественность. Большинство советских военных картин было о том, что воевать если и не до конца хорошо, то естественно. Нормально. В 2010 году Михалков выпустил картину о том, что воевать плохо. Противоестественно. Ненормально. Но когда трагические обстоятельства вынуждают тебя это делать, ты должен это делать честно.

Разве умаляет подвиг советских людей тот факт, что они защищали страну, во главе которой стоял безумный человек? (Кстати, такого Сталина, как в фильме Михалкова, мы не видели никогда.) Нет, конечно. Они защищали Родину. Воевали честно и самоотверженно. Вечная слава их подвигу.

Складывается впечатление, что кинематографическая общественность ждала от Михалкова некоего продолжения картин типа "Они сражались за Родину" или "В бой идут одни "старики". Хорошие фильмы. Но Михалков снял другое, о другом и по-другому.

Это не реалистический, а символический фильм. И этим он принципиально отличается от других военных картин. Кому-то язык символов близок, кому-то нет. Но Михалков говорит этим языком. И не надо его судить по законам: "Бывает - не бывает". Здесь такая система координат не подходит.

Пресловутая немецкая задница, которая парит над нашим пароходом; крещение девочки на мине; разбомбленная церковь, в которой осталась Богоматерь; обнаженная девушка рядом с умирающим бойцом посредине разбитого города; гусеница танка, наматывающая на себя ключи от квартиры, в которой никто не будет жить; деньги, которые давят сапогами солдаты и беженцы... И так далее, и далее... При чем тут, "бывает так или не бывает"? Это символы абсурдности жизни на войне. Они могут нравиться или не нравиться, задевать или не задевать, но не увидеть их могут только те люди, которые специально не хотят их видеть.

Те, кто только читал про картину, могут подумать, что Михалков всех пугает какими-то физиологическими кошмарами. Да, есть и оторванная нога, и развороченный живот... Но всего этого очень мало. Сконцентрироваться на этом в такой картине опять же могут лишь люди со специальным взглядом.

Мне показалось забавным, когда радиоведущие или кинокритики начинают объяснять режиссеру, как надо снимать кино. Они говорят: зачем вы сняли таких крупных артистов в таких маленьких ролях? Еще они говорят: почему у вас в картине характеры не развиваются?

И, главное, нет бы самим постараться найти хоть какой-то ответ на эти вопросы. Ведь если Михалков так делает, то он это делает с какой-то целью. И если знаменитые наши актеры снимаются в крошечных ролях - значит, для них в этом есть какой-то смысл. Что удивительно: героев Гафта, Петренко, Спиваковского, Мерзликина, Панина, Стычкина и других - казалось бы, лишь мелькнувших на экране - забыть невозможно.

Вот бы и сказать: "Никита Сергеевич, мы поняли ваш замысел. Он в том-то и том-то. Но он вам не удался". Нет. Аргумент один: Михалков растерял свой талант в кинематографических битвах.

Можно ли об абсурде войны рассказать в обычной повествовательной манере? Наверное, можно. Но Михалков пошел другим путем. В начале ХХ века был режиссер Дзига Вертов, ныне почти всеми забытый. Он придумал такой кинематографический принцип: монтаж аттракционов. Это когда зрителя держит не некое повествование, не сюжет, а множество фрагментов, в каждом из которых есть завязка, развязка и кульминация. Михалков не потому не снял кино с четким сюжетом, что разучился это делать, а потому что ему был нужен "монтаж аттракционов". Не увидеть этого может лишь тот, кто не хочет этого видеть.

Михалков вообще не снимал блокбастер. Это фильм, требующий внимательного взгляда. Здесь иной, непривычный для нас язык. И потому картина не может быть зрительски очень успешна: новый язык всегда принимается постепенно.

Мне кажется, надо испытывать к Михалкову какую-то невероятную личную неприязнь, чтобы даже не пытаться понять, что за картину он снял. И ладно, когда это делают блоггеры в Интернете: поливать известных людей, прячась за своим ником, - занятие для массы людей увлекательное. Но ведь и люди, считающие себя профессионалами, поступают так же. Хотите ругать? Ругайте. Но хотя бы постарайтесь понять, что хотел человек сделать. Не последний, между прочим, режиссер. Не дебютант.

Занятная получилась картина: Михалков-чиновник выступил против Михалкова-режиссера. И победил. За явным преимуществом. Михалкова-режиссера просто не стало. Оказалось, что профессиональным казалось бы людям просто наплевать на то, что сам Михалков сыграл здесь одну из лучших своих ролей, что в картине поразительна работа художника и оператора, что в массовке нет ни одного "проходного" лица, что, наконец, режиссер хочет рассказать о войне так, как никто до него о ней не рассказывал. И зрители, и критики анализу картину предпочитают анализ личности.

Но фильм есть. И он уже зажил своей жизнью. Она будет долгой.
(Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5173 от 4 мая 2010 г.).


(Добавить комментарий)


[info]pratiaxara@lj
2010-05-06 03:16 (ссылка)
Выслуживается, однозначно! Это самый удобный демарш в ответ на критику: дескать, не понят великий, маститый и т.д.! Да...а его "Ночные полеты" были интересны, жаль...Но нет худа без добра: мобыть на телик теперь вернут?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Выслуживается, однозначно!
[info]bruno_west@lj
2010-05-06 03:42 (ссылка)
Вот-вот, и я о том же. Никите Сергеичу достаточно пальчиком шевельнуть - один звонок любому теленачальнику и status quo восстановлен. Вот только закавыка: Владимир Рудольфыч уже месяц поди извивается, но не засчитывают покамест прогиб... Тайны однако...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pratiaxara@lj
2010-05-06 04:19 (ссылка)
великое говно о великой войне - УС-2, я узнал, что:

1. Когда Сталин кушал варенье, у него под боком играл оркестр и пел песенку.

2. Зэков не эвакуировали, так как автомобили нужны для армии, а расстреливали из спаренных пулеметов Максим, так как патроны армии были не нужны или их было до жопы, потому что американцы нам их поставили по лендлизу. Спасибо им, а то бы не победили.

3. Важным пунктом плана "Барбаросса" была бомбежка Колымы, чтобы подорвать промышленную мощь ГУЛАГа.

4. Сталин даже писать ходил, походу, с Берией.

5. В СССР был специальный "лагерь для членов семей изменников Родины", ЛЧСИР, круче ГУЛАГа, кароче.

6. Погоны, которые ввели в 43-м году, все начали носить в 41-м.

7. Для поездки в Артек, надо было разоблачить сына/дочь врага народа.

8. У каждого приличного советского активиста есть родственник, сидящий по 58-й статье, вспомнив которого, он писается.

9. Так как у немцев было плохо с бензином, танки в не боевом строю ходили под парусами, экономя топливо, а снарядов у них было до жопы, поэтому они ехали и стреляли.

10. Мирных жителей не эвакуировали, ибо не хуй.

11. Люфтваффе, главной задачей в 41-м была разбомбить двух пидорасов Михалкова и Дюжева, ибо от такой хуйни которую снял одухотворенный православием наш Режиссер, сам Гебельс прихуел от зависти.

12. В марте 43-го года на улицах Москвы строили баррикады и запускали аэростаты....

13. Немцы были благородные, Красный крест не бомбили и вообще пришли сюда спасти нас от большевиков, напоить пивом с сосисками и подписать долгосрочные газовые контракты с Газпромом. А эти дикие варвары - русские стали по ним стрелять.

14. Посудины речфлота были покрашены в бело-сине-красный треколор.

15. Морские мины нехуево плавают от берега до кораблей, круче торпеды.

16. Ну то что воевали саперными лопатками и винтовками супротив танка, так это говорит только хуевости немецкой техники, которую винтовка Мосина протыкала насквозь вместе с экипажем и о фанатизме этих варваров русских, одурманенных большевистской пропагандой.

17. Цыганам немцы выдавали "проездной документ" и всячески развивали их музыкальные таланты, а не расстреливало на месте. И это правильно, Лохокост может быть только один.

18. Евреи прекрасно выживали в оккупации, ну их и так понятно дустом не выведешь... Как немцы не пытались.

19. Немецкое подразделение, когда их все заебывало, стреляло по местным жителям и расходилось в разные стороны со словами - "да пошли вы все нахуй".

Это я перепечатала одного френда, ухохоталась!

20. Медсестры перед смертью бойцам РККА показывали сиськи.

С нетерпением жду вторую часть.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

С нетерпением жду вторую часть.
[info]bruno_west@lj
2010-05-06 04:47 (ссылка)
Да, спасибо, от меня это тоже не ускользнуло...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: С нетерпением жду вторую часть.
[info]pratiaxara@lj
2010-05-06 11:06 (ссылка)
Обязательно! Посмеемся вместе, я уверена: уже завесили Москву вместо героев-полководцев ВОВ портретами НСМ в звездах генерал-лейтенанта!Это,видимо,Костик его всетаки найдет и упырю-вурдалаку,коим изобразил Генералиссимуса уважаемый мной Максим Суханов, представит! Ну а тот,естественно,за все подвиги милостями и осыпит!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: С нетерпением жду вторую часть.
[info]bruno_west@lj
2010-05-06 12:56 (ссылка)
Кстати, Суханов - очень умный человек, не все талантливые актёры таковы.Как-то раньше я упоминал это его качество: http://lj.rossia.org/users/bruno_westev/?skip=420

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: С нетерпением жду вторую часть.
[info]pratiaxara@lj
2010-05-06 13:19 (ссылка)
Согласна: смотрела Сирано в "Вахтангова" с ним в главной роли: было хорошо!

(Ответить) (Уровень выше)

Re: С нетерпением жду вторую часть.
[info]real_sherhan@lj
2010-05-06 14:31 (ссылка)
А я в Суханова влюбился, случайно оказавшись на "Ревизоре" в Станиславского. Давно это было. Тогда только краем уха о нём слышал. Кстати, и однофамилец его в Сатириконе тоже очень хорош. Вот Артисты, а не Галкины-Машковы. А вот интервью с М.Сухановым никогда не видел. Правда, в последнее время мне стало казаться, что артисты - люди не особо большого ума. А почему бы, собственно, им быть умнее врачей? Приведу три примера. Джигарханян... Считается мудрецом. Слушал его многократно. По мне, он просто ахинею несёт. Выдаёт какую-то сомнительную сентенцию, а через три минуты вещает прямо противоположное.
Весник... Так любил слушать его рассказы, байки, воспоминания... И посмотрел на Культуре его творческий вечер. Понял, что сказать-то ему особенно нечего.
М.Козаков... Как к богу к нему относился. Вкус его безупречен. И вот, услышал по радио, как он среди примерно пяти человек обсуждал что-то из политики. Выглядел просто жалко, даже при том, что фон был совершенно серый.
И это лучшие люди!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

артисты - люди не особо большого ума
[info]bruno_west@lj
2010-05-06 17:10 (ссылка)
А я убедился, что Суханов весьма интересный собеседник. Мыслит самостоятельно. А в Джигарханяна вляпался буквально вчера - случайно ознакомился с его излияниями, как он пьяный вел машину по встречке, задремал, а кот, который "случайно" сидел рядом прыгнул ему на грудь и привёл в чувство... При этом целая ода коту и ни слова, что он был на грани преступления... Ну да не стоит их так всерьез критиковать - примеров много можно привести, что они не спинозы - пусть играют... Но это уже и меня тоже занесло - с дурацкими позволениями и советами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: артисты - люди не особо большого ума
[info]real_sherhan@lj
2010-05-06 17:35 (ссылка)
А кот Джигарханяна по кличке Фил упоминался им по меньшей мере в каждом втором большом интервью. Сейчас он уже, слава богу, умер. Никого умнее Фила Джигарханян, похоже, не встречал. Как ему удавлось присобачить этого кота к любым обсуждаемым вопросам, конечно, удивительно. Всвязи с этим вспоминается С.Конеген со своей собакой, если не ошибаюсь, Нюсей. Но воздействие последней на российское общество ограничивалось тем, что она временами гадила в телестудиях.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]real_sherhan@lj
2010-05-06 17:16 (ссылка)
Вспомнил не совсем к месту. Слышал, что у М.Суханова коллеги-завистники дачу сожгли. Это было лет 10 назад.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

коллеги-завистники дачу сожгли
[info]bruno_west@lj
2010-05-07 06:05 (ссылка)
Этого не знаю. Краем уха слышал, что дачу - в Юрмале - сожгли у тов. Задорнова М.Н. Пару лет назад. Я ещё подумал тогда: "О горе ам! Он же теперь не будет вылезать из телевизора..." А ведь так и есть.

(Ответить) (Уровень выше)