Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bruno_westev ([info]bruno_westev)
@ 2009-09-21 23:02:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Сытин Пресса

Сытин Газеты в глазете

 

Странное дело – у них нынче в руках цифровая аппаратура и программное обеспечение, а газеты из года в год все скучнее и поганее.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

Скудоумен и тщедушен нынешний газетно-журнальный рынок в России. И очень жаль, что позабыты уроки Сытина и Суворина – предпринимателей, которые сто лет назад совершили в стране газетную революцию.

 

…Случай как-то свел Сытина с Чеховым, который попросил издать сборник рассказов. Чехов предложил Сытину издавать газету. Через подставных лиц Сытин приобрел захудалую газетенку, чтобы потом у себя же ее и купить. Газета была до того черносотенным рупором. Однако издание тихо умирало от всеобщего невнимания, без подписки, без розницы, без объявлений, съевши казенную субсидию, задыхаясь от злости и ругая «либералов», которые её не замечали. Для Сытина преимуществом этой газетки было то, что издаваться она могла без предварительной цензуры, а подписная цена её была всего пять рублей в год. Время было тяжёлое. А потому, купив такую драгоценность, как «право» на издание дешёвой газеты, надо было  сохранить это право до лучших времен. И Сытин оставил пока ту же редакцию, сам газетой первое время не занимался, он просто давал на неё деньги.

 

Предание гласит, что Чехов спросил Сытина, как надо издавать газету?

Газету? Прежде всего,  нужны таланты, таланты и таланты. И только.

 

Но кроме чисто литературных талантов необходим был еще и талант организатора, чтобы получить право на издание газеты.

Такое право тогда считалось актом «личного доверия правительства к издателю». Кроме того, это право надо было уметь сохранить. Иван Дмитриевич, хотя во врагах правительства и не числился, но был фигурой, «замаранной либерализмом». Вот где снова проявляется его предпринимательский талант. Через подставных благонадежных лиц он создал газету, а затем купил ее вместе с правом, практически у себя же.

 

Так и ворвалось – век назад -  в общественную жизнь обновленное «Русское слово» - одна из самых популярных газет в России. Портрет Чехова украшал комнату редакционных совещаний в знак благодарности за идею и помощь в ее воплощении. По мнению сотрудников, в Москве случались только происшествия, а события происходили в Петербурге, поэтому в столице было организован корпункт - отделение редакции в сто репортеров. Их оперативность была поразительной. «Такой быстроты собирания сведений нет даже у правительства», – поражался Витте.

Стартовый тираж газеты насчитывал тринадцать тысяч, накануне революции перевалил за семьсот тысяч и порой даже приближался к миллиону.

 

Сытин освободил газету от прежней «черносотенной» редакции. Впоследствии Сытин выстроил для газеты четырёхэтажный дом на Тверской. Там разместились редакция и типография, в которой «Русское слово» стало печататься на новых ротационных машинах.

 

Когда газета была уже «раскручена», она стала, пожалуй. Одной из самых влиятельных в России. Ее называли «фабрикой новостей», шутка ли – в петербургском, например, отделении работало сто сотрудников. Двадцать четыре часа в сутки у телефонов дежурили репортеры, новости сыпались из глубинки,  словно из рога изобилия. В декабре 1911 года Блок записывал в дневнике: «Тираж «русского слова» - 224 000, т.е., считая 10 человек на № (это minimum), - около 2 500 000 читателей, газета идет вокруг Москвы и на восток, кончая Сибирью.

«Газета не нуждается ни в ком (из «имен») держится чудом (мое) – чутьем Ивана Дмитриевича Сытина, не стесняющегося в средствах (Дорошевичу, уходящему теперь, предлагалось 48 000 в год и пожизненная пенсия 24 000). Вся московская редакция – РУССКАЯ (единственный в России случай; не только «Речь», но и «Новое время», и «Россия», и «Правительственный вестник», и «Русское знамя» - не обходятся без евреев)... «Русское слово» полагает, что Россия – национальное и ГОСУДАРСТВЕННОЕ целое, которое можно держать другими средствами, кроме нововременских и правительственных. Есть нота мира и кротости, которая способна иногда застывать в благополучной обывательщине. Тревожится – сам И. Д. Сытин».

«Прекрасно быть мечтателем. Как прекрасно быть поэтом. Но рецепты больным не пишутся в стихах, там, где речь идет о бытии народа, быть практичным – долг». Так говорил об этой операции ее негласный главный редактор – Влас Дорошевич.

 

Редакция "Русское слово" родилась на основе газеты "Россия" в 1902 году. Портрет А.П. Чехова украшал комнату редакционных совещаний все годы ее существования в знак благодарности за идею и ее доброе воплощение. По словам ее сотрудников, в Москве случались только происшествия, а события происходили в Петербурге. Поэтому в столице было организовано крупное отделение со штатом в сто человек.

 

После некоторых кадровых пертурбаций фактическим редактором стал «король фельетона» Влас Дорошевич. Он поднял газету на недосягаемую высоту. Впервые в России была создана газета нового типа -  информационный вестник, фабрика новостей. В числе сотрудников были  незаурядные для той поры литераторы - Потапенко, Гиляровский. Сотрудничали в газете и корифеи пера - Горький, Бунин, Куприн, Леонид Андреев. Дорошевич переустроил «Русское слово» по типу западных газет. Структура газеты состояла из редакции, конторы, которая ведала финансовой и хозяйственной частью, типографии и экспедиции, предназначенных исключительно для «Русского слова».

Гордостью «Русского Слова» была его «провинциальная информация». Она потребовала действительно колоссального труда. В каждом городе России найти человека чуткого к общественным вопросам, внимательного и осторожного к верности сообщаемых фактов, способного к журнальной работе, живого, отзывчивого, и притом человека, на которого редакция могла бы вполне положиться, за которого могла бы принять на себя полную ответственность – задача неимоверно трудная. Сменилась уйма лиц, пока не выработался, штат бесчисленных провинциальных корреспондентов «Русского Слова». Ежедневно в редакцию поступало не менее двенадцати тысяч строк – статей, телеграмм, хроникерских заметок.  При этом только четверть всех материалов приходило и обрабатывалось  днём, основная же масса приходила вечером и ночью - между девятью часами вечера  и пятью утра. Информации поступало так много, что было открыто отделение почтамта в самом здании газеты.

Это была всем доступная народная газета. Если суворинское «Новое время» обходилось подписчикам в семнадцать рублей в год, то  «Русское слово» – в восемь. Печаталось много рекламных объявлений. В обычном номере на шести полосах  реклама, например, занимала всю первую и большую часть последней полосы. Объявления и реклама приносили очень большой доход газете. С ростом популярности газеты, всё большее количество рекламных объявлений публиковалось в «Русском слове», и стоимость публикации с каждым годом росла.

Вернувшийся в апреле семнадцатого  из Швейцарии Ленин выступил за закрытие всех буржуазных газет, в первую очередь «Русского слова», которое активно критиковало большевиков. 8 ноября в «Русском слове» помещена статья, где установившийся режим назван «новым самодержавством». После выборов в Учредительное собрание, по итогам которого ленинская партия оказалась в меньшинстве, сытинская газета призвала граждан бороться за демократию, но этот номер стал последним — Ленин распорядился о проведении ночных рейдов по редакциям враждебных газет и их закрытии.

Сытин стремглав реагировал на меняющуюся конъюнктуру спроса. «В день объявления русско-турецкой войны 1877 года, - вспоминал издатель, -  я побежал на Кузнецкий мост, купил там карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты, где наши войска перешли через Прут. В пять часов карта была готова и пущена в машину с подписью: «Для читателей газет. Пособие». Литографические картинки шли нарасхват. Купцы торговались не в цене, а в количестве. Товара на всех не хватало».

 

«Товарищество И.Д. Сытина» было национализировано, правда, издания с его маркой продолжали выходить. Сытинскую типографию назвали Первой образцовой — она и сегодня полиграфический флагман. Сытин еще пять лет был в издательском деле: являлся «уполномоченным» своей же типографии — благодаря его влиянию удавалось привозить из-за границы дефицитную тогда бумагу. Ему было предложили руководить Госиздатом, он отказался, не по нему, мол, шапка. Остался при деле в скромной должности консультанта при Вацлаве Воровском – главе издательства. При нэпе Сытин встрепенулся, ему позволили взять сызнова несколько бывших его предприятий – он сделал их преуспевающими, однако короток был век нэпа, да и годы Сытина клонились к закату. В начале своего упорного труда и поиска Сытин получил серебряную медаль за лубки, представленные на промышленной выставке в Москве. Этой первой своей наградой он очень гордился и почитал выше остальных. А было их немало: к 1916 году двадцать шесть медалей и дипломов. Среди них - золотые медали, полученные на Всемирных парижских выставках в 1889 и 1900 годах; диплом, подтверждающий право изображения Государственного герба, присужденный на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896-м; золотая медаль, врученная в Бельгии в 1905-м, и многие, многие другие... Новая рабоче-крестьянская власть тоже облагодетельствовала национального героя – снабдила лицемерной пенсией, которую назвала персональной. Слава Богу, он вовремя умер (1934) и не успел получить иных «наград» от партии и ее правительства. 

Издатели есть разные: одни улавливают имеющийся спрос, другие создают новых читателей. Первых – легион, вторых впору заносить в красную книгу. Сытин в ней. Мнение многих о значении Сытина блестяще выразил Николай Телешов: «Призванный «отворять дверь» в книжную лавку, Сытин впоследствии действительно во всю ширь распахнул двери к книге – так распахнул, что через отворенную им дверь, он вскоре засыпал печатными листами города, и деревни, и самые глухие «медвежьи углы» России, куда понесли офени и коробейники – бродячая сытинская армия – копеечные брошюрки «Посредника» с произведениями крупнейших писателей во главе с Л.Н.Толстым, за которыми следовали Лесков, Гаршин, Короленко, с рисунками выдающихся художников, как, например, Репин».

           

Его пример недосягаем алчным нынешним «гутенбергам», которые запрудили рынок отходами скудоумия и полуграмотного ремесленничества, внешне – глянец, а ковырнешь – помои. Величие Сытина в том, что он не брался ради выгоды потакать низменным позывам человека, а делал легко доступною пищу для ума и для души, принося даже в самые затаенные и темные уголки империи плоды просвещения. 

 



(Добавить комментарий)

Сытин в книге Неизвестные Известия
(Анонимно)
2009-09-25 22:05 (ссылка)
добавить могу к этому только то, что хоть каким-то боком, крайне скупо, но информация о тех, кто действительно делали настоящую газету опубликовали в этой книге.Неизвестные Известия. На сайте Издательства есть информация.
Но вот толькл как-то тма автор галопом по Европам написал. Кто такой Галумов и какое он имеет отношениен к истории Известии, увы, осталось загадкой. Иллюстрации суперские. Вероятно весь архив на Пушкинской отсканировали. Хоть за это спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Сытин в книге Неизвестные Известия
[info]bruno_westev
2009-09-26 09:16 (ссылка)
Спасибо. К стыду своему покаюсь, даже не знал ни о существовании книги "Неизвестные "Известия", ни о том, кто такой ее автор Галумов. Зайду туда, м.б. почитаю...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pratiaxara.livejournal.com
2009-11-20 23:53 (ссылка)
В моей библиотеке есть Сытинское ПСС Л.Толстого,первое посмертное 1912г,под редакцией П.И.Бирюкова.Прекрасно было издано,с серебряным портретом на обложке, бумага и сейчас как новая, шрифт четкий, поля широкие - щас даже и не знаю,кто так издает.

(Ответить)