Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2008-01-30 14:09:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Антируссоистское


   Чего только не прочитаешь, болеючи! (Лихоманка всё ещё со мною и отступает крайне медленно)...
Дошли руки и до сборника Жан-Жака Руссо, выпущенного еще в 1998 году и купленного мною у букиниста для коллекции - сюда включены прежде всего статьи о б искусстве и литературе, а также 5-я книга романа "Эмиль" и фрагмент неоконченного романа "Эмиль и София, или Одинокие".

Чем больше читаю Руссо, тем большим отвращением к нему проникаюсь. 
А читала я немало. "Новую Элоизу" проштудировала раза три насквозь, пристально и придирчиво. Трактаты читала. "Исповедь", вестимо, тоже. А уж в "Музыкальный словарь" заглядываю регулярно, причем на языке оригинала и даже в самом что ни на есть первом издании (оно есть в консерваторских "редкостях"). 

Убейте - не понимаю, что такого великого и замечательного находили в этом человеке. По-моему, омерзительная личность.  Самовлюбленный эгоист, поверхностно нахватавшийся знаний дилетант, лишенный глубокого понимания как философии, так и искусства; моральный урод, берущийся учить человечество морали...
И правильно, что этого "великого мыслителя" гнали отовсюду поганой метлой. Хотя, конечно, гнали не за то, что действительно того бы заслуживало - нападки на официальную религию в "Эмиле" - сущие цветочки, там есть вещи куда более возмутительные. 
Ну, да боги с нею, с моралью.
Только ведь "искусствоведческая" и "художественная" деятельность этого велеречивого самоучки нанесла, на мой взгляд, огромный вред французской музыке. Судивший о ней в меру своих крайне ограниченных талантов и своей фанатичной италомании, Руссо пытался заживо похоронить великую традицию Люлли и Рамо (к последнему он питал сугубо личную ненависть). В результате же точка зрения Руссо, предельно тенденциозная и несправедливая, стала выглядеть как выражение "прогрессивной" и "просветительской" позиции; думать иначе было уже просто некомильфо - а после смерти старого Рамо в 1764 году защитников у искусства великого, сложного, многослойного в смысловом и неоднозначного в психологическом отношении уже не нашлось. Восторжествовал пресловутый "Деревенский колдун" с его простенькими мелодийками, примитивной гармонией, никакой оркестровкой, убогими формами (песни и рондо) и плоской моралью - такое искусство, конечно, всем нравилось, потому что было понятно каждой прачке. 
А каковы "Фрагменты замечаний об итальянской "Альцесте" г-на кавалера Глюка"?..  Признаваясь, что его разум пребывает в состоянии упадка, Руссо всё-таки берет на себя наглость давать Глюку рекомендации в менторском стиле - вот тут я бы сделал так-то, а вот там - так-то...
Кишка тонка. Никогда бы не сделал. Потому что ничего не смыслил в контрапункте (Глюк тоже не был великим контрапунктистом, но был по крайней мере профессионалом), не умел писать крупных форм, не подозревал о том, что такое тематическое и мотивное развитие... И при всем при этом даже не подозревал о глубинах своего невежества, выдавая оное за добродетель - то есть якобы за природный неиспорченный образованием вкус!..
Похоже, что единственным талантом Руссо было умение бесконечно много говорить и писать на любые темы, безапелляционно судя о предметах, в которых он разбирался весьма слабо (видимо, его почитатели - еще того меньше), и яростно нападая на профессионалов, которые могли его разоблачить (как пытался сделать Рамо). 

И этот болтун - в ряду великих?..
Убейте, не понимаю.



 



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]cleofide@lj
2008-01-30 10:59 (ссылка)
Сравнивать Руссо со Ждановым, конечно, некорректно. Но Руссо сильно влиял на общественное мнение, и за ним стояла целая орава единомышленников, поклонников и поклонниц. А Рамо был практически одинок, и никто за ним не стоял - двор его особо не жаловал, преданных учеников у него не было, с энциклопедистами он был в напряженных отношениях (Д'Аламбер знал ему цену, но не делал погоды в общем умонастроении). Глюк... Он вынужден был прислушиваться к парижским авторитетам, поскольку хотел добиться там успеха - и добился-таки. По крайней мере он сам признавался, что изучал руссовскую критику монолога Армиды из одноименной оперы Люлли (критику, на мой взгляд, обнаруживающую полное непонимание со стороны Руссо стиля Люлли и французской декламации).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chizhen@lj
2008-01-30 11:28 (ссылка)
Думаю, Вы недооцениваете влияния Руссо, - см. иой экскурс ниже.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_nick_1@lj
2008-01-30 12:08 (ссылка)
cleofide, конечно, я Вам полностью поверю, но разница в том, что Глюк - мог не подчиниться. А вот Прокофьев не мог, люди с Вашим, а не с моим (слух=0)), пониманием рассказывали, что опера "Война и мир" написана так, как будто автору пистолет к виску приставили - поэтому, плюс еще из-за даты своей смерти, Прокофьев - самый несчастный великий композитор на свете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-30 12:44 (ссылка)
Моему слуху так не показалось - в "Войне и мире" многое совершенно восхитительно, и музыка очень сильная. Но Прокофьева действительно загнали и обложили, сильно ускорив его кончину.
У Глюка находились и другие недруги - их было много, и они ему попортили кровь в самом буквальном смысле: за свой успех он заплатил двумя инсультами и в последние годы жизни, увенчанный всеми лаврами, уже ничего не мог написать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_nick_1@lj
2008-01-30 13:01 (ссылка)
Так Прокофьев даже с пистолетом у виска не мог писать плохой музыки, так что правы и Вы, и одновременно те, кто это рассказывал.
Такого рода недруги были у многих талантливых людей - Мелвилла за "Моби-Дика" тогдашняя американская пресса смешивала с грязью не хуже наших нынешних сочинителей чернухи и заказухи. Но, согласитесь, за ними не стояли тоталитарные властные структуры, как в случае с Прокофьевым, поэтому он заслуживает большего сочувствия. Мелвилл, взял и уехал в другой город, а Прокофьев даже этого сделать не мог.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -