Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ddanilov ([info]ddanilov)
@ 2009-09-05 17:01:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение:Петька жрал шашлыки
Музыка:Васьки жарили шашлык

Так называемые "шашлыки"
Не понимаю, почему все повально употребляют слово "шашлык" во множественном числе. "Жарили шашлыки", "ели шашлыки". Насколько я понимаю, правильно - в единственном числе. Слово "шашлык" обозначает блюдо целиком, а не отдельный кусочек мяса. В отличие от слова "пельмень", которое обозначает не блюдо целиком, а отдельный, индивидуальный пельмень (а блюдо целиком - "пельмени").

Мне так кажется.



(Добавить комментарий)


[info]karaulov@lj
2009-09-05 10:13 (ссылка)
Более того, само слово "шашлык" уже и так имеет множественное число. Так что нельзя сказать "шашлык был отвратителен", а только "шашлык были вкусны".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 10:20 (ссылка)
Это множественное? На каком языке?

Кстати, говорить "шашлык был отвратителен" нельзя еще и из соображений межнациональной толерантности. То же касается шаурмы, самсы, хычынов и прочих чебуреков. "Это не может быть отвратительным".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]karaulov@lj
2009-09-05 11:13 (ссылка)
Как известно, "шашлык" по-турецки означает "шесть кусочков".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 11:46 (ссылка)
Вот оно как. Какие бездны открываются...

(Ответить) (Уровень выше)

Из словаря русского языка в 4-х томах
[info]sdanilov@lj
2009-09-05 11:29 (ссылка)
ШАШЛЫ́ЧНЫЙ, -ая, -ое.

1. Прил. к шашлык.

2. в знач. сущ. шашлы́чная, -ой, ж. Небольшой ресторан, закусочная, специализирующиеся на приготовлении шашлыков и других восточных блюд.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Из словаря русского языка в 4-х томах
[info]ddanilov@lj
2009-09-05 11:46 (ссылка)
О, интересно.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Из словаря русского языка в 4-х томах
[info]ddanilov@lj
2009-09-05 12:26 (ссылка)
Посмотрел на Яндекс.словарях и грамоте.ру - больше нигде примеров с употреблением множественного числа не обнаружил.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

из меню "Антисоветской" ;)))
[info]sdanilov@lj
2009-09-05 12:51 (ссылка)
Image (http://smg.photobucket.com/albums/v293/sdaniil/?action=view&current=kvr082.jpg)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: из меню "Антисоветской" ;)))
[info]ddanilov@lj
2009-09-05 12:58 (ссылка)
:-)))

Если серьезно, то в таком контексте (разные виды шашлыка = шашлыки) употребление множественного числа выглядит вполне корректным.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: из меню "Антисоветской" ;)))
[info]ddanilov@lj
2009-09-05 13:01 (ссылка)
А, кстати, где это?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

на Ленинградском проспекте
[info]sdanilov@lj
2009-09-05 13:14 (ссылка)
Image (http://smg.photobucket.com/albums/v293/sdaniil/?action=view&current=antisov-1.jpg)

напротив бывшей гостиницы "Советская" (ныне отель "Советский")
Image (http://smg.photobucket.com/albums/v293/sdaniil/?action=view&current=antisov4.jpg)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: на Ленинградском проспекте
[info]ddanilov@lj
2009-09-05 13:19 (ссылка)
Буду знать!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]karaulov@lj
2009-09-05 13:23 (ссылка)
Офигели они, такие цены выставлять.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]ddanilov@lj
2009-09-05 13:25 (ссылка)
Вообще да, дорого. Как-то я не обратил внимание.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Из словаря русского языка в 4-х томах
[info]yatsutko@lj
2009-09-05 15:12 (ссылка)
"шашлыков" тут как "масел". в смысле - шашлыка из ягнёнка, шашлыка их курдюка, шашлыка из говядины и т.п.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kot_parmenid@lj
2009-09-05 10:27 (ссылка)
Спорный вопрос. В отличие от пельменей, когда стандартная порция составляет 12 штук, порция шашлыка - это совокупность кусков мяса на одном шампуре,т.е. 1 шашлык. Тогда получается, что "жарить шашлыки" - готовить сразу много порций, но в то же время для отдельно взятого человека будет правильно "съесть шашлык".

Здесь, по-моему, название блюда просто совпадает с названием одной порции блюда. Как ведь и блюдо называется "пирог", но всё-таки говорят "печь пироги" (если их много), а не "печь пирог".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 10:35 (ссылка)
С другой стороны, мы говорим "готовить борщ" или "готовить гуляш" даже в том случае, когда готовится целый котел на тысячу человек.

Тут спорный вопрос - обозначает ли слово шашлык именно один шампур, а не "вообще". Я склонен считать, что "вообще", хотя обосновать не могу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kot_parmenid@lj
2009-09-05 12:43 (ссылка)
Борщ - неисчисляемое, как снег. Нельзя выделить единицу борща. (Хотя говорят "борщи", имея в виду разные виды борщей).
Гуляш - то же самое. В силу малости отдельных кусочков мяса и трудности их локализации, невозможно чётко отграничить порцию.
Иное дело - шашлык, тут исчисляемость очевиднее. Не так, как с котлетами, но почти.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]e2k_4d_x_ussr@lj
2009-09-05 10:39 (ссылка)
"... ели купаты, шашлЫк-ки..." (с)

(Ответить)


[info]palysandr@lj
2009-09-05 11:02 (ссылка)
Это все от природной широты русского человека - тяга к условному множественному числу. Жарить шашлыки, ездить на юга, ходить в гости...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 11:10 (ссылка)
"Поедем в Соча".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]karaulov@lj
2009-09-05 11:36 (ссылка)
А вот "Сочи" - это он, оно или они?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 12:25 (ссылка)
По-русски, насколько я понимаю, он.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]karaulov@lj
2009-09-05 12:29 (ссылка)
Но Афины-то уж точно они?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 12:31 (ссылка)
По-какому? По-русски - они. А по-грецки - хрен знает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ortodoxportugal@lj
2009-09-05 11:32 (ссылка)
"Долой безграмотность, деградацию и одичание".

Долой.

(Ответить)

Так называемые
[info]comme_de_garcon@lj
2009-09-05 12:48 (ссылка)
Мнится мне, что "шашлык"-это блюдо, а "шашлыки"-уже занятие )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Так называемые
[info]ddanilov@lj
2009-09-05 12:59 (ссылка)
А, точно :-)) "Поехали на шашлыки" - тут можно и без шашлыка как такового обойтись, главное - алкоголь :-))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rapuntsel@lj
2009-09-05 13:44 (ссылка)
Почему, вполне мн.ч. возможно. вон грамота.ру вообще не видит ничего особеннного http://www.gramota.ru/spravka/buro/search_answer/?s=%F8%E0%F8%EB%FB%EA%E8, но мне кажется, мн.ч. здесь, как в случае в сырами, водами, медами (относятся к несчитаемым), даст новый оттенок значения - сортность. каких только шашлыков не было на столе: и из баранины, и из козлятины и т.д.
"есть шашлыки" - ну еще куда ни шло. "поехать на шашлыки" совсем некорректно.

а слово "пельмени", означающее блюдо, и слово "пельмени", означающее несколько "пельменей", по-моему, вообще разные слова. у первого нет единственного числа, оно вроде тоже несчитаемое, у второго есть оба.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 13:49 (ссылка)
Да, когда речь идет о разных видах шашлыка - это корректно, я там где-то выше про это писал. Именно сортность.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rapuntsel@lj
2009-09-05 13:50 (ссылка)
а на чем основано твое убеждение?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 13:59 (ссылка)
Я бы сказал, из чувства языка. Филологических доказательств у меня нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rapuntsel@lj
2009-09-05 15:01 (ссылка)
Мое чувство тоже говорит о единственном числе, но есть подозрение, что и множественное тоже может иметь некие права. я бы не стала так гневно обличать любителей "шашлыков". раз шашлык, два шашлык, дайте мне, пожалуйста, пять шашлыков, то есть несколько единиц одного и того же. восемь рассольников, три винегрета. в разговорной речи допустимо, наверно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 15:06 (ссылка)
Ну в общем-то да. Фразу про одичание убираю :-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rapuntsel@lj
2009-09-05 15:37 (ссылка)
:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rapuntsel@lj
2009-09-05 13:49 (ссылка)
хотя вот подумалось, а почему бы и не поехать на шашлыки - конструкция аналогична "поехать на пикник", "поехать на барбекю"(в значении "мероприятие, вечеринка"). нормально.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 14:00 (ссылка)
Как-то мне это слух режет. "Поехать на шашлык" мне представляется более корректным, как-то это более по-русски. Кстати, не припомню, чтобы раньше (20-30 лет назад) говорили "шашлыки", в моем восприятии это какое-то новообразование.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]e_dikiy@lj
2009-09-05 14:13 (ссылка)
20-25 лет назад - точно говорили.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yatsutko@lj
2009-09-05 15:15 (ссылка)
Я впервые столкнулся с таким произношением в середине 90-х в Питере. В Ставрополе говорили исключительно "на шашлык". Множественное число вовсе не использовалось. И это правильно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 15:21 (ссылка)
Я вот тоже до 90-х такого не слышал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yatsutko@lj
2009-09-05 15:13 (ссылка)
Правильно кажется. Шашлык. "Поехать на шашлычки" - чистое дикарство и жлобство.

(Ответить)

из питера - меня не коробит
[info]d_su@lj
2009-09-05 16:15 (ссылка)
когда кто-то готовит шашлык сам, а не заказывает в ресторане, то их сразу готовится несколько - так технологичнее. поэтому, как мне кажется, шашлыки, что их готовится сразу много (так же, как и пельмени в тарелке, а вот если одна штука упала на пол, тогда пельмень - и лепить по одному пельменю).

это так же, как ходить за грибами, и в итоге найти один гриб - абсурдно. съесть можно один шашлык, или два шашлыка, но не шашлыки.

про то, что шашлык - это шесть (то есть уже множественное) - не знала, но не очень верю в то, что у нас эта множественность сохранялась.

по поводу поехать на шашлык - это так же, как пить пиво - то есть можно перепробовать 5 сортов и выпить 10 стаканов, но всё равно пиво. и винО и вИна (если пробуют разные сорта) пьют, а у пива множественное не образуется. и у водки тоже.

вообще это специфическое множественное типа "почему ребёнок не ест фрукты" - когда достаточно ребёнку съесть один фрукт или даже полфрукта, чтоб не возникало вопроса про фрукты.

а шашлычки - тут я соглашусь с Яцутко, пошловато.

а ещё у нас есть кура гриль, и просто кура. она вам как?
(тут образуется единственное по аналогии со множественным - курица- куры -> кура). говорят, оно изначально региональное, но я специально не проверяла.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: из питера - меня не коробит
[info]ddanilov@lj
2009-09-05 16:19 (ссылка)
Кура - это такой известный питеризм, да. Слух совершенно не режет, но у нас так не говорят. Только курица. Еще греча-гречка из этой оперы.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: из питера - меня не коробит
[info]yatsutko@lj
2009-09-06 02:16 (ссылка)
> ходить за грибами, и в итоге найти один гриб - абсурдно.

Да ладно. Можно и ни одного не найти. Или найти, но не грибы.

> когда кто-то готовит шашлык сам, а не заказывает в ресторане, то их сразу готовится несколько

когда кто-то готовит шашлык сам, он его готовит на нескольких шампурах. метонимически можно сказать "съел несколько шампуров", имея в виду, что съел шашлык с нескольких шампуров. выражение "шашлыки" допустимо только в одном случае - когда речь идёт о разных блюдах, т.е. о разных "сортах" шашлыка ("шашлык по-турецки" и "шашлык по-азербайджански", например, или "шашлык из свинины" и "шашлык из баранины"). а вот "два шашлыка" или "три шашлыка" говорить не следует никогда и ни в каком случае, потому что это не по-русски. Нельзя съесть два шашлыка, как нельзя съесть два плова. По-хорошему, нельзя и в ресторане заказать два шашлыка или два плова, хотя так часто и говорят ("Девушка, два шашлыка и два плова, пожалуйста"). Правильно сказать, например, так: "Мне и даме шашлык".

ЗЫ. "Кура" - в самом деле региональное питерское, как и "греча". Меня, когда я там жил, от этих слов реально коробило. В литературном русском языке их нет. Есть "курица", "курятина", "гречневая крупа", "гречневая каша", "гречка".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_p@lj
2009-09-05 16:32 (ссылка)
а я слышал в том же духе про бефстроганов, в форме "я съел три бефстрогана".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 16:42 (ссылка)
Ужас какой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_p@lj
2009-09-05 16:44 (ссылка)
ага, уже немало лет с тех пор прошло, а я всё забыть не могу.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2009-09-06 09:27 (ссылка)
Это, пожалуй, тянет на "ужас-ужас-ужас"! Учитывая, что bœuf-stroganoff ("говядина по-строгановски") вообще едва ли способна принимать какую-либо другую форму (вроде фуа-гра, например).
Степан.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yatsutko@lj
2009-09-06 02:18 (ссылка)
Тогда уж "бефстрогановых".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_p@lj
2009-09-06 04:21 (ссылка)
так правильнее про неодушевлённое, а тут же - бефстроганов! (по принципу "вы любите слонов, а я - бефстроганов").

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yatsutko@lj
2009-09-06 04:32 (ссылка)
Нет. Это если бы в именительном падеже ед. числа было "бефстроган", но ведь в им. п. ед. ч. именно "бефстроганов".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_p@lj
2009-09-06 04:39 (ссылка)
точно. как же я мог об этом забыть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anchentaube@lj
2009-09-05 16:36 (ссылка)
множественное число от слова "шашлык" - я где-то читала - это "машлык", и это не шутка, а реальное словообразование!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ddanilov@lj
2009-09-05 16:42 (ссылка)
Культур-мультур-мультикультур :-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anchentaube@lj
2009-09-05 16:43 (ссылка)
именно!!! : )))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nikiforer@lj
2010-10-25 20:36 (ссылка)
Вчера приготовил это блюдо. Очень вкусно. Каждый рецепт хорош, и блюдо шашлык из грибов приготовление (http://gogol-mogol.su/kulinarnye-recepty/zakuski/354-shashlyk-iz-gribov-farshirovannye-shampinony-na-shpazhkax.html) займет достойное место в кулинарной книге кулинара.

(Ответить)

До лучших времен меньше суток ))!
[info]kreegarifo@lj
2011-12-30 21:14 (ссылка)


(Ответить)

купить мебель для столовых
(Анонимно)
2012-08-27 08:14 (ссылка)
[url=http://postavkimebeli.ru/вопросы-и-ответы.html]Вопросы и ответы[/url]

(Ответить)

xyristx
(Анонимно)
2012-09-04 01:26 (ссылка)
Юридический центр Прайм предлагает услуги физическим и юридическим лицам. Суды иски арбитраж(составление заявлений жалоб претензий) гарантия опыт.В нашем офисе или по телефону (812) 385-56-90 вы можете получить консуьтации следующих специалистов : [url=http://lcspb.ru]юрист[/url] [url=http://lcspb.ru]адвокат[/url] [url=http://lcspb.ru/voennoe-pravo]военный юрист[/url]
[url=http://lcspb.ru/voennoe-pravo]военный адвокат[/url] [url=http://lcspb.ru/zemelnoe-pravo]земельный юрист[/url] [url=http://lcspb.ru/semeynoe-pravo]семейный юрист[/url] [url=http://lcspb.ru/strahovye-spory]страховой юрист[/url]
[url=http://lcspb.ru/trudovoe-pravo]трудовой юрист[/url] .Помогаем разрешить конфликтные ситуации с [url=http://lcspb.ru/departament-zhilishchnogo-obespecheniya]джо мо рф[/url] [url=http://lcspb.ru/departament-zhilishchnogo-obespecheniya]департамент жилищного обеспечения[/url] . Помогаем с военной ипотекой, [url=http://lcspb.ru/nakopitelno-ipotechnaya-sistema-obespecheniya]военная ипотека[/url] [url=http://lcspb.ru/privatizaciya-zhilya-voennosluzhashchimi]жилье военным[/url] . [url=http://lcspb.ru]юридическая консультация[/url] .
Через нас вы можете [url=http://lcspb.ru/nedvizhimost]купить квартиру[/url] [url=http://lcspb.ru/nedvizhimost]продать квартиру[/url] [url=http://lcspb.ru/nedvizhimost/soprovozhdenie-sdelok]юридическое сопровождение сделок с недвижимостью[/url] .




Мы любим утверждать о книга, точно было бы неплохо жительствовать по европейски, сообразно закону и правилам, которые не в коей мере не ущемляют наши права, всего нормы права разрешают гражданам пользоваться своими правами таким образом, воеже они не нарушали прав других лиц. Около этом область посреди правами одних и других лиц довольно тонкая и преступление этой грани непременно приводит к возникновению конфликта. Всетаки на практике очень многократно одно персона сознательно нарушает права других лиц. Вследствие того, сколь личико, чьи права нарушены как положение не обладает необходимой информацией ради защиты своих прав, оно попадает в непонятную и запутанную чтобы него ситуацию. Быть этом не в коем случае догадливость о необходимости обратится к качественному юристу и адвокату чтобы ранней стадии не кому не приходит. Неотлучно пытаются искать помощи знакомых, друзей, родственников, быть этом получая колоссально сомнительные с точки зрения юриста законы, и сознательно отказываясь через квалифицированной юридической помощи адвоката alias юриста.

(Ответить)

секс знакомства
(Анонимно)
2013-05-11 18:30 (ссылка)
Представляем вашему вниманию :[url=http://bezotkazzniki.org/?t=20617][b]mamba секс знакомства[/b][/url]

[url=http://intimstrana.in/?t=20617][img]http://i48.fastpic.ru/big/2012/1117/4e/711607afcc3b41ef88ac1dff0c6d1c4e.jpeg[/img][/url]

Сайт секс-знакомств [url=http://sex-mambax.com/?t=20617][b]знакомства maill ru[/b][/url] создан ради того, чтобы желающие имели возможность дать друг другу секс безвозмездно. Всё начинается и заканчивается как обыкновенный виртуальный флирт, который совершенно никого ни к чему не обязывает. Но часто, посетив сайт интимных знакомств, люди встречаются и неплохо проводят часы друг с другом. Но, те, кому всегда хочется всего и сразу, также запросто отыскивают партнеров сразу здесь [url=http://yourlaves.com/?t=20617][b]секс знакомства бесплатная регестрация[/b][/url]. Знакомства для секса всегда так интригующи!

(Ответить)