Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dm_krylov ([info]dm_krylov)
@ 2003-12-22 01:44:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
на день рождения Сталина
Главное обвинение Сталину заключается в том, что он физически уничтожил многих людей, многиеЮ если не большинство из которых, не были виноваты ни по закону, ни по моральным нормам. Одни говорят о 40 миллионах, другие приводят документальные свидетельства о менее чем 1.8 млн. смертных приговоров.

Сегодня в книжном магазине я зашел в кафе. Было почти 11 вечера, и магазин скоро должен был закрываться. Я заказал стакан молока, так как не было подходящего чая, и пирожное. Продавец, молодой человек лет 25-ти, спрашивал меня дважды, прежде чем я сообразил, что заказать, и когда я называл заказ, буквально бросился к ветрине, не дослушав моих слов. Я хотел было сказать ему - куда такая спешка в конце рабочего дня? Отдохни и сбавь обороты. Но посмотрев на него, понял, что говорить ему что-либо помимо заказа бесполезно. Некоторые американцы просто перестают понимать человеческую речь, если дело не идет о работе. Как описать состояние этого молодого человека и вообще большинства работающих американцев? Они бегут, чтобы оставаться на месте.

Вот я и думаю. Этого парня никто никогда не репрессирует, скорее всего. И он считает свое правительство справедливым, а страну свободной (это хорошо, кстати, само по себе). Но у него нет, не было и никогда не будет даже представления о том, что такое спокойная жизнь и уверенность в завтрашнем дне. И так у сотен миллионов американцев. С этим спокойствием и уверенностью напрямую связано человеческое достоинство, за отсутствие которого американцев так часто презирают. Белки в колесе? Пожалуй.

Сталин не был "добрым царем". Начало его правление было кровавым, а страх по отношению к созданному им государству сохранялся и после XX съезда партии. Показательны, однако, речи Сталина по поводу победы на Германией и Японией, в которых он выносит благодарность русскому народу. В его словах слышно удивительное для человека, подобного ему, чувство: любовь. Он полюбил русских за то, что они сделали, казалось бы, невозможное в войне, в которой все было против них. И умирали русские в этой войне со словами "За Родину, за Сталина". Под "Сталиным" русский гений с присущей ему широтой понимал, надо полагать, то же что и под "царем" в словах "За Веру, Царя и Отечество", то есть фигуру богоугодную, но не безгрешную в отличие от католического папы. Символ власти, которая чистой не бывала нигде и никогда, но величественной была или нет в зависимости от того, кто ею владел.

Есть вещи, которые сегодня трудно понять при всем желании. Например, я долго не мог понять, почему моя мать плакала в день смерти Сталина и почему, став взрослой, не стеснялась об этом рассказывать.

Среди нескольких тысяч книг в магазине, в который я сегодня зашел, есть книги о Сталине, но нет ни одной, из которой можно бы было понять, что такое был Сталин и вообще что такое открыто заявляющая о себе сильная воля. Мне в этом отношении повезло - я многое узнал и понял из рассказов своих родителей и вообще людей их поколения. Из этих рассказов и из начитанного я сделал вывод, что исторически говоря, алтернатива именно такова: миллионы белок в колесе или сильная воля. Американцы согласились быть белками, пока что похоже, что и русские тоже, хотя мне кажется, что народ, еще два поколения назад умиравший за Родину и Сталина, вряд ли выживет при таких условиях. Слишком мелок масштаб, слишком узко пространство, слишком мелко плаванье.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ddanilov@lj
2003-12-21 20:12 (ссылка)
>алтернатива именно такова: миллионы белок в колесе или сильная воля

Все же, общество, ориентированное на идеал "белки в колесе", оставляет любому человеку возможность выскочить из колеса и заняться чем-нибудь другим. Плата за это - ярлык лузера и стесненные материальные обстоятельства. Ну, то есть, не делать карьеру, найти работу попроще, сутки через трое, и делать, что хочешь - книжки читать или писать, молиться/поститься, медитировать, гулять и т. п. Да, мало денег, да, окружающие презирают - ничего, это не самая большая плата за относительную свободу. По крайней мере, никто не мешает человеку оставаться на обочине насильственными способами.

Почему-то этот факт в многочисленных полемиках "на тему" обычно не учитывается.

Как ни омерзителен идеал "белки в колесе" и как в целом не отвратителен "либерализм" как система идеалов, а все же мне в подобном обществе жить нравится больше, чем в "обществе сильной воли" - именно за счет большего количества вариантов, из которых я могу выбирать. Мне нравится то, что я могу наплевать на общество "белок в колесе" и заняться собой. Общество "сильной воли" не дает возможности его игнорировать, от него некуда деться, и это, в сущности, ужас.

Опять-таки, когда к виску приставлен пистолет или когда "десять лет турма сидеть", как-то не до величия "общества сильной воли" становится.

И еще: из рассказов людей, живших при Сталине (это самые простые люди, крестьяне или вчерашние крестьяне, недавно переехавшие в города, как моя покойная бабушка и некоторые другие родственники) как-то не следует, что они ощущали "уверенность в завтрашнем дне". Вовсе наоборот: постоянный монотонный страх, боязнь опоздать на работу, боязнь, что "сосед настучит", тупая монотонная изнуряющая работа. Те же "белки в колесе", только под дулом автомата и при полнейшей невозможности из этого колеса выскочить.

(Ответить)


(Читать комментарии) -