Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dm_krylov ([info]dm_krylov)
@ 2005-08-09 19:49:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
о природе творчества
Ограничусь литературным. Оно пробуждается, крепнет и достигает расцвета в людях, которые видят нечто, чего другие люди не замечают. Перед глазами одна и та же картинка, однако означает она разные вещи для человека одержимого творчеством и для обыденного. Тут человеку достаточно осознать эту разницу между своим (единичным) и чужим (общим), чтобы произошло нечто вроде химической реакции выделения тепла, в результате которой человек одержимый перестает таковым быть и становится обычным, но в процессе порождает нечто, ярко свидетельствующее о том, каким он был еще некоторое время назад. Предпосылка к пророческому дару, в этом смысле, сродни тому инстинкту, который двигает мальчика подсматривать за взрослыми и вообще выведывать то, что другим неизвестно и скрыто. Это желание забежать вперед и знать то, что другим не дано. Развернуться этот инстинкт может только в натуре, которая тем или иным способом отвоевала себе смелость, доходящую до безоглядства (но только в этом - в говорении и писании).

Часто умение видеть то, чего не осознают другие, начинается из чтения. Чтение литературы, которая вдохновляет, таким образом можно назвать тренировкой или проверкой перед писательством, которую, подавляющее большинство не проходит (и не должно). Воспринятые таким образом смыслы часто впоследствии изменяются и даже опровергаются, но сама способность их видеть и записывать вполне может вырасти из любви к литературе.

Процесс создания великой литературы, при этом, не сложен, сложно преодоление всего того, что ему мешает. Гоголь описывает, как во время своей поездки по Европе он зашел в корчму, где его никто не знал и написал, не поднимаясь от стола, целую главу "Мертвых душ", и хотя есть основания сомневаться в буквальной верности его слов (как и всего, что он когда-либо говорил и писал), тем не менее сама простота написания, -сел и написал,- соответствует действительности, когда подобралось к тому нужное стечение обстоятельств.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]apolitician@lj
2005-08-09 21:38 (ссылка)
А продолжить, если позволите, можно математическим:

"""
Право открытия принадлежит ребенку; о нем-то я и поведу речь. О маленьком ребенке, который еще не оглядывается, как взрослые, на каждом шагу: как бы не ошибиться, не опростоволоситься на людях (а то еще - о ужас! - сочтут несолидным или объявят "белой вороной"). О ребенке, которого не пугает досадная манера иных вещей оказываться совсем не такими, какими мы привыкли их себе воображать. Маленький ребенок ничего не знает (и знать не хочет) о негласных - но нерушимых - соглашениях, наполняющих самый воздух, которым мы дышим. А ведь последние, как известно, устанавливаются самыми рассудительными людьми на свете. Бог свидетель, в тех, кто умеет расставить все по местам, у нас никогда не было недостатка.

Наш рассудок насквозь пропитан разнородным "знанием". Приглядевшись, мы обнаружим в нем нагромождения из всяческих страхов, разных видов душевной лености, страстных желаний и запретов. То там, то здесь - завалы стереотипов, полезных советов первому встречному, разъяснений типа "нажми-ка на эту кнопочку". В духоте закрытого пространства толпятся разнообразные сведения, страхи и страсти; окна завешены, и нет ни единой щели, сквозь которую мог бы проникнуть свободный ветер. Кажется, все это "знание" затем и собрано там, чтобы преграждать путь живому восприятию, действенному познанию мира. Этот груз обладает колоссальной инертностью, которая, подчас неодолимо, гнет и тянет к земле.

Маленький ребенок открывает мир так же, как дышит. Вдыхая, он принимает мир внутрь своего хрупкого существа, на выдохе он отдает себя миру, и тогда мир принимает его. Взрослый человек тоже открывает мир - в те редкие моменты, когда ему удается забыть все, что он знал и чего боялся. В такие минуты он глядит вокруг широко раскрытыми, жадными до всего неизвестного, новыми глазами - глазами ребенка.
"""
Это - из автобиографической книги Гротендика, гениального математика, в переводе известных в ЖЖ людей, но я не помню ни их имен, ни где лежит оригинал.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2005-08-10 00:51 (ссылка)
Спасибо за эту цитату.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -