на верность республике и демократии II |
Feb. 1st, 2021|10:03 pm |
Про Старую Республику Звездных Войн я писал несколько лет назад; она, согласно додиснеевскому (ныне отмененному) канону, росла и эволюционировала в течении то ли двух, то ли двухсот тысяч лет, а с появлением Палпатина вступила, вполне по Марксу, в фазу абсолютного государства. Одномоментное создание Новой Республики, хоть после шестой, хоть после девятой серии, уже не может быть возвратом к прошлому. Старые Гильдии физически уничтожены, планеты экономически истощены и деморализованы. В этом смысле странно выглядит появление "флота добровольцев" в конце девятой серии, что было недостижимой мечтой еще сорок лет назад, при Эндоре. Но допустим. Так или иначе, после войны сохранение республиканской армии - вопрос решенный, не только по внешнеполитическим (раскол Галактики не преодолевается одной битвой, это всегда было очевидно всем), но и по внутриполитическим причинам, то есть по соображениям справедливости (соотношения риска и бенефиций) и равновесия сил.
Эта армия будет немногочисленной и экономически непривилегированной, ибо в противном случае Новая Республика будет просто новой ситхской вывеской - с теми же методами управления и тем же уровнем налогового давления. Из-за сравнительной слабости армии возрастает роль дипломатии во внешней политике (области, старым республиканцам неведомой). Внутри Республики армия, скорее всего, получает мандат на полицейские функции, но поддержание инфраструктуры межзвездной торговли должно быть изъято из ее компетенции. Сенат, уже и так собирающий налоги на армию, для сохранения легитимности наверняка делегирует финансирование межпланетных перелетов и торговли некоему форуму планет (структуре межправительственной, то есть практически неуправляемой, но наделенной правом самостоятельных эмбарго наподобие старой Торговой гильдии, связанной с Сенатом множеством медленных и запутанных процедур). Сам же Сенат вообще превращается в орган довольно своеобразный. Его глава, выборный канцлер или, возможно, президент, является одновременно и командующим армии, и "министром обороны", так что рост финансирования армии сдерживается непосредственно планетами, разделенными на фракции Приграничья (подверженного внешней угрозе) и Центра (внешней угрозе не подверженного и необходимости в республиканских налогах не видящего вообще). Общие налоги будут несколько ниже, чем при Империи, но гораздо выше, чем в Старой Республике, что, разумеется, вызовет недовольство планет Центра, со всеми вытекающими - от саботажа республиканских налогов до попыток создания собственной полицейской администрации до "республикоскептических" настроений в обществах, что подогревается, естественно, и внешними агентами.
В таких условиях жизненно необходимо максимально быстрое возрождение Ордена джедаев. Будучи, как мы помним, фундаментом конституции, в новой версии он получает полномочия еще большие - мандат на применение силы как против планет, так и против армии - для выполнения все той же цели, оперативного решения локальных конфликтов в обход Сената (во-первых, неповоротливого, во-вторых, решающего совершенно другие задачи). Естественным фактором, сдерживающим доминирование Ордена, будет его малочисленность, внутренняя зарегулированность и малая скорость роста. При постоянной внешней угрозе джедаи будут еще и связными Сената, поддерживающими партизанскую и шпионскую сеть за пределами Республики. Это не слишком честно, но иного выхода нет - в додиснеевском каноне сенатор Органа как раз и занималась именно тайным финансированием партизанской войны против оставшихся осколков Первой Империи.
Все это до жути напоминает политическую систему Штатов перед Первой мировой, что, в общем, неудивительно, поскольку она и строилась сознательно с расчетом на такие именно вызовы. Мораль сей басни все та же: политический идеализм (ориентировка на институты, управляемые согласованными принципами) и политический реализм (ориентировка на баланс интересов в условиях всеобщего эгоизма) тесно переплетаются - "ценности Республики" для своего осуществления требуют построения вполне циничной системы взаимного контроля и сдерживания (и это мы еще исходим из бескомпромиссного альтруизма основателей и архитекторов Новой Республики). И наоборот - реалистический консенсус, худо-бедно балансирующий силы и интересы, обретает субъективное бытие в виде "идеалов" и в таком виде продолжает успешно кусать собственный хвост. |
|